Как научить ребенка писать без ошибок

Содержание
  1. Как ребёнка научить правильно писать без ошибок ⋆ ElenaPrekrasnaya
  2. как научить ребёнка писать правильно, грамотно
  3. Процесс образования ошибок на письме
  4. Диагностирование дисграфии у школьника
  5. Рекомендации по преодолению дисграфии у детей
  6. Волшебный диктант
  7. Образ слова
  8. Весёлый мультфильм
  9. Шифровальщик
  10. Зоопарк
  11. Рекомендации для родителей
  12. Как научить ребёнка правильно писать, видео
  13. Учим ребенка писать без ошибок
  14. Невнимательность или дисграфия?
  15. Как выявить у ребенка расстройство письма?
  16. Эффективные методы борьбы с дисграфией
  17. Частная или общеобразовательная школа?
  18. Советы, как развить или повысить грамотность у ребенка
  19. Грамотность – это не только знание правил
  20. Как научить ребенка хорошо писать диктанты?
  21. Как научить ребенка грамотно писать: советы автора школьных учебников по русскому языку
  22. 4 важных орфографических умения
  23. Умение видеть орфограммы
  24. Умение выбирать написание
  25. Умение объяснить выбор написания устно и графически
  26. Умение находить и исправлять ошибки
  27. Советы родителям, которые занимаются с ребенком сами
  28. Как научить ребёнка писать без ошибок
  29. Простой способ научить ребёнка писать грамотно
  30. Также рекомендуем почитать:
  31. Что делать, если ребенок пишет с ошибками: 10 полезных советов
  32. 1 Помоги найти правильную мотивацию
  33. 2 Прививай любовь к чтению
  34. 3 Купи справочную литературу и словари
  35. 4 Замени устную речь письменной
  36. 5 Удели внимание теоретическим знаниям
  37. 6 Тренируй ребенка в восприятии текста на слух
  38. 7 Включи в занятия диктакты
  39. 8 Делай работу над ошибками вместе с ребенком
  40. 9 Консультируйся с логопедом каждые два года
  41. 10 Не торопи малыша при обучении чтению и письму

Как ребёнка научить правильно писать без ошибок ⋆ ElenaPrekrasnaya

Как научить ребенка писать без ошибок

Многие родители не знают как ребёнка научить правильно писать. Как помочь ему писать грамотно без ошибок и не пропуская буквы.

Количество школьников, допускающих ошибки на письме, достигает 70%. Но заучивание правил и множественное переписывание текстов только увеличивает число ошибок и снижает желание изучать русской язык.

как научить ребёнка писать правильно, грамотно

Зачастую в глазах преподавателей, такие дети выглядели лентяями, бездарями, неспособными к обучению. И учителя опускают руки, с натяжкой ставят им тройки. А иногда и вовсе оставляют их на второй год.

Количество детей, которые знают теоретические правила,но не могут применить их на практике, достигает 30%. Чаще всего им ставитсядиагноз «дисграфия».

Процесс образования ошибок на письме

Для наглядности, можно сказать, что процесс письма происходит следующим образом. Из слова вычленяется нужный звук. Мозг сопоставляет этот звук с его обозначением и внешним видом в пространстве.

Мозг передаёт нервный импульс, который превращается в руке в механическое действие – письмо. В процессе письма ученик автоматически вспоминает правило написание этого слова и применяет его на практике.

В сложном процессе письма задействован весь мозг: лобные и затылочные, теменные и височные доли. Для непрерывного процесса письма задействован каждый участок мозга.

Они, в цепной последовательности, передают импульс от одной зоны мозга к другой. Но как только в этой цепочке импульсов возникает помеха, передача импульса приостанавливается, и в процессе письма появляются ошибки.

Поэтому, для того, чтобы научить ребёнка правильно писать, нужно обучить его мозг этому последовательному процессу.

Диагностирование дисграфии у школьника

По каким критериям можно понять, что у ребёнка именнонарушение мозговой деятельности, следствием которой являются письменные ошибки,а не отсутствие знаний правил написания?

Для этого следует внимательно рассмотреть тетрадьученика и присмотреться к следующим письменным типам ошибок:

  • Пропускание или повторение в письме букв. Не прописанная буква в конце слова или перестановка букв. Зеркальное письмо цифр и букв.
  • Пропуск или забывчивое написание мало используемых букв («э», «ъ»).
  • Очевидные ошибки в ударных слогах (рОсти — рАсти).

А также о дисграфии подскажут «неаккуратные» привычкиведения тетради:

  • Игнорирование полей и строчек в тетради.
  • Неправильный перенос или отсутствие пробелов между словами.
  • Игнорирование окончаний предложений, пунктуации, всё пишется сплошным текстом.

Рекомендации по преодолению дисграфии у детей

Для борьбы с дисграфией логопеды разработали несколько упражнений в игровой форме. Их могут использовать родители, в качестве дополнительного обучения своих детей.

Волшебный диктант

Игра «Волшебный диктант», научит писать слова без пропуска букв. Зачитывайте ребёнку текст, по 3–4 слова.

В процессе игры он должен поймать ритм слогов и записать их в виде пунктирной линии. На боле продвинутом уровне ученик должен записать слова точками, которые соответствуют количеству букв в слове.

Образ слова

С помощью игры «Образ слова» восстанавливаем правильное написание окончаний. Очень напоминает игру в слова-города, лишь с тем отличием, что ребёнок должен назвать следующее слово не на последнюю букву, а на предпоследнюю или, на третью с конца.

Слова для игры можно ограничить определённой категорией или классификацией.

Например, растения, города или страны, вещи или предметы быта. А также это упражнение можно использовать для запоминания конкретных букв в словах, например, кОрзина.

Весёлый мультфильм

Игра в «Весёлый мультфильм» способствует запоминанию словарных слов. Предложите школьнику стать создателем весёлого мультика, в котором нужно последовательно использовать, названные вами словарные слова.

Проговаривать нужно очень чётко как ударные, так и безударные гласные. Ваш юный режиссёр-мультипликатор, с закрытыми глазами придумывает сюжет из последовательных слов, а потом рассказывает его вам.

Вы восторженно реагируете и через время проверяете написание сложных слов. Дайте малышу те слова, которые диктовали, чтобы он сам нашёл свои ошибки.

Если ошибки продолжают появляться, нарисуйте вместе с ребёнком слово с ошибкой, вписывая в рисунок трудно запоминаемую букву.

Шифровальщик

Играем в «Шифровальщика» и запоминаем правила написания слов. Это упражнение повышает грамотность и усвоение правил русского языка.

Например, напишите на листе или доске алфавит, в котором каждой букве будет соответствовать определённый знак или фигура.

Предложите ему написать письмо другу, используя новое обозначение с употреблением изученного правила (чередование оро-оло), которое не шифруется.

Когда друг получит зашифрованное письмо, должен будет правильно его расшифровать и ответить аналогичным образом.

Зоопарк

Игра в «зоопарк» научит ребёнка применять на письме изученные правила. Процесс происходит на ковре в кругу других детей и взрослых.

Каждый выбирает для себя животное, поведение которого будет имитировать. С помощью рук или поведения дать понять окружающим кто есть кто.

Начинается игра, и первый участник показывает свои повадки и несколько действий другого животного. Следующий участник, действия которого показали, повторяет свои и действия кого-то из других животных в круге.

Скорость нарастает, а тот, кто ошибается, выполняет любое желание или фант. Упражнение позволяет преодолеть страхи перед аудиторией, раскрепоститься, научиться запоминать и повторять, доводя действия до автоматизма.

Рекомендации для родителей

  • В основе грамотного письма лежит произвольная регуляция, которая развивается в процессе игр и упражнений. По статистике 95% неграмотных детей не знают правил развлекательных и ролевых игр, забав: в прятки, салки, прочие. Это те игры, в которых ребёнок приучается действовать и применять правила. Поэтому, позвольте своему малышу как следует наиграться в дошкольном возрасте и научиться следовать простым, игровым правилам.
  • Для успешного обучения малыша очень важно качественное питание мозга кислородом, который хорошо насыщается в процессе прогулок.
  • Спорт позволяет ребёнку выработать и развить моторику, скорость реакции, концентрацию внимания и произвольную регуляцию. С помощью глубокого дыхания мозг всегда будет насыщен кислородом.
  • Моторике рук и развитию двух полушарий способствует музыка, в том числе игра на фортепиано.
  • Массаж затылочной и шейной области после занятий снижает усталость и стресс.

Если применять и практиковать несколько техник, игр, упражнений или рекомендаций, то это незамедлительно в кратчайшие сроки отразится наилучшим образом на здоровье и грамотности ребёнка.

Как научить ребёнка правильно писать, видео

Источник: https://elenaprekrasnaya.ru/sovety/kak-rebjonka-nauchit-pravilno-pisat-bez-oshibok.html

Учим ребенка писать без ошибок

Как научить ребенка писать без ошибок

Практически все родители требуют от своих детей абсолютной грамотности, но мало кто из них что-то делает, чтобы научить ребенка писать без ошибок. Если школьник неправильно пишет слова, винят либо плохих учителей, либо самого ребенка, ссылаясь на его нежелание учиться.

Принято считать, что именно школа несет ответственность за грамотное письмо учеников. На самом деле, обязанности педагогов ограничиваются донесением материала до слушателей с последующей проверкой их знаний. Учитель не обязан каждый раз заострять внимание на проблемных моментах, он должен лишь выделять их и ставить оценку.

На 90% грамотность ребенка зависит от его родителей, а заниматься ею нужно с раннего детства.

Невнимательность или дисграфия?

По мнению ученых, школьник должен научиться грамотно писать к окончанию третьего класса. До этого момента следует интенсивно работать над навыком, но не стоит винить ученика, и тем более дошкольника, если у того не все получается.

Русский язык довольно сложен за счет множества словоизменительных грамматических категорий. Даже взрослые, не имеющие профильного образования, не способны удерживать в памяти все правила и нюансы.

До окончания третьего класса школьник должен овладеть навыком правописания.

В ситуации, когда ребенок плохо запоминает буквы или знает правила, но не может применять их на практике, ему может быть поставлен диагноз «дисграфия». Это нарушение процесса письма, возникающее на фоне распада или недостаточной сформированности психических функций, необходимых для полноценной письменной речи.

Состояние проявляется в виде повторяющихся, порой кажущихся глупыми ошибок. Это может быть следствием травмы или органического поражения головного мозга, влияния факторов социально-психологической природы.

В такой ситуации ребенку требуется помощь невролога или психотерапевта, а не зубрежка и систематическое написание диктантов.

Как выявить у ребенка расстройство письма?

Существует немало способов научить ребенка грамотно писать, но они не помогут, если проблема обусловлена поражением головного мозга. При подозрении на дисграфию следует немедленно обратиться к педиатру или неврологу. Если затягивать с лечением, ситуация будет усугубляться.

Признаки дисграфии, которые можно выявить, проверив тетрадь ученика:

  • ошибки присутствуют даже при написании тех гласных, которые являются ударными;
  • буквы просто пропускаются – это особенно часто касается редко используемых символов, например, «ъ»;
  • некоторые слова не дописываются:
  • встречается перестановка слогов в словах;
  • одна и та же буква повторяется несколько раз, заменяя созвучную (например, «магазиМ», вместо правильного «магазин»);
  • присутствует симптом «зеркального письма» – буквы перевернуты в противоположную сторону;
  • ученик не замечает ограничений в виде полей и строк, выходя за них;
  • между словами могут отсутствовать пробелы, знаки препинания (даже точки). Новые предложения нередко пишутся с маленькой буквы;
  • слова переносятся не по правилам.

При диагнозе дисграфия тоже можно научиться правильно писать. Надо только получить рекомендации врача, подобрать совместно с ним подходящую программу лечения, приступить к систематическим занятиям. Родители при этом должны проявлять максимум терпения, чтобы не усугубить положение.

Эффективные методы борьбы с дисграфией

Логопедами разработано немало программ, прохождение которых позволит школьнику с расстройством научиться писать правильно. Многие из них родители могут применять в домашних условиях.

Детей с диагнозом дисграфия можно также научить грамотно писать при правильно подобранной программе обучения.

Упражнения, которые способствуют избавлению от дисграфии и помогают ребенку писать без ошибок:

  • необычный диктант – при пропуске букв – надо зачитать ученику короткое предложение на 3-4 простых слова. Он повторяет эти слова вслух, простукивая ритм в такт слогам. Затем он записывает этот ритм, где каждый слог обозначает горизонтальной черточкой. Далее он под этими дефисами записывает предложение еще раз, уже ставя точку вместо каждой буквы. На последнем этапе каждая точка должна превратиться в букву;
  • использование образов – при стойких ошибках в одних и тех же словах, не дописывании окончаний – надо произнести слово, в котором ребенок часто допускает ошибку. Ученику поручаем придумать и сказать слово на проблемную для него букву. Например, он допускает ошибку в слове «кОрова», значит, должен придумать слово на «о». Так прорабатывается несколько слов, после чего пишется словарный диктант.

Это лишь базовые подходы, которые нужно систематически практиковать. По возможности ребенка следует записать на занятия к логопеду. Помимо индивидуальной работы лечение будет включать очень эффективные групповые методики.

Частная или общеобразовательная школа?

При наличии у ребенка дисграфии его по возможности следует определить в частное учебное заведение. Во-первых, в таких учреждениях детям помогают научиться правильно писать и выработать каллиграфический почерк за счет применения самых эффективных, подобранных в частном порядке техник.

Во-вторых, учителя в государственных школах часто просто не признают такого диагноза, проблемы ученика объясняют его ленью, не знают, как надо действовать. Они задаются целью заставить ребенка писать диктанты хоть как-то, чтобы тот мог получить проходную оценку.

При этом их действия зачастую негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии школьника, усугубляя ситуацию.

Советы, как развить или повысить грамотность у ребенка

При отсутствии органических или психоэмоциональных расстройств любого ребенка можно научить писать без ошибок. Применение разнообразных методик и соблюдение базовых правил позволит добиться успеха в работе со школьником младших, средних или старших классов.

При этом оптимальный результат наблюдается в ситуациях, когда родители еще с дошкольного возраста начинают заниматься своими детьми. Главное, не зацикливаться на заучивании правил, а работать сразу в нескольких направлениях.

Именно развитая интуиция по отношению к использованию родного языка становится залогом высокого уровня грамотности.

Грамотность – это не только знание правил

Сегодня существует немало уловок, которыми пользуются дети и их родители, чтобы написать диктант без ошибок и получить хорошую оценку.

Многие находят в интернете варианты текстов, соответствующих школьной программе, после чего ребенок буквально заучивает все проблемные моменты.

Взрослому человеку такой способ позволил бы отметить и запомнить написание слов для использования в будущем, а дети такие тексты быстро забывают. Их мозг не работает нужным образом, из-за чего уровень грамотности остается прежним.

Рекомендации, соблюдение которых позволит вырастить грамотного человека:

  • в детстве ребенок должен много играть в ролевые игры. Изучая их правила, малыши учатся регулировать свои действия, что потом ложится в основу письма;
  • обязательны частые и продолжительные прогулки на свежем воздухе. Это необходимо для насыщения мозга кислородом и его нормального функционирования;
  • уровень грамотности и интеллекта повышают физические упражнения за счет усиления интенсивности дыхания, развития моторики, скорости реакции. Как можно раньше детей рекомендуется отдавать в спортивные или танцевальные секции;
  • занятия музыкой или другими видами творчества также положительно сказываются на способностях детей грамотно писать;
  • время от времени дошкольникам и школьникам стоит посещать курсы массажа с упором на затылочную и шейную области. Это наладит мозговое кровообращение, простимулирует работу мозга.

Соблюдение таких правил позволит не просто научиться быстро писать под диктовку, но и самостоятельно сочинять и составлять грамотные тексты. Эти приемы укрепляют память за счет стимуляции работы мозга, положительно сказываются на общем уровне успеваемости школьника.

Родители должны заниматься с ребенком с дошкольного возраста, чтобы в будущем добиться успеха в школе.

Как научить ребенка хорошо писать диктанты?

Добиться грамотности от детей в последние годы становится все сложнее. Во многом это обусловлено тем, что они стали меньше читать и больше времени проводить в соцсетях, на форумах, в многопользовательских онлайн играх.

Это приводит к тому, что ребенок редко сталкивается с правильным написанием слов, вместо этого наблюдая за речью других пользователей с обилием ошибок.

Среди молодежи классической грамотности уделяется все меньше внимания, на смену правилам русского языка приходят распространенные шаблоны в виде исковерканных слов.

Чтобы ребенок мог хорошо писать под диктовку, нужно исключить влияние этих факторов и обратить внимание на такие моменты:

  • надо развивать мелкую моторику – это можно делать с помощью лепки, конструктора, рукоделья;
  • следует уделять внимание организации рабочего места – дети, выполняющие работу за столом, по статистике грамотнее чем те, которые пишут в расслабленной позе на диване или в кресле;
  • писать нужно регулярно – 1-2 небольших текста в неделю с обязательным разбором ошибок. Не стоит несколько раз подряд писать одну и ту же работу, доводя ее до совершенства. Задания нужно менять, при необходимости возвращаясь к ним через 1-2 месяца;
  • ребенок должен читать каждый день не менее 30 минут – не только про себя, но и вслух (с выражением, выделением голосом знаков препинания, но без проговаривания букв);
  • в распорядок дошкольника или школьника стоит включать семейные игры, во время которых ему придется читать или писать.

Хороший результат дают «обратные» диктанты. Ребенок диктует, кто-то из родителей пишет, после чего малыш проверяет. Можно специально допустить в нем несколько «детских» ошибок, чтобы маленький учитель их нашел. Предупреждать об этом не нужно. Если проверяющий не обнаружил проблем, проверкой следует заняться вместе, разбирая каждое слово.

Если задаться целью, всего за несколько месяцев можно повысить грамотность дошкольника или школьника, выработать у него привычку учиться, чтобы и дальше писать без ошибок. Такие занятия дополнительно стимулируют работу мозга, что положительно скажется на общей успеваемости ребенка.

Источник: http://www.schoolioneri.com/blog-o-chastnyx-shkolax/nauchit-pisat-bez-oshibok

Как научить ребенка грамотно писать: советы автора школьных учебников по русскому языку

Как научить ребенка писать без ошибок

Искусство учиться

Как научить ребенка грамотно писать: советы автора школьных учебников по русскому языку

30 марта 2019 51 106 просмотров

Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук

Все дети очень разные: одни схватывают все на лету, новое правило запоминают уже на уроке и упражнения выполняют почти без ошибок, другие запоминают медленнее, третьи, сколько с ними ни бейся, все равно ошибки допускают.

Как помочь ребенку дома? Повторять с ним правила? Проводить диктанты? Делать больше упражнений? В этой связи сразу всплывает то ли быль, то ли анекдот, то ли эпизод из фильма: учительница велит ученику после уроков сто раз написать на доске слово «шел», в котором он постоянно ошибается. Когда она возвращается в класс, вся доска исписана словом «шел», а внизу крупно: «Я все написал и пошол домой!»

Дело не в том, сколько упражнений ребенок выполнил, сколько раз он написал трудное слово и рассказывает ли правило наизусть. Если нет так называемой «врожденной грамотности», чтобы писать без ошибок, нужно уметь находить (видеть) в словах или между словами те места, к которым следует применять правила.

Подавляющее большинство школьников делать этого не умеют, у них не развита орфографическая зоркость. То же самое с предложениями: дети не видят, не умеют искать в предложении границы смысловых отрезков — места постановки знаков препинания. Их этому нужно специально учить.

Если мы хотим, чтобы дети писали грамотно, надо набраться терпения.

Мы, взрослые, должны хорошо понимать, что орфографические и пунктуационные умения развиваются медленно и у каждого ребенка в своем темпе.

К сожалению, только единицы, которым очень повезло, обладают «врожденной грамотностью», им достаточно двух-трех школьных уроков и домашних упражнений.

Но большинству нужны регулярные занятия, с постоянным повторением и постепенным расширением круга изучаемых правил.

Источник.

4 важных орфографических умения

Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это и это — пишет грамотно.

Умение видеть орфограммы

То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написание из нескольких вариантов («о» или «а», «е» или «и», слитно или раздельно, «ь» или «ъ», с «ь» или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант.

Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой парный согласный звук: «зу[п]», «ле[ф]», — это опознавательный признак орфограммы — проверяемой буквы согласного.

Обнаружив это «опасное место», ребенок применяет правило. Каждую орфограмму можно найти в слове по определенным признакам, и этому надо специально учить, показывать эти признаки.

Чаще всего именно поэтому дети (и взрослые тоже) пишут неграмотно: зная правило, не видят в слове место, к которому его нужно применить.

Умение выбирать написание

Как только ребенок нашел в слове точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить и выбрать верное написание. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов «зу[п]», «ле[ф]», подбираем проверочные слова («зубы», «львы»), слышим отчетливо согласный звук перед гласным — и пишем «зуб», «лев».

Умение объяснить выбор написания устно и графически

Это умение нужно и когда ребенок пишет, и когда проверяет написанное. Проще, быстрее и полезнее делать это графически.

Например, объясняя выбор букв «б» и «в» на конце слов «зу[п]» и «ле[ф]», ребенок должен написать так: «зуб — зубы»; «лев — львы» (букву «ы» он подчеркивает двумя чертами, потому что она обозначает гласный звук под ударением и помогает выбрать написание).

Делая такие обозначения, ребенок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную, «говорящую» форму. И ему, и взрослому понятно, почему выбрано именно это написание.

Фото из личного архива автора.

Умение находить и исправлять ошибки

Оно базируется на трех предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать те же действия:

— убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам;

— применить правило;

— объяснить написание графически.

Именно поэтому я рекомендую родителям и педагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мы всегда оставляем пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делаются на этой строке.

Если в процессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку и исправляет ее, отметка не только не должна снижаться — наоборот, ребенка нужно хвалить и всячески поощрять.

Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребенку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.

Советы родителям, которые занимаются с ребенком сами

1. У каждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила в порядке их взаимосвязи и нарастания трудности.

Далее определить, каких необходимых базовых знаний о языке и умений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить и только потом заниматься собственно правописанием.

Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.

2. Бессмысленно просто делать упражнения и писать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений со специальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает и принимает.

3. Лучше, если ребенок мотивирован, то есть занимается правописанием осмысленно и с желанием. Как только он увидит, что все не так страшно и появляются первые результаты, процесс пойдет.

4. Ни в коем случае не надо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться на него, сравнивать ребенка с его более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только с ним самим: в прошлый раз было десять ошибок, а сегодня только восемь. Ты молодец, движешься вперед.

Если следовать этим советам и работать методически грамотно, результат будет обязательно.

Обложка поста: pexels.com.

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/03/30/kak-nauchit-rebenka-gramotno-pisat-sovety-avtora-shkolnyx-uchebnikov-po-russkomu-yazyku/

Как научить ребёнка писать без ошибок

Как научить ребенка писать без ошибок

Очень часто дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из таких детей вырастают безграмотные взрослые, и это, к большому сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, можно озвучить так:

Ошибка не должна фиксироваться в сознании.

Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: “здесь пишется не “а”, а “о”.

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений школьного учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь “о” или здесь “е”.

Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Простой способ научить ребёнка писать грамотно

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль.

Ему принадлежат следующие строки: “Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем”.

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории очень простое.

Ребенка нужно научить так называемому “орфографическому” чтению.

Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова.

Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать “чтением грамотности”, вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

“Чтение грамотности” должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово “который” он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. “каторый”. Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше – примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю.

Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание.

Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте.

Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотелось бы пересказать разговор со случайным попутчиком в поезде.

Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа “Война и мир”.

Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам.

Классика – великая вещь! Попробуйте.

Источники:

1. А. Луговская, М. Кравцова, О. Шевнина “Хочу в школу? Как пробудить у ребенка интерес к учебе”;
2. М.Г. Коляда “Семейная энциклопедия воспитания ребенка”.
 

Также рекомендуем почитать:

Родителям → Дети и дорожное движение

Родителям → Гиперактивный ребенок в школе

Родителям → Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у ребёнка

Родителям → Лицом к детям

Родителям → Эмоции ребенка и что их вызывает

Источник: https://serbina-sv.ru/kopilka-znanii/roditeljam/kak-nauchit-rebyonka-pisat-bez-oshibok.html

Что делать, если ребенок пишет с ошибками: 10 полезных советов

Как научить ребенка писать без ошибок

Допускать ошибки при обучении русскому языку — абсолютно нормально и естественно (будем честны, это не самый простой предмет). Но иногда количество и качество «промахов» достигает слишком больших размахов, и тогда родители и учителя начинают беспокоиться и задаваться вопросом, как помочь ребенку научиться писать без ошибок?

Почему ребенок пишет с ошибками? Все чаще от школьных логопедов можно услышать слово дисграфия — приговор без права на пятерку по русскому языку. Это нарушение проявляется в специфических, повторяющихся ошибках, и связано с нарушением психологических функций, которые обеспечивают процесс письма.

Исправление дисграфии — задача логопеда.

Откуда берется дисграфия? Ряд специалистов считают главной причиной наследственность. Может также наблюдаться у детей с билингвизмом, из-за нарушений речевых контактов, завышенных требований к грамотности ребенка. При дисграфии родителям приходится видеть самые невероятные ошибки у чада: и пропуски букв и слогов, и замены букв (например, «б» на «д»), и перестановки их местами. 

Опытный специалист справится с дисграфией за год-два систематической работы. Но ведь так хочется избежать необходимости нагружать малыша дополнительными походами к логопеду. Как известно, проблему лучше предупредить, чем лечить.

1 Помоги найти правильную мотивацию

Часто дети не понимают, зачем вообще нужна грамота и умение писать без ошибок. В таком случае следует замотивировать ребенка и объяснить, что взрослые оценивают образованность человека именно по этому параметру.

Можно привести пример из своей работы: насколько важно соблюдать все правила русского языка в деловых бумагах и переписке.

2 Прививай любовь к чтению

Казалось бы, какое отношение имеет чтение к безошибочному написанию текстов? На самом деле эти два понятия очень тесно связаны между собой. Ученые доказали, что дети, которые с раннего возраста начинали читать большое количество художественной литературы, уже к третьему-четвертому классу писали в разы более грамотно, даже не зная правил.

Все дело в том, что в процессе чтения ребенок автоматически запоминает, как пишется то или иное слово, и воспроизвести его в дальнейшем уже не составит никакого труда, даже если он не cможет объяснить, почему оно пишется именно так, а не иначе.

Педагоги уверены, что особую пользу приносит чтение вслух. Для этого старайся подобрать книги, которые интересны малышу, но лучше пусть это будет классическая русская литература. 

Если он никак не хочет читать, подключись к процессу сама — чтение по ролям очень занимательно для малыша, и делает его интересным.

3 Купи справочную литературу и словари

Помимо художественной литературы, важно иметь дома печатные толковые и орфографические словари.

Если ребенок сомневается в написании или значении того или иного слова, приучи его не спрашивать об этом у тебя или домочадцев, а сразу открывать словарь и искать термин на нужную букву.

Важно, чтобы малыш научился самостоятельно добывать информацию и запоминать значение слов (а заодно и правильное написание).

Кроме того, с младшей школы стоит приучить ученика записывать все трудные слова (особенно те, в которых он допускал ошибки), в отдельный самописный словарик. Подчеркивайте трудные места и обязательно ставьте ударения. Фиксируя сложные моменты, ребенок лучше запоминает их.

4 Замени устную речь письменной

Это сделать проще, чем кажется. Например, если ты работаешь целый день в офисе и привыкла созваниваться со своим чадом по телефону, замени звонки текстовыми сообщениями.

Естественно, тебе и самой придется писать все слова писать все слова правильно, чтобы подавать пример малышу.

Придумайте с ним игру и регулярно в течение дня обменивайтесь диалогом из не менее 20 развернутых предложений.

То же самое можно сделать и дома: пиши чаду бумажные записки, вместе составляйте вместе список продуктов, подписывайте поздравительные открытки родственникам.

Очень быстро ты увидишь, что ребенок стал писать правильно и допускать меньше ошибок. Кроме того, важно учиться вместе с малышом проговаривать слова так, как они пишутся. Важно объяснить, что часто написание может отличаться от произношения.

5 Удели внимание теоретическим знаниям

Как научить ребенка писать без ошибок? Часто бывает, что ученик вызубрил те или иные правила, но вовсе не пропустил их через голову — отнесся к изучению нового материала поверхностно — и по-прежнему допускает все те же «промахи».

В таком случае нужно уделять большее внимания изучению теоретического материала. Включись в процесс и попроси его:

  • рассказать тебе то, что он прочитал, своими словами и так, как он понял,
  • придумать и привести тебе хотя бы 3–5 примеров к изученному правилу (если ему сложно, помоги и придумай вместе с ним первые три примера, а остальные два он приведет сам),
  • найти хотя бы пять примеров к изученному правилу в книгах по художественной литературе и выписать их, а затем произнести вслух по памяти.

Да, это займет больше времени, чем можно себе представить, но после таких манипуляций ты будешь уверена, что ребенок зафиксировал в голове пройденный материал.

6 Тренируй ребенка в восприятии текста на слух

Существует масса обучающих игр и упражнений, в которых требуется работать с деформированными предложениями.

Текст можно распечатать на листке бумаги, а затем разрезать на отдельные слова и словосочетания и предложить ученику сложить предложения самостоятельно.

К примеру, можно предложить малышу соединить первые слова предложения с последним по смыслу. Сначала дай ему три легких варианта, а затем еще пять посложнее.

Выполняя подобные упражнения, ребенок скорее научится понимать структуру предложения и мыслить логически, собирая слова в фразы.

Далее потренируйтесь воспринимать на слух информацию. Возьми текст, который будет ему интересен, и начни читать предложения. Пусть ребенок на слух определит, где должно заканчиваться предложение и как расставить знаки препинания.

Еще одно хорошее упражнение: малыш должен на слух определить количество слов в предложении. Можно отдельно посчитать все предлоги, союзы или имена существительные.

В тренировке на слух можно перейти к тому, чтобы ребенок научился проговаривать все слова по буквам и слогам. Ты можешь читать одно предложение или недлинную фразу, после чего он будет повторять все то же самое, но по буквам и делая слоговые паузы.

7 Включи в занятия диктакты

Как научить ребенка писать диктанты без ошибок? Сначала объясни ему простые правила, на которых строится успешное написание диктанта.

Главное — услышать, что сказал учитель, поэтому следует ни на что не отвлекаться и не писать во время того, как произносится текст.

Также не стоит отвлекаться на списывание или какие-либо посторонние вещи — так он рискует лишь ухудшить конечный результат.

После всех  упражнений на слух можно переходить к написанию домашних диктантов. Заранее убедись, что ребенок готов заниматься: не устал, не заболел, не хочет есть и готов воспринимать информацию. Позаботься о том, чтобы в комнате не было душно — свежий воздух существенно улучшает работу мозга.

Постарайся выбрать подходящий по уровню школьного развития текст, который малыш способен осознать. Старайся делать паузы не слишком длинными и не слишком короткими, чтобы ученик успевал. Проговаривай текст очень четко и спокойно.

Специалисты утверждают, что достаточно писать под диктовку всего пару текстов в неделю, чтобы уже через 2–3 месяца был заметен положительный результат.

8 Делай работу над ошибками вместе с ребенком

Не стоит  играть в «строгого учителя», ругать ребенка и тыкать ему в лицо тетрадью, полной красных отметин. Лучше всего сесть рядом и дать ему сначала самому проверить текст, а затем указать на «промахи» и еще раз проговорить правила написания.

Кроме того, большинство педагогов советует выписывать ошибки и проделывать письменную работу с ними. К примеру, в словах выделять ударение и записывать напротив него несколько однокоренных, с помощью которых получается выявить правильное написание, а в целых предложениях проводить полный разбор структуры, чтобы определиться со знаками препинания.

9 Консультируйся с логопедом каждые два года

Это нужно делать в два года, в четыре года и в шесть лет. Почти все нарушения звукопроизношения имеют неприятную особенность отражаться на письме. Если ребенок заменяет звук «ш» на «с», когда говорит, то и при письме будет допускать ошибки. Так получилось, что до школы все звуки речи исправить не удалось? Тогда обязательно продолжайте занятия с логопедом в начальной школе.

10 Не торопи малыша при обучении чтению и письму

Иногда беглое чтение дошкольника приводит к дисграфии в школе: рука не успевает за мыслью. Притормаживай ребенка и помни, что беглое чтение до школы не так важно, как понимание читаемого.

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/537452-kak-nauchit-rebenka-pisat-bez-oshibok-8-poleznyh-sovetov/

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: