Как писать сочинение по картине

Содержание
  1. Как написать сочинение по картине
  2. План описания картины. Особенности и примеры
  3. С чего начать
  4. Разбираем план сочинения-описания картины
  5. Полезные приемы
  6. М. Врубель, “Демон сидящий”. Пример описания картины по плану
  7. Как писать сочинение-описание по картине
  8. Описание картины
  9. Раскрытие темы и вывод
  10. Сочинение должно содержать ТРИ основных части:
  11. Примерная схема сочинения по картине
  12. Синонимические ряды для сочинения-описания картины:
  13. План и речевые клише для написания сочинения по картине*.
  14. Вступление:
  15. 2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко).
  16. 3. Что изображено на переднем плане.
  17. 4. Что изображено на заднем плане.
  18. 5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
  19. 6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.
  20. Что нужно знать о визуальном искусстве?**

Как написать сочинение по картине

Как писать сочинение по картине

В школьной программе среди работ по развитию речи большое внимание уделяется сочинениям по картине. Через восприятие художественного полотна дети учатся выражать свои мысли, чувства и эмоции. Картины великих мастеров не только будят воображение, но и приобщают к высокому миру искусства.

В зависимости от жанра сочинения (сочинение-рассуждение или сочинение-описание) существуют определенные правила его построения и специфика раскрытия темы.

Однако на первом плане всегда остается умение проникнуться чувствами, которые вызывает художественное произведение, выразить свое видение картины, разобраться в средствах художественной выразительности. Но выразить свои мысли не так и просто.

А потому мой рассказ о том как писать сочинение описание по картине будет весьма кстати.

Как работать над сочинением-описанием по картине?

1. Настройтесь на творческий подход к процессу написания сочинения. Сначала внимательно рассмотрите произведение художника. Пока ничего не описывая, определите (это важно), что изображено на переднем плане картины, что является ее фоном.

Обратите внимание на мелкие детали, расположенные по краям картины. Взгляните на полотно общим взглядом, отметьте цветовую гамму произведения (это важный элемент в описании). И еще – как влияет на ваше настроение и восприятие то, что изображено на картине. После этого приступайте к сочинению.

2. Не забывайте, что ваша работа должна содержать три главных части (небольшое вступление, основная часть и выводы). Нередко ученики начинают с рассказа о художнике. Действительно, неплохо бы предварительно узнать о некоторых сведениях из жизни автора картины, возможно, связанных с сюжетом произведения, либо повлиявших на его создание.

Подумайте, как по-особому (не по шаблону) начать сочинение.

Возможно, сначала вы захотите упомянуть интересные факты, связанные с жизнью автора или с самой картиной, с сюжетом или историческими лицами, изображенными на ней.

Возможен и другой вариант – начать сразу с описания ваших эмоций и настроения, вызванных этим полотном, а затем перейти к более детальному описанию, показав, как художнику удалось передать вам эти чувства.

3. В основной части вы должны суметь не просто описать картину, но и рассказать о главной мысли автора, и какими художественными средствами он ее передал.

Если это пейзаж, опишите, что изобразил художник. Как он назвал свое произведение. Пишите своими словами, стараясь подобрать интересные сравнения, эпитеты, точные и красочные определения. Проводите параллели со стихотворными строками, созвучными настроению данной картины (например, у Есенина, Фета и других поэтов).

Обязательно обратите внимание на различные детали пейзажа (все в картине имеет значение). Например, подумайте над тем, почему на втором плане художник большое место отвел изображению неба или широким просторам. Как они выглядят.

Укажите даже на самые малые детали пейзажа. Не стесняйтесь делиться своими мыслями и выводами, которые возникнут у вас в ходе описания. Это придаст вашему сочинению индивидуальность.

Сделайте свой вывод, смог ли художник через состояние природы передать свое настроение.

4. Если картина относится к батальной живописи, вам необходимо будет дать краткую информацию об историческом событии, которое отразил художник. В подобных картинах виден сюжет, известна предыстория и последующие события.

Здесь важно обратить внимание не только на главных, но и на второстепенных персонажей и окружающие их предметы (помните, что в любой, казалось бы, незначительной детали присутствует авторское отношение к изображаемому).

Вглядитесь в их лица, позы. Опишите, где развиваются события, какими красками пользуется художник и почему. Что таким образом он подчеркивает (к примеру, тревогу или воодушевление, самообладание героев).

Подумайте, что особенного в этой картине, чем она вас заинтересовала и не оставила равнодушным. Это будут ваши личные мысли, которые выделят сочинение, среди других. Рассуждайте, что заставило художника обратиться именно к этому сюжету, что он хотел донести до людей.

5. Описание по картине портрета предполагает умение видеть и замечать множество деталей, оттенков и художественных средств, с помощью которых автор передал свое отношение к изображаемой личности. Поэтому внимательнее приглядитесь к персонажу картины. Что вы видите в его глазах, в выражении лица.

Что можете сказать о его настроении (доволен ли жизнью, безмятежен, грозен, уставший и т.д.), какие чувства вызывает у вас эта личность. Возможно, какие-то внешние особенности (морщинки у глаз, живой блеск глаз, волевой подбородок и прочее) указывают на характер героя. Выскажите о нем свое мнение.

Какие мысли вы смогли прочесть на лице этого человека.

Опишите детали окружающих его предметов, а также одежды и украшений. Например, отметьте, с какой тщательностью художник вырисовывал складки струящегося шелка, блеск атласа, передал тепло мягкого бархата. Все в картине служит передаче определенного настроения (как героя портрета, так и самого автора) — постарайтесь его уловить и рассказать о нем.

Если перед вами портрет известного исторического деятеля, коснитесь его биографии, используя лишь те факты, которые могут подтвердить сведения о характере этого человека и тех личностных чертах, которые хотел подчеркнуть художник. Не перегружайте свое сочинение ненужной информацией. В заключении обязательно выразите собственное мнение о портрете.

6. Описание по картине должно включать в себя информацию о том, какими приемами пользовался художник для создания своих образов. Следовательно, не забудьте коснуться того, как выполнены детали картины: какие мазки (легкие, осторожные или уверенные, широкие), какие цвета и краски (холодные, теплые, светлые, темные), как использовано пространство (центр, дальний план и передний), и т.д.

М. Светлана,

Источник: https://sochinenie212.wordpress.com/2017/07/17/kak-napisat-sochinenie-po-kartine/

План описания картины. Особенности и примеры

Как писать сочинение по картине

В школьной программе одним из любимых заданий учителей русского и литературы является написание сочинения по заданной картине. Но не всегда понятно, как лучше это сделать и с чего вообще начать.

Для многих это задание является сложным, поэтому они вынуждены искать помощи на просторах Интернета или просто списывать уже готовые работы.

В данной статье предлагается удобный план описания картины с примером, чтобы ученики могли разобраться с особенностями такого сочинения и понять, как сделать это задание на пятерку.

С чего начать

Как и в любом другом сочинении по школьным предметам, работа начинается с продумывания четкой структуры и последовательности изложения мыслей. Это совершенно не значит, что вы ограничены в творчестве – вам лишь предлагается план описания, который поможет в грамотном порядке перенести свои идеи на бумагу. Вот последовательность, которой стоит придерживаться:

  1. Введение.
  2. Описание переднего и центрального планов картины.
  3. Задний план.
  4. Характеристика цветовой гаммы.
  5. Ваши чувства.
  6. Выводы.

Разбираем план сочинения-описания картины

Первой частью подобной работы всегда является введение. Это тот абзац, который излагает читателю основные и важные детали. Здесь следует указать емкие выдержки из биографии автора художественного произведения, преобладающий стиль его работ.

Также нужно упомянуть о каких-либо фактах, связанных с описываемым творением: сколько над ним работал автор, что являлось предпосылкой к его созданию.

Постарайтесь сделать введение лаконичным и избегать клише, если хотите создать поистине интересное описание картины по плану, представленному в этой статье.

Далее пишется основная часть, которая включает в себя пункты 2-5. Сначала уделяется внимание центру композиции картины, так как именно на главном объекте автор хотел сконцентрировать взгляд зрителя.

Опишите, что он собой представляет: если это пейзаж, то центром может являться река, лес, дерево (какие они?); если портрет – кто является главным его героем, какие отличительные черты бросаются в глаза; если произведение на историческую тему, то какое событие на нем разворачивается и кто в нем участвует.

Уделите также внимание заднему плану картины, автор мог разместить на нем что-то не менее важное или дополнить им картину так, чтобы она произвела должное впечатление. Не забудьте описать предполагаемую атмосферу произведения – спокойная она или оживленная, радостная или меланхоличная, воспевающая или высмеивающая.

Затем по плану описания картины следует характеристика цветовой гаммы. Проанализируйте, теплая она или холодная, какие оттенки в ней преобладают.

Зачастую именно через цвета автор передает свои чувства, поэтому нужно уделить палитре особое внимание.

После того как все это было описано, переходите к изложению своих чувств: о чем вы думали, когда смотрели на произведение, какие ассоциации оно вызывало, мысленно перенеситесь на полотно – что вы ощущаете, когда находитесь там.

Заключительная часть – вывод по всему вашему сочинению. Он так же, как и введение, должен быть лаконичным и отражать главные мысли произведения, дополнять их.

Полезные приемы

Чтобы ваше сочинение вызвало интерес читателя, возьмите на заметку несколько полезных приемов.

  1. Используйте эпиграф. Если на примете есть подходящие к вашему сочинению или описываемой картине фразы, строфы из стихотворений, то нет причин на то, чтобы их не использовать. Единственное, что нужно учесть – правила оформления эпиграфов. Уместные цитаты также являются хорошим приемом.
  2. Прием последовательного описания. Помимо последовательности, приведенной в плане описания картины, можно придерживаться принципа отражения деталей работы снизу вверх.
  3. Увеличение. Рассматривайте все детали как сквозь увеличительное стекло: отметьте то, чего другие могли не заметить.

М. Врубель, “Демон сидящий”. Пример описания картины по плану

Михаил Врубель – выдающийся художник, творивший на стыке XIX-XX веков. Он работал во многих жанрах изобразительного искусства. Его картины пронизаны глубиной чувств и тревожным беспокойством.

Не исключением является и работа “Демон сидящий”, созданная на заре его творческой деятельности, в 1890 году. Она была одной из многочисленных иллюстраций к поэме М. Ю.

Лермонтова “Демон” и сейчас обрела свое постоянное место в Третьяковской галерее.

Главным героем этого произведения является молодой мужчина, прозванный своим создателем “демоном”, задумчиво глядящий вдаль.

Он одет лишь по пояс, и его красивое лицо, длинные курчавые волосы, сложенные руки и мускулистость совершенно не позволяют зрителю представить, что в нем может быть хоть что-то демоническое, ведь на картине отражена больше печаль, нежели злобная властность. На заднем фоне красуются невиданные цветы, которые поражают строгостью своих форм, и чарующий алый закат.

В данном произведении преобладают теплые оттенки цветов: от бледно-желтого до ярко-розового. При этом с ними контрастирует цвет одежды демона и некоторые оттенки растений, демонстрируя противостояние этого создания миру и некоторую отчужденность.

Эта картина вызывает смешанные чувства: несмотря на то что демон – существо недоброе, его становится жаль при виде скорби в глазах. Есть некая печаль в этой картине, так как становится понятно, насколько одинок и грустен изображенный на ней герой. Возникает необъяснимое желание помочь ему, при этом чувствуется некая тревога, ведь это не человек.

Картина “Демон сидящий” наполнена глубоким смыслом, который Михаил Врубель умело в ней отразил.

Сам же художник писал о своем произведении: “Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…

” Таким образом, становится понятно, что автор исполнен сострадания к своему герою, чем невозможно не проникнуться, когда рассматриваешь это произведение.

Используя как пример это сочинение, написанное по приведенному в данной статье плану описания картины, вы сможете проделать то же самое с любым другим произведением искусства.

Источник: https://FB.ru/article/381644/plan-opisaniya-kartinyi-osobennosti-i-primeryi

Как писать сочинение-описание по картине

Как писать сочинение по картине

Для того, чтобы написать качественное сочинение по картине, не требуется на профессиональном уровне разбираться в живописи или уметь рисовать.

Достаточно знать, на что обратить внимание, какие пункты обязательно упомянуть в сочинении и какую информацию вообще стоит искать о картине и ее создателе.

Описание картины

Лучшая стратегия в описании картины – «что вижу, то пою». Внимательно вглядитесь в картину. Что вы заметили на переднем плане (что в первую очередь бросается в глаза?), что — на заднем.

Что изображено на картине: человек или группа людей, предметы, природа? Исходя из этого, можно определить жанр картины: пейзаж, натюрморт и т. д.

Обязательно нужно обратить внимание и на задний план, отметить фон, на котором разворачиваются события, упомянуть в сочинении интересные и необычные детали, которые показались любопытными.

Нужно указать, как написана картина — материал (масло, уголь и т. д.), техника, стиль. Информация обычно дается в любом справочнике или учебнике.

Затем стоит обозначить, какое впечатление производит изображение. Например, если на картине нарисован темный лес, а небо над ним хмурое, можно с уверенностью утверждать, что художник хотел передать тревожное или печальное настроение.

Раскрытие темы и вывод

Соотнеся название картины и ее содержание или сюжет, раскройте тему, которую пытался передать художник.

Не обязательно обращаться к справочникам и книгам по истории (хотя если на картине изображена историческая сцена или древний правитель, это сможет помочь).

Важно помнить, что все самое важное, все подсказки уже есть на картине — просто нужно отметить все детали и собрать их в единое целое.

К справочной литературе же можно обратиться для заключительной части сочинения — краткого вывода, в котором стоит написать, насколько типично указанное произведение для конкретного художника и какое место оно занимает в его творчестве.

Сочинение должно содержать ТРИ основных части:

  • во вступлении вы сообщаете краткие сведения о художнике и картине;
  • в основной части даете анализ изображенного на картине
  • в заключении высказываете свое отношение к картине, говорите о своих впечатлениях, а не просто пишете понравилась она вам или нет.

Примерная схема сочинения по картине

1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).

2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).

3. Описание картины:

а) сюжет картины (о чем повествует картина);б) что изображено на переднем плане;в) что изображено на заднем плане картины;г) описать основных героев картины (если они есть);д) детали картины;

е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);

4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).

5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.

6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).

На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).

Синонимические ряды для сочинения-описания картины:

  • художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);
  • создает, пишет, изображает, воспроизводит;
  • картина, полотно, репродукция, холст…

Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.

Фразы, которые могут вам помочь:

ЭЛЕМЕНТОПРЕДЕЛЕНИЕКЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
КомпозицияЧто делает изображение целостным? Как располагаются объекты по отношению друг к другу в пространстве холста?Что / Кто является центрально фигурой? Как другие объекты расположены по отношению к центральному?То, как автор сводит все объекты воедино, объясняет влияние на внимание зрителя. Композиция также создает тон, настроение и смысл картины.
Элементы дизайна«Художественные изюминки», которые использует художникКакие элементы дизайна являются наиболее важными в этой картине (цвет, линии, фактура, форма, величина, размер, текст, движение)?То, что автор использует, и то, чего не использует, может много сказать о замысле автора.
Фокусная точкаТо, на что вы сразу обращаете внимание, когда смотрите на картину.На чем фокусируется внимание? Какие приемы помогли художнику сфокусировать внимание именно на данном объекте?Понимание того, что находится в фокусе, поможет вам сформулировать идею картины.
ПалитраЦвета, которые использовал художникКакие цвета используются? Как эти цвета влияют на атмосферу, настроение и смысл изображения? Цвета предсказуемы или непредсказуемы? (например: предсказуемо использовать красный для выражения опасности)Цвета помогают создавать  настроение, выделять отдельные части изображения, соединять детали изображения или выражать символический смысл.
ЛинииХарактер линий, которые использовал художник.Как линии помогают привлечь внимание к объекту, передать характер изображения?Обычно характер линий многое говорит о том, что хочет передать автор.
ТекстурыТекстура может быть шероховатая или гладкая, 2-х и 3-х -мерная. Есть ли текстуры? Какова их задача?Текстуры приближают изображения к реальным объектам, помогают задействовать иные чувства восприятия, помимо зрения.
ФормыТо, как художник использует круги, квадраты, прямоугольники, овалы и другие фигуры.Какие формы, использует художник? Как форма или отношения между фигурами помогает сфокусировать внимание?Наши глаза фокусируются на знакомых формах. Это часто используется художниками для достижения цели.
Свет и теньИспользование света и тени помогает создать объем в картине.Как автор использует свет и тень? На что направлен свет? Что остается в тени?Светотени помогают объектам становиться более реальными, почти осязаемыми. Свет и тень помогает автору делать смысловые акценты в изображении.
ОбъемИспользование различных приемов, которые делают объекты объемными.Как используется свет и тень? Есть ли в этом символический смысл? За счет чего, помимо света и тени, создается объем? (передний план, задний план)Объем важен не менее, чем цвет. Чем объемнее кажется объект, тем он более значим для понимания смысла.
РазмерПроанализировать можно как размер всей картины, так и размер объектов, нарисованной на ней.Почему картина именно такого размера? О чем говорит размер отдельных деталей?Размер картины или деталей приближает нас к разгадке авторского замысла.
Символические элементыОсобые детали на картине могут иметь символическое значение.Какие объекты имеют символическое значение? Каково это значение?При помощи символов автор создает атмосферу и передает основную мысль

План и речевые клише для написания сочинения по картине*.

Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.

Вступление:

Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом.

Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора).

А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне?

  • Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины)
  • На уроке русского языка мы познакомились с великолепной картиной ___________(указать Ф.И. художника и название картины)
  • Картина (она) написана в жанре _______(указать жанр)
  • Чтобы изобразить ______(что?) автор обращается к жанру______(указать жанр)
  • Интересна история создания этого полотна (далее коротко рассказать об истории создания).
  • В творческой биографии художника это произведение сыграло огромную роль (далее рассказать о роли картины).
  • Тема картины – ______(указать) – привлекала многих художников, потому что_________(написать причину).
  • Много произведений посвящено теме _________(указать тему), потому что _______(причина).

2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко).

  • На картине_____(Ф.И. автора) изобразил _____(что?)
  • Что мы видим на картине? (Далее коротко передать сюжет картины).
  • Интересен сюжет картины:______(далее коротко передать сюжет картины)
  • Художник (Ф.И.) обращается к изображению ____(чего?)

3. Что изображено на переднем плане.

Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.). Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..

  • На переднем плане картины мы видим_____(что?)
  • Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)
  • На переднем плане картины художник изобразил _____(что?)
  • На переднем плане художник выделил_____(что?) (каким-либо цветом (указать) и/или композиционно).
  • Прямо перед нами изображены____(кто/что?)

4. Что изображено на заднем плане.

Описывая то, что изображено на заднем  плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..

  • На заднем плане картины расположилось(используйте нужную форму) _______(что?/кто?)
  • Задний план занимает_____(что?)
  • Вдалеке открывается_____(что?)

5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?

  • Изображая ____(что?) художник использует огромнуюгамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины)
  • Поражают цвета на картине: ____(перечислить)
  • На картине преобладают ______(какие?) цвета. Этоделает картину____(какой?)
  • Используя _____(какие) цвета и оттенки, художникдобивается _______(какого?)настроения.
  • Благодаря контрасту _______(каких?) цветов, мыпонимаем идею художника ____(какую?)
  • Художник недаром выбирает для своей картины _______(какие?) краски. Этим он решает показать нам _____(что?)

6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.

Опишите свои впечатления от картины.

  • Когда я смотрю на картину ____(чью? + название), то вспоминаю____(что?)
  • Любуясь картиной, я почувствовал ____(что?)
  • Картина создает ____(какое?) настроение.
  • От этого полотна веет _____(чем?)
  • Художнику удалось гениально передать ____настроение.

Что нужно знать о визуальном искусстве?**

Искусство, безусловно, влияет на каждого. Оно заставляет нас чувствовать радость, печаль или отвращение, искусство часто высказывает идеи, которые выходят за рамки рационального мышления и языка.

Искусство передает эмоции не только посредством вдохновения художника, но также при помощи художественных методов визуальной коммуникации, именно поэтому письменный анализ картины требует базового понимания методов визуальной коммуникации.

Вот несколько пунктов, которые вы можете проанализировать в ходе работы над сочинением-описанием картины.

  1. Узнайте размеры картины в оригинале. Подумайте, почему автор выбрал тот или иной размер. Большие картины, как правило, призваны передавать масштаб, а маленькие – концентрировать идею.
  2. Оцените четкость изображения. Элементы имеют четкие линии и границы, и тем самым представляют реальный объект, либо же предметы не имеют определенной формы ввиду некой авторской задумки. Что это за задумка?
  3. Запомните, любое произведение искусства направлено на зрителя, поэтому задумайтесь над:
  • целью художника,
  • его предполагаемой аудитории,
  • как целевая аудитория повлияла на выбор техники и цвета,
  • историческим контекстом, в котором было создано произведение искусства.

Источники:

Как написать сочинение по картине?

Источник: http://mtvrus.ru/uchenikam/razvitie-rechi-i-tvorchestvo/kak-pisat-sochinenie-opisanie-po-kartine/

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: