Как помочь ребенку овладеть речью

Содержание
  1. Развиваем речь у ребенка
  2. Виды речи
  3. Как развить пассивную речь ребёнка
  4. Проговаривайте, что делаете вместе
  5. Показывайте ребёнку мультики
  6. Читайте ребёнку книги
  7. Как развить активную речь
  8. Играйте в игры, развивающие речь
  9. Общайтесь со своим малышом
  10. Заставляйте малыша подражать
  11. Просите ребёнка читать скороговорки
  12. Просите ребёнка читать вслух
  13. Работайте с малышом, чтобы он был умницей
  14. Курс на совершенствование речевых навыков, или как научить ребенка говорить в 1, 2 и 3 года
  15. “Мама”, “папа” и другие слова
  16. Осознанными предложениями
  17. Как быстро научить малыша разговаривать в 1-2 года?
  18. Упражнения для развития речи в 3-5 лет
  19. Учимся правильно выговаривать сложные буквы
  20. по теме
  21. Как научить ребёнка говорить
  22. В каких случаях стоит беспокоиться
  23. Развитие речи у дошкольников
  24. Типичные проблемы развития речи дошкольников
  25. Как развивать речь дошкольника?
  26. Полезные упражнения по развитию речи дошкольника

Развиваем речь у ребенка

Как помочь ребенку овладеть речью

Речь человека — ключевой показатель его грамотности. Чем правильнее индивид говорит, чем лучше подбирает слова, тем более умным считается окружающими. Речь не может развиться самостоятельно. Для этого необходимо прилагать усилия: читать правильные книги, общаться с умными людьми, вести дневник и так далее. Она не даётся с рождения, а улучшается по мере взросления человека.

В возрасте года малыш произносит первые слова. Вначале простые: «мама», «папа», «дядя», но потом ребёнок учится употреблять глаголы, прилагательные, наречия. Многие родители ошибочно предполагают, что их чадо выучит язык самостоятельно, но это не совсем так. Заботливые мама и папа должны помогать своему малышу развивать речь. О том, как это сделать, прочитайте в нашей статье!

Виды речи

Речь бывает активной и пассивной:

  1. Активная — та, которую малыш использует. Ребёнок знает выученные слова, может уверенно их произносить, строить с их помощью предложения.
  2. Пассивная — та, которую чадо понимает, но по определённым причинам не произносит. Например, он может знать слово «телевизор», однако не говорить его, так как оно для него сложное.

Очень важно развивать и активную, и пассивную речь ребёнка. 

Как развить пассивную речь ребёнка

Богатый словарный запас поможет малышу. Сначала он не будет произносить слова, которые выучил, но впоследствии научится использовать их в повседневной жизни. Чтобы развить пассивную речь ребёнка, следуйте нижеописанным советам.

Проговаривайте, что делаете вместе

Развитие речи можно начинать от года, а лучше делать это ещё раньше — в возрасте 6 месяцев. Наверняка вы ежедневно купаете малыша.

Так начните проговаривать то, что делаете: «сейчас мы намылим тебе голову», «я включу кран и польётся вода», «вода тёплая», «я возьму мочалку и буду мылить твоё тело», «теперь мы смоем мыло», «на воде образовалась пена» и так далее.

Вы можете подумать, что ребёнок ничего не понимает, но это не так. Если вы будете ежедневно проговаривать, что делаете, он сможет провести аналогию между сказанным и увиденным.

Показывайте ребёнку мультики

Чтобы развить речь малыша, показывайте ему мультики для детей. Мультфильмы должны быть с разговорами, поэтому «Том и Джерри» и «Огги и тараканы» не подойдут.

Универсальный мультик, который понравится карапузу любого пола — «Спанч Боб». Также в этом плане хороши многие анимационные фильмы, созданные студией «Disney».

Они помогут развить связную речь, поэтому скоро чадо научится строить целые предложения.

Читайте ребёнку книги

Чтобы развить речь малыша, читайте ему детские книги. Подбирайте лёгкие для усвоения рассказы, желательно иллюстрированные. Время от времени останавливайтесь и показывайте ребёнку рисунок.

Проговаривайте то, на что показываете пальцем: «это замок», «вот речка», «вот мостик» и так далее.

В этом случае, опять же, малыш проведёт аналогию между увиденным и сказанным, что поможет ему запоминать слова.

Как развить активную речь

Помните: активную речь ребёнка нужно развивать вместе с пассивной. Если при помощи советов выше вы научите малыша запоминать слова, то теперь мы поговорим о том, как учить его их произносить.

Играйте в игры, развивающие речь

Упражнения в форме игры — лучшее, что придумано для обучения детей. Вначале рекомендуется использовать простые занятия на произнесение звуков. Например, сыграйте в такую игру: кто дольше протянет определённый звук, тот и выиграл. Естественно, поддавайтесь ребёнку.

Это упражнение особенно эффективно помогает произносить проблемные звуки: у многих деток не получается выговаривать «р», поэтому вместо того, чтобы просить малыша говорить слова на эту букву, попросите его протянуть её.

Заранее подготовьте поощрительные призы, чтобы у малыша была мотивация играть.

Общайтесь со своим малышом

Чтобы развить речь ребёнка, общайтесь с ним. Этот совет подойдёт для довольно взрослых детей. Почаще спрашивайте чада, как у него дела, чем он сейчас занимается, как себя чувствует и так далее. Не позволяйте ему просто отвечать «хорошо», а пытайтесь спровоцировать разговор. Покажите, что вы заинтересованы в деятельности малыша, тогда он охотно поделится с вами всей информацией.

Заставляйте малыша подражать

Для развития речи ребёнка идеально подойдёт такое занятие, как подражание. Известно, что детям свойственно повторять за взрослыми. Используйте это в своих целях: произносите лёгкие слова, которые малыш без труда повторит, например, «баба», «мама», «деда», «баба» и так далее. Чем слово проще, тем лучше. Можете начать даже со звуков.

Просите ребёнка читать скороговорки

Для развития речи уже взрослого ребёнка идеально подходят скороговорки. Они улучшают дикцию, что позволяет говорить более чётко, правильно и красиво. Если ваше чадо плохо произносит определённые звуки, то в интернете вы найдёте минимум десяток скороговорок, в которых он будет главным. Многие логопеды используют их при занятии со своими учениками.

Просите ребёнка читать вслух

Чтение вслух точно поможет развить речь ребёнка. Здесь главное – не спешить. Сначала просите читать по одной странице, затем — две, дальше — ещё больше.

Проявляйте заинтересованность и спрашивайте малыша о прочитанном. Таким образом вы сможете оценить, насколько чадо понимает то, о чём читает. Чтобы заинтересовать ребёнка, подберите интересные детские книги.

Желательно, чтобы присутствовали яркие иллюстрации.

Работайте с малышом, чтобы он был умницей

Надеемся, что вы не просто прочитаете нашу статью, а начнёте пользоваться приведёнными в ней советами. Работайте со своим малышом, тогда из него вырастет умный, самодостаточный и интеллектуально развитый человек. Запаситесь терпением, и словарный запас вашего ребенка обязательно превзойдет ваши самые смелые ожидания!

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/razvivaem-rech-u-rebenka/

Курс на совершенствование речевых навыков, или как научить ребенка говорить в 1, 2 и 3 года

Как помочь ребенку овладеть речью

После появления на свет, малыш активно растет и развивается: каждый месяц родители замечают определенные изменения. В полгода происходит активное становление психоэмоциональных, слуховых и речевых навыков.

Для оценки развития ребенка используют специальный календарь, в котором приведено, когда и чему должен научиться малыш.

К сожалению, не у всех детей становление проходит успешно и соответствует возрастным нормативам. Одной из распространенных проблем является задержка речевого развития. Главной задачей родителей в этом случае является помочь малышу избавиться от молчаливости. Для этого нужно знать, как научить ребенка говорить.

После появления на свет младенца, родители с нетерпением ждут того момента, когда он произнесет первое слово. Молодые мамы интересуются, когда дети начинают говорить.

Однозначный ответ дать сложно, ведь на становление речи влияют психические, социальные, педагогические, наследственные факторы. Немаловажную роль играет и моторное развитие.

Формирование психических функций ребенка во многом зависит от возраста родителей. Например, ранняя беременность негативно сказывается на развитии плода. Это объясняется несформированностью организма молодой матери. Поздняя беременность также плохо отражается на становлении психики малыша. Это связано с началом старения организма, дефицитом костной ткани для развития плода.

Внутриутробные проблемы приводят к различным нарушениям протекания психических процессов, негативно сказываются на речевой функции ребенка. То, когда малыш произнесет первое слово, начнет общаться предложениями, зависит от его социально-бытовых условий.

Если младенец находится в неблагополучной семье, в которой родители постоянно ругаются, злоупотребляют алкоголем, не уделяют ему внимания, то у него будут проблемы с психикой, развитием речи, социализацией.

Определенные сложности могут возникнуть, если малыш растет в билингвальной среде.

Если родители внимательно относятся к ребенку, проводят с ним обучающие занятия, то это может ускорить становление речи, даже если имеются какие-нибудь заболевания, тормозящие данный процесс. Становление речи связано с развитием моторики.

Многое зависит от тонуса и крепости артикуляционных мышц, сформированности тонких движений пальцев рук. Определенные нарушения в работе нервной системы и головного мозга, могут приводить к тому, что малыш не начнет говорить в срок.

Речь развивается поэтапно. Сначала младенец произносит отдельные звуки, потом – слоги, затем слова. Спустя время у него появляется способность общаться фразам, строить простые и сложные предложения.

“Мама”, “папа” и другие слова

В первые два месяца жизни дети выражают свои потребности плачем. К трем месяцам они начинают гулить. В этот период малыш экспериментирует с произношением артикуляционных звуков.

В полугодовалом возрасте гуление сменяется лепетом. Младенец начинает выговаривать и повторять простые слоги. Родители могут услышать «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и другие звукосочетания. Эти слова ребенок произносит неосознанно.

После 10 месяцев речь грудничка становится осмысленной. Он выговаривает двухсложные или односложные слова: например, «мама», «папа», «дай», «баба», «на», «да». Произношение еще несовершенное, нечеткое. К годовалому возрасту активный лексикон составляет около 20 слов.

Осознанными предложениями

При отсутствии неврологических заболеваний и проблем со слухом, осознанными предложениями дети начинают разговаривать примерно с 1,5 лет. В этом возрасте лексикон насчитывает 30-40 слов.

Учиться общаться малыши могут по-разному.Одни хорошо выговаривают сложные звуки, но не могут составлять фразы из слов.

Другие дети, наоборот, произносят предложения, но их речь невнятная, ее способны понять только родители и близкие родственники.

Оба варианта считаются нормальными. Надо отметить, что девочки начинают разговаривать раньше мальчиков. Полуторагодовалые дети могут задавать родителям вопросы «что это?», «где?». К двум годам речь значительно улучшается. Малыши уже четче выговаривают звуки.

Их лексикон содержит более 300 слов. При построении предложений дети могут использовать глаголы, наречия. Но их речь еще несовершенна и продолжает развиваться. В три года малыши уже могут строить предложения с предлогами, вопросительными словами, прилагательными. Ближе к четырехлетнему возрасту они осваивают местоимения и соединительные союзы, различные грамматические формы.

Дети уже хорошо связывают односложные предложения, разговаривают на языке, понятном не только родным, но и чужим людям. Они становятся полноценными собеседниками. Этот этап формирования речи является завершающим. Далее ребенок совершенствует способность общаться.

Как быстро научить малыша разговаривать в 1-2 года?

Многие родители ждут того периода, когда ребенок станет осознанно произносить слова, простые фразы. Но не все дети начинают говорить к 1-2 годам. В этом случае нужно помочь малышу развить речь. Для этого важно больше общаться с малышом, проводить с ним обучающие занятия.

Специалисты дают такие советы касательного того, как научить разговаривать ребенка в 1 год:

  • чаще задавать малышу вопросы. Например, спросить, какую пижаму он хочет надеть или что приготовить на обед. Ребенок будет вовлечен в процесс общения, будет пытаться произносить связные звуки;
  • рассматривать картинки в детских книгах и называть, что на них изображено. Также полезно приобрести развивающие карточки Домана;
  • во время выполнения домашней работы рассказывать малышу о своих действиях.

Общаться с годовалым ребенком нужно при помощи простых слов, четко произнося звуки. Если малыш молчит либо разговаривает с трудом, то следует активно заниматься его развитием. Возможно, потребуется выполнение артикуляционной гимнастики, совершенствование мелкой моторики.

Рекомендации специалистов по поводу того, как научить ребенка говорить в 2 года:

  • играть в алфавит. Суть заключается в том, чтобы малыш повторял буквы за взрослым. Чтобы у него получилось делать это правильно, родителям надо следить за четкостью речи;
  • при общении задавать такие вопросы, чтобы ребенок не мог ответить «нет» или «да», жестами;
  • несколько раз в день четко выговаривать слова, которые тяжело даются малышу;
  • включать познавательные мультики, детские песни.

Известный педиатр Комаровский считает, что паниковать, если ребенок не разговаривает в 1-2-летнем возрасте, не стоит.

Вред становлению речи у ребенка может нанести не только равнодушие, но и гиперопека со стороны родителей. Если мама предугадывает все желания своего малыша, сама отвечает на поставленные вопросы, то у него пропадет мотивация к общению и выражению своих потребностей.

Упражнения для развития речи в 3-5 лет

Если трехлетний малыш молчит, то нужно обратиться к специалисту. Задержка речевого развития в более позднем возрасте может осложниться проблемами в психологической сфере. Существуют различные методики, способствующие становлению речи у 3-5-летних детей. Как правило, все занятия проводятся в игровой форме.

Название игрыАтрибутыЦельСуть
Сказка про язычокзеркалоразвитие и укрепление мышц языкаНадо рассказать малышу сказку про язычок: «Он живет во рту, очень любознателен. Язычок высовывается наружу и смотрит в разные стороны». После этого стоит высунуть язык и начать двигать им вверх, вниз, по кругу, вправо-влево. Далее нужно сказать, что язычок любит прятаться и дразниться, делаться широким и узким. При этом следует убрать язык за зубы, а затем высунуть его наружу. Ребенок должен повторять движения за взрослым. Нужно вместе с ним покривляться, построить разные рожицы перед зеркалом
Объединяйкарточки с изображениями одежды, посуды, фруктов или овощейразвивает наглядно-образное мышлениеНадо разложить перед ребенком карточки одной тематики (например, фрукты). Попросить малыша назвать, что изображено на каждой из картинок, а затем объединить их одним словом
Лошадкаулучшает артикуляцию, помогает в дальнейшем избежать трудностей с произношением сложных звуковНужно показать малышу, какие звуки издает лошадка при ходьбе. Попросить его повторить цоканье.
Предлогиигрушка, книга или любой другой предметправильное употребление предлогов и словСледует располагать предмет на, под, над столом и просить малыша сказать, где он находится. Если ребенок не справляется, то ему нужно подсказывать

Игры с кинетическим песком развивают мелкую моторику

Также надо совершенствовать мелкую моторику, для этого полезны такие занятия:

  • лепка из кинетического песка, пластилина;
  • рисование;
  • рукоделие.

Учимся правильно выговаривать сложные буквы

Неправильное произношение сложных букв бывает обусловлено особенностью строения речевого аппарата.

Причина может заключаться в слишком маленьком либо большом языке, связке расположенной под ним, очень тонких, либо пухлых губах.Артикуляцию способы нарушить также аномалии строения челюсти и зубов.

Но чаще всего плохое произношение отдельных букв связано с неправильным педагогическим подходом.

Обычно, возникают трудности с шипящими звуками Щ, Ш, Ч, Ж. Также у ребенка может не получаться произносить Р, Л, С, К, Г, Ц, З. Чтобы научить малыша выговаривать сложные буквы, нужно регулярно с ним заниматься. Примеры упражнений приведены ниже в таблице.

Название упражненияЦельСуть
Расслабим язычокрасслабление языка и улучшение произношения шипящих звуковПоложить язык на нижние зубы. Верхней челюстью постучать по нему, проговаривая «та-та-та». Отдохнуть. Пошлепать по языку верхней губой, произнося «па-па-па»
Подъем кончика языка вверхукрепление мышц языкаОткрыть рот на 2-3 см. Высунуть кончик языка, распластав его по нижней губе. Положить на него жевательную резинку либо кусочек конфеты. Прилепить продукт к небу за верхними зубами. Важно при этом использовать только язык
Выдувание воздуха через середину языкапроизношение буквы ФУлыбнуться и высунуть кончик языка, прижав его к нижней губе. Положить на стол ватку. Попытаться сдуть ее, не надувая щек. При этом произносится подобие буквы Ф
Произнесение букв Ш и Жвыговаривание Ш и ЖПроизнести слог «СА». Подвинуть язык глубже в рот и снова повторить «СА». Аналогичное действие проделать, но выговаривая слог «ЗА»
Произношение буквы ЧПроизношение ЧЯзыком ударить по альвеолам, произнося «ТЬ». Расслабиться и пропустить через щелочку звук Щ. Сначала это нужно делать очень медленно. Затем надо ускорить произношение двух звуков, не делая при этом пауз
Паруспроизношение буквы РШироко открыть рот. Кончик языка расположить за верхними зубами, его нижнюю часть прогнуть вперед, а края прижать к зубам. Выполнить упражнение трижды по 10 секунд
Катание с горкипроизношение буквы К На ладонь положить ватный шарик. Приоткрыть рот, корень языка приподнять, а кончик – опустить. Быстро выдохнуть и сдуть ватку с ладони

Беспокоиться и решать проблему молчаливости малыша нужно, когда ему исполнится 3 года. Но это не означает, что до этого времени родителям не нужно проводить развивающие занятия с ребенком.

Домашние занятия с ребенком помогают улучшить произношение букв, стимулируют развитие осознанной речи. Но не всегда у родителей выходит помочь малышу начать нормально разговаривать. В этом случае нужно обращаться к логопеду.

Записаться на консультацию к специалисту необходимо когда ребенок:

  • молчит при нормальном слухе и психическом развитии;
  • плохо произносит сложные буквы;
  • нечетко выговаривает слова;
  • не умеет строить связные предложения.

Некоторые родители думают, что к логопеду нужно обращаться с 5-6-летнего возраста.

Но, как показывает практика, лучших и более скорых результатов можно добиться, если начать занятия со специалистом в раннем возрасте. Логопед в своей практике использует специальный массаж, упражнения, которые улучшают артикуляцию и произношение слов.

по теме

Доктор Комаровский о том, как научить ребенка разговаривать:

Таким образом, не у всех детей становление речи проходит в соответствии с календарем развития. Тому есть ряд причин: социальные, педагогические, физиологические и т.п.

Родителям важно больше разговаривать с малышом, проводить с ним обучающие занятия в виде игры. Если это не помогает, то требуется обращаться к специалисту. Нельзя пускать проблему на самотек.

Это может привести к задержке психо-речевого развития.

Источник: https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/razvitie-rechi/kak-nauchit.html

Как научить ребёнка говорить

Как помочь ребенку овладеть речью

Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители. За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи закладываются в первые месяцы жизни.

Беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем. Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать от сверстников в развитии примерно на полгода. Чем больше слов малыш слышит в первые три года жизни, тем выше будет его IQ и шансы на хорошие отметки в школе.

Вывод: разговаривайте с ребёнком как можно чаще, даже если он пока не способен ответить. Активно включайтесь в его языковое воспитание, учитывая возрастные особенности. И помните: интернет, видео в и даже научные телепрограммы не могут заменить человеческое общение.

  • Распознавать звуки и ассоциировать их с определёнными движениями губ. Едва появившись на свет, младенец уже умеет узнавать голос матери. Ребёнок начинает прислушиваться к окружающему океану незнакомых звуков и учится извлекать из него смысл.
  • Гулить и агукать. Различные комбинации гласных «a», «y», «ы» и согласных «г» и «м» — первое, что слышат от малыша родители, если не считать плача, крика и кряхтения. Обычно на разговоры грудничков тянет, когда они сыты и довольны жизнью. Агукая, младенцы, помимо прочего, развивают мышцы лица, которые в дальнейшем помогут им воспроизводить более сложные звуки.
  • Пойте, рассказывайте потешки и поговорки. Причём можно ещё до рождения: слышать ребёнок начинает уже на 16-й неделе внутриутробного развития. Так новому человеку будет проще понять ритм языка.
  • Говорите нежно и певуче. Взрослые интуитивно общаются с младенцем более тонким и мелодичным голосом, растягивая гласные. И это правильно. Различные исследования показывают, что именно такой стиль привлекает грудничков, помогает им изучать язык и развивать социальные навыки.
  • Обеспечьте тишину. Малышам нужно время, чтобы поиграть со своим голосом и не отвлекаться на звук телевизора, музыку и другие шумы.

Если после трёх месяцев ребёнок всё ещё не гулит, имеет смысл проконсультироваться у педиатра, невролога и лора.

  • Откликаться на своё имя. К шести месяцам большинство младенцев в курсе, как их зовут. Кроме того, они реагируют на некоторые знакомые слова вроде «мама» и «папа».
  • Распознавать интонацию. Малыш чутко реагирует на то, как к нему обращаются, — улыбается в ответ на ласковый голос и может заплакать, услышав грубый тон.
  • Подражать речи взрослых. Кроха перенимает тон, ритм и темп речи, которую слышит.
  • Выстраивать более сложные цепочки звуков. Это уже не односложное гуление, а переливы гласных, которые логопеды называют свирелью.
  • Поиграйте в «Кто это?». Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Кто это?» А затем назовите имя ребёнка.
  • Осваивайте искусство разговора с детьми. В английском языке есть понятие baby talk — беседа, ориентированная на малышей. В русском мы часто называем этот процесс сюсюканьем, тем самым умаляя его значение. А между тем, подыгрывая грудничку, вы помогаете ему быстрее усваивать язык. В дальнейшем ребёнку будет проще выучить более сложные слова. Вот какие есть приёмы baby talk:
    1. Подражание ребёнку: взрослые не выговаривают определённые звуки.
    2. Замена местоимений существительными. Мы спрашиваем: «Аня хочет гулять?» вместо «Ты хочешь гулять?».
    3. Упрощение слов и конструкций до «вава», «дюдя» и «Фу, кака!».
    4. Использование певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.

Baby talk помогает детям почувствовать родительскую любовь, вызывает ощущение комфорта и безопасности.

В каких случаях стоит беспокоиться

В шесть месяцев малыш не смеётся, не обращает внимания на новые звуки.

  • Распознавать короткие фразы в контексте. Например, может помахать рукой в ответ на ваше: «Пока-пока!»
  • Лепетать. Говорун с маниакальным упорством повторяет слоги «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма», «да-да-да», «та-та-та», «ка-ка-ка» и «га-га-га». Некоторые взрослые воспринимают детский лепет, как осознанную речь, и спорят, какое же слово малыш произнёс первым — «папа» или «мама». Хотя он просто ублажает свой слух и тренирует речевой аппарат.
  • Выражать эмоции. В лепете младенца можно различить удовольствие или, наоборот, сварливые нотки.
  • Играйте в звуковые игры. Повторяйте слоги, которые произносит ребёнок. Сами произносите различные звуки и короткие слова, чтобы малыш мог вам подражать.
  • Показывайте, как нужно говорить. «Работайте лицом» — важно, чтобы карапуз видел, как вы воспроизводите звуки. Есть и такой приём: когда что-то произносите, приложите детскую ладошку к своим губам, чтобы ребёнок почувствовал их движение.

Малыш не подражает интонациям взрослых, не реагирует на своё имя, лопочет редко и однообразно.

  • Понимать короткие фразы, показывать на предметы, которые вы называете. В этом возрасте малыши понимают гораздо больше, чем могут сказать.
  • Произносить первые осмысленные слова. Годовалые бутузы, как правило, уверенно говорят несколько слов, включая необходимые для выживания «мама», «папа», «дай». Словарный запас может варьироваться от двух-трёх до 20 слов, причём 80% из них — существительные .
  • Комментируйте то, что вы делаете. Если хотите, чтобы малыш поскорее назвал вас мамой или папой осознанно, объясняйте ему, чем вы занимаетесь в данный момент. «Мама пьёт кофе», «Папа идёт в магазин», «Мама работает». Идеально, если ваш день насыщен событиями — чем разнообразнее ситуации, тем больше новых слов освоит будущий оратор.
  • Рассказывайте, что и как называется — части тела, предметы. Проговаривайте имена родственников и друзей. Cо временем усложняйте фразы. От «Смотри, кошка!» переходите к «Смотри, чёрная кошка!». Если ребёнок пытается повторить за вами, поддержите его усилия: называйте предмет снова и снова.
  • Продолжайте практиковать baby talk. При общении с детьми в возрасте от девяти месяцев до одного года и девяти месяцев по-прежнему полезно использовать детские словечки вроде «ляля» и «кися». Также рекомендуется растягивать гласные — например, когда вы спрашиваете: «Как дела-а-а?» Так малыш быстрее учится говорить.
  • Читайте книги с большими яркими картинками. Называйте предметы и просите малыша показать их на рисунке.
  • Помогайте разрабатывать артикуляцию. Стройте рожицы, кривляйтесь, показывайте язык — разнообразными способами провоцируйте кроху сделать зарядку для мышц лица.
  • Откажитесь от соски. У детей, которые всё ещё сосут пустышку после года, чаще возникают проблемы с артикуляцией звуков, образующихся в передней части рта, — вроде «п», «б», «т», «д» и «с».

В возрасте от года до года и трёх месяцев ребёнок всё ещё не говорит «мама» и «папа», не может показать предмет на картинке.

  • Говорить «Нет!». Если малютка не желает есть кашу, он уже способен покачать головой и отказаться.
  • Строить первые простые фразы. Ребёнок пока прекрасно обходится упрощениями: «Тут ук» вместо «Тут лежит лук», «Де ба?» вместо «Куда и зачем ушла бабушка?».
  • Запоминать много новых слов. В этот период большинство детей переживают так называемый лексический взрыв. В речи появляется больше глаголов и других частей речи, а словарный запас к двум годам увеличивается до 300–400 слов. Но ничего страшного, если ваш ребёнок начнёт тараторить чуть позже — после двух.
  • Используйте больше новых слов и вовлекайте малыша в диалог. Исследования показали : чем чаще родители общаются ребёнком в период от полутора до двух лет, тем лучше его IQ и лингвистические навыки в подростковом возрасте. Особенно важно, чтобы малыш отвечал вам.
  • Делайте вид, что у вас проблемы с языком жестов. Иногда малыш просто ленится произносить слова. Зачем, если можно показать пальцем. Притворитесь, что не понимаете его. Попросите сказать словами. Как минимум попытайтесь выстроить беседу: «Ты хочешь ещё чаю? С сахаром или без? Правда, он очень вкусный?»
  • Поощряйте попытки говорить. Даже если вы действительно не понимаете, что пытается сказать ребёнок, не сдавайтесь. Предлагайте варианты, переспрашивайте, правильно ли вы всё поняли. И никакого раздражения! Только любовь и безграничное терпение.
  • Просите вам помочь. Например, пусть поставит чашку на стол или принесёт вам яблоко.

Маленьким детям непросто осваивать новые слова. Им нужно координировать более ста мышц речевого тракта. Для его развития полезно дуть мыльные пузыри.

Ричард Н. Аслин, профессор когнитивных наук, специалист по развитию и восприятию речи у детей

Развитие речи у дошкольников

Как помочь ребенку овладеть речью
Маленького ребёнка не нужно специально обучать языку, он слышит речь семьи и начинает подражать. В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм. Это может негативно отразиться на том, что именно и как говорит ребёнок.

Для овладения связной грамотной речью нужны силы и время, и лучше всего развивают речь дошкольников ежедневные разговоры, чтение и игры с родителями.
Существует два основных фактора, влияющих на развитие речи ребёнка:

Биологический фактор.

Вероятность, что у ребёнка возможны сложности или нарушение речевого развития, намного выше, если ещё до рождения возникали проблемы: отставание в развитии, гипоксия, перенесённое мамой во время беременности инфекционное заболевание. Могут повлиять на речь и болезни, которыми переболел в первые годы жизни сам ребёнок.

В этом случае развитие речевых способностей будет эффективно при слаженной работе родителей, невролога, логопеда, нелишним будет общение с педагогом дошкольного образования. 

Социально-психологический фактор. Второй очень важный аспект для развития речи у дошкольника – обстановка дома, общение с родителями, сверстниками.

Как правило, с детьми, которые имеют задержку речевого развития, родители практически не разговаривают.

Чем больше ребёнок взаимодействует с другими людьми, ведёт диалог, учится подбирать нужные слова, старается понимать обращённую к нему речь, тем скорее и полнее он овладеет навыками говорения.

Улучшение речевых навыков – важный процесс для ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы понять, насколько хорошо развит ваш ребёнок, вы самостоятельно можете провести небольшое тестирование. Попросите рассказать историю, которая с ним сегодня приключилась, пересказать или придумать сказку. Обратите внимание, связаны ли между собой предложения, правильно ли используются слова в падежах и словоформы.

Типичные проблемы развития речи дошкольников

Для многих дошкольников типичны следующие проблемы в речи:  


Ситуативная речь. Односложные предложения, зависящие от требования ребёнка (например, «дай куклу», «хочу пить»), – норма для 2-3-летнего малыша.

Но затем дети постепенно увеличивают словарный запас. Зачастую это происходит настолько интенсивно, что к 5 годам дошкольники уже способны разговаривать со взрослыми почти на равных.

Если ребёнок старше 4 лет не способен составить развёрнутое грамотное предложение, это является причиной для обращения к специалистам.

Бедность речи, небольшой словарный запас. К 5 годам ребёнок владеет запасом из 2500–3000 слов, к 7 годам лексикон расширяется ещё на 500 слов. В этом возрасте дети без труда строят фразы, поддерживают разговор со взрослыми, в том числе и на отвлечённые темы.

Сленг. Слова-паразиты, нелитературные выражения – дети используют в своей речи те слова, которые слышат во внешнем мире.

И даже если в семье никто не разговаривает на языке междометий и идиом («ну вот», «тачка», «как бы»), малыш всё равно может «подцепить» их при просмотре телевизора или в ходе компьютерной игры. Вывод? Поменьше телевизора и компьютера, побольше задушевных бесед.

А вот наказывать за «подслушанное» и наивно высказанное вслух малышом «неправильное» слово не нужно: лучше объяснить, почему такие слова не стоит произносить и как они мешают полноценному общению.

Неспособность грамотно выстроить диалог. Вопрос нужно формулировать просто и понятно – это предполагает, что и ответ будет соответствующим, кратким либо развёрнутым. Если дошкольник испытывает трудности с формулировкой вопросов и ответов, общаться ему непросто.

Затруднения с построением монолога. Вести монолог на заданную тему, пересказывать текст тоже нужно учиться. Средним дошкольникам до 4 лет эти навыки ещё не очень нужны – в их обычной жизни они не так востребованы. Но детям 5–7 лет умение связно рассказывать историю, пересказывать сказку необходимо, в противном случае в школе могут появиться сложности с учёбой. 

Невозможность привести аргумент. Умение объяснить свою точку зрения, обосновать сделанные выводы, привести доводы в пользу своего утверждения – сложный, но важный навык для будущего ученика, отсутствие этого навыка в начальных классах может спровоцировать первые комплексы и отразиться на успеваемости ребёнка.
Плохая дикция, логопедические проблемы. Чаще всего они диагностируются в детском дошкольном учреждении. Но если ребёнок – «домашний», а его дикцией никто не занимается, к моменту начала непременной школьной социализации могут начаться сложности с обучением чтению, с освоением правил русского языка, с развитием коммуникативных навыков.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Как развивать речь дошкольника?

Когда нужны специалисты? Шепелявость, картавость и другие аналогичные проблемы со звукопроизношением поможет решить логопед. Заикание лечится с участием врача-невролога, поскольку проблема кроется не в речевом аппарате.

Некоторые особенности строения ротовой полости могут потребовать консультации стоматолога, ортодонта. Психолог поможет малышу справиться с излишней стеснительностью, торопливостью и т.п. характерологическими особенностями.

Два важнейших правила развития правильной и красивой речи у ребёнка – это регулярность занятий и комплексный подход с привлечением специалистов.

Но ни один специалист не решит проблему, если родители не примут участия в развитии речи своего ребёнка. Как можно помочь малышу?

  • Не ленитесь повторять. Если замечаете, что ребёнок неправильно произносит какое-то слово, сами произнесите слово правильно несколько раз, сделайте это медленно и чётко. Важно не критиковать, а помогать – малыш должен понять, что вы хотите ему помочь, тогда он с удовольствием включится в занятия.  
  • Учите слышать. Важно, чтобы дошкольник не только развивал речевые функции, но и научился слышать, осознавать смысл сказанного или услышанного, мог ответить на вопросы. Для этого с сыном или дочкой нужно как можно больше общаться, читать вслух, а затем пересказывать, разучивать стихи и весёлые песни. Совместные занятия с родителями не только пойдут на пользу развитию речи малыша, но и укрепят отношения в семье.  

Полезные упражнения по развитию речи дошкольника

Предлагаем вам несколько несложных упражнений, которые помогут развить речевые навыки и облегчат формирование навыков коммуникации.  Это упражнение направлено на совершенствование связной речи. Понадобится картинка, которая нравится ребёнку. Можете вместе её нарисовать, а затем составить рассказ по ней.

Не превращайте игру в скучный урок, пусть малыш получает знания в весёлой игровой форме. Задавайте открытые вопросы, подталкивайте дошкольника к ответу, помогайте построить предложение, если задание вызывает трудности. Похвалите малыша за результат, он ведь очень старался!  Упражнение поможет в развитии воображения, формировании правильной красивой речи.

Попросите ребёнка описать любой предмет, опираясь на все свои чувства – зрение, обоняние, осязание, вкус. Например, лимон.

Определите, какой он формы? Какого цвета? Гладкий или шероховатый? Чем пахнет? Какой на вкус? Задайте дополнительные вопросы: в какой сказке ребёнок мог его видеть? Для чего лимон используют дома (пьют с ним чай, пекут лимонный пирог)? Чем больше «вопросов-ответов» вы сможете обыграть, тем больше почерпнёте слов для словаря дошкольника.

  Научит ребёнка понимать, чем похожи предметы, искать отличия, благодаря ему формируется грамматический костяк речи, который в дальнейшем поможет хорошо усваивать информацию. Играть в него можно начиная с 3-летнего возраста. Покажите дошкольнику несколько предметов, которые отличаются по размеру.

Он должен не только определить, какой больше, а какой меньше, но и назвать разные подходящие прилагательные, например «гигантский», «малюсенький», «большой», «крошечный». Старайтесь использовать больше разных тем, чтобы развитие речевых способностей было разнообразным.

 
Читайте ребёнку – и вместе с ребёнком! И не только детские стихи и сказки: попробуйте предложить ему небольшой отрывок стихотворения Пушкина или Есенина о природе, попросите прокомментировать, что и как он понял, при необходимости объясните все непонятные фразы и выражения. Чем проще вы сможете объяснить, тем больше слов поймёт дошкольник.

  Опирайтесь в поиске книг на любимые темы или героев ребёнка, о которых ему будет интересно читать или слушать. Обратите внимание на колыбельные и потешки. Это кладезь интересных слов, словоформ, которые мы редко слышим в обычной жизни («домишко», «плетень», «краса» и т.п.). А ещё потешки помогают запомнить очерёдность выполнения действий.

Повторяющиеся звукосочетания, слова, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух и логическое мышление, помогают ребёнку запомнить слова, таким образом происходит обогащение словаря дошкольника. Под влиянием таких игр со звуками происходит быстрое и комфортное для ребёнка овладение звуковой грамотой.

Вместо односложных предложений он учится использовать более сложные по составу. 

Красивая развитая речь очень важна для обучения в школе. Первый класс часто сопровождается стрессом, связанным с изменением привычного образа жизни, новым коллективом, и уже имеющиеся проблемы с коммуникацией могут усугубиться.

Задача родителей – подготовить ребёнка морально, настроить на позитивное восприятие школы, учебного процесса, а также выбрать правильную школьную программу, которая будет интересна и увлекательна для детей. Родители, которым важно психологическое состояние ребёнка, которое может сказаться на речевом развитии, а также его адаптация и самооценка, могут обратить внимание на учебную программу «Начальная школа ХХI века». Она учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и позволяет ему развиваться в максимально комфортном для него темпе. При этом отсутствие оценок в первом классе стимулирует учебный процесс, потому что ребёнок не боится допустить ошибку, высказавшись неправильно. Эта обучающая система позволяет обойтись в первом классе без стрессов и способствует раскрытию речевого потенциала каждого малыша.

Старайтесь больше общаться с детьми, делитесь своими новостями, интересуйтесь их делами. Проводите вечер вместе, читайте и обсуждайте рассказы, сочиняйте их продолжение. Раз в месяц посещайте интересные детские мероприятия, театры, музеи. Обязательно потом просите поделиться своими впечатлениями от увиденного, что понравилось, а что нет. Развитие речи, кругозор ребёнка и, как следствие, становление его интеллекта во многом зависят от таких простых, но очень важных разговоров. 

 Ольга Фатеева

Источник: https://shkolaveka.ru/articles/kak-razvivat-rech-doshkolnika/

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: