Как проектировать школу

Содержание
  1. Современные школы: 10 впечатляющих проектов со всего мира
  2. 1. Школа Walden Dos
  3. Архитектура
  4. 2. Школа Liyuan
  5. 3. Школа The Roc
  6. 4. Школа The Ecole Jean-Moulin
  7. 5. Школа Hessenwald
  8. 6. Школа Nord-Osterdal
  9. 7. Школа Mouriz
  10. 8. Jean Moulin
  11. 9. Школа Kibera
  12. 10. Школа Panta Rhei
  13. Интерьер
  14. Школьное строительство: что архитектору мило, то муниципалам не под силу
  15. Больше цвета и меньше серости в современном строительсве школ
  16. Сверхоткрытость современных проектов школ рождает тревожность?
  17. Главный критерий в строительстве — красота?
  18. Можно ли проводить в школе по 12 часов в день
  19. Не до жиру, быть бы живу
  20. Новые тренды в школьном строительстве:
  21. Как могли бы выглядеть школы в российских городах
  22. Почему в 2019 появляются школы с позолоченными унитазами и фальшивой лепниной
  23. Как интерьер влияет на учебный процесс
  24. Как меняется школьная среда сегодня
  25. сколько стоит спроектировать хорошую школу
  26. Насколько нормативная база соответствует современным требованиям школы
  27. растёт ли Интерес к школьному дизайну
  28. Как построить школу, в которой хочется учиться
  29. Яркие краски фасадов
  30. Архитектура вне времени
  31. Гибкое пространство
  32. По правилам, но не по шаблонам

Современные школы: 10 впечатляющих проектов со всего мира

Как проектировать школу

Мы задумались: как выглядит современная архитектура общеобразовательных школ? Какую планировку и интерьер предлагают современные архитекторы? В этой статье вы прочитаете о самых интересных государственных школах, которые были построены за последние 4 года.

1. Школа Walden Dos

Школа находится на северо-западе Мехико. Она построена на месте старой школы, которую окружали бизнес центры, магистраль и река. Такое расположение сложно назвать безопасным, к тому же в окна школы почти не проникал естественный свет из-за тени высоток. В итоге школу и зону вокруг неё перестроили с нуля.

Архитектура

Внутри и снаружи школы архитектор Мигель Монтор (Miguel Montor) спроектировал сады. Стеклянные двери и окна от пола до потолка отделяют сады от классов. Благодаря этому детям не нужно далеко идти, чтобы поиграть на природе, а преподаватели могут проводить занятия на свежем воздухе.

Для строительства школы Мигель выбрал экологические материалы: бетон и дерево. А для цветовой палитры — только те цвета, которые можно увидеть в лесу.

2. Школа Liyuan

Средняя школа Liyuan расположена в центре китайского город Уси. Здание разделено на 2 части, которые находятся по разные стороны реки. Соединяет их мост-коридор, в котором расположена столовая с панорамными окнами.

3. Школа The Roc

Здание находится во французском городе Туркуэн. Постройка соединяет две соседние школы. В ней расположены дополнительные классы, столовая и зал, где родители ждут детей.

4. Школа The Ecole Jean-Moulin

Школа находится в городке на севере Франции. Постройку окружают каналы, холмы и малоэтажные дома 60-х годов. Чтобы здание «влилось» в природный ландшафт, его построили в виде большой зелёной волны.

5. Школа Hessenwald

Здание расположено между несколькими немецкими деревнями. В нем находится младшая, средняя и старшая школы. Помимо этого, в здании есть общественный центр. Там взрослые и дети играют на музыкальных инструментах, смотрят кино и ухаживают за школьным садом.

6. Школа Nord-Osterdal

Старшая школа Nord-Osterdal расположена в маленьком городке на востоке Норвегии. Здание построено на холме, с которого видно и город, и национальный парк.

7. Школа Mouriz

Здание находится в городе Парадеш на севере Португалии. На первом этаже постройки расположен детский сад, а на втором — начальная школа.

8. Jean Moulin

Школа расположена на берегу реки Маас во Франции. Участок находится на холме в окружении леса. Под крышей школы отведено место для маленького отеля, где могут жить ученики и преподаватели. Помимо этого, на участке находятся площадки для баскетбола, волейбола, гандбола и лёгкой атлетики.

9. Школа Kibera

Школа находится в крупнейшей трущобе Кении — городе Кибера. Школа появилась благодаря испанскому фотографу Ивану Баан (Iwan Baan). Во время фото-проекта о трущобах Иван наткнулся на единственную школу в Кибере. В ней не было туалетов, электричества и даже нормальной крыши. Здание окружали свалки и открытая канализация, а сама школа больше походила на груду мусора.

В том же году в музее искусств Копенгагена Иван увидел красочный павильон. Он принадлежал архитектурному агентству SelgasCano. Фотограф связался с архитекторами и попросил пожертвовать постройку детям Киберы. Команда SelgasCano не только согласилась, но и переделала павильон так, чтобы он стал более удобен в качестве школы.

10. Школа Panta Rhei

Школа находится на юге Амстердама в Нидерландах. С внешней стороны здание не представляет никакого интереса, но внутри находится то, что называется «Panta Rei». Буквально это выражение переводится как «поток».

Интерьер

В школе почти нет стандартных классов. Студенты учатся в открытых многофункциональных пространствах. Парты спроектированы специально для школы: они имеют разные асимметричные формы. Сдвигая столы, можно собрать круг, квадрат или звезду.

Главные акценты в интерьере школы — текстовые «узоры».  Дизайнеры попросили учеников выбрать любимые отрывки поэм и стихотворений. Лучшие тексты были напечатаны на полах, стенах и партах.

Онис Люкей, Су Шанглианг, Люк Боегли, Джерон Муш, D’HOUNDT+BAJART architectes.

Ещё больше статей об архитектуре школ читайте в наших статьях:

— Школа-кластер от компании Ackermann+Raff

— Футуристическое здание школы от Atelier REC architecture

— Современная школа от архитектурного агентства Ecker Architekten

Источник: https://losko.ru/modern-schools/

Школьное строительство: что архитектору мило, то муниципалам не под силу

Как проектировать школу

Какой должна быть современная школа? Как ее проектировать и строить? Какие тренды появились в школьном строительстве в последнее время? Ответы на эти вопросы можно было найти на выставке Build School, которая прошла в Экспоцентре.

Заглянув в современную школу, построенную в соответствии с современными архитектурными и образовательными веяниями, вы удивитесь.

Эта школа на обычную школу совсем не похожа: с обширными общественными пространствами, территориями для проведения досуга, учебными классами, совмещенными с лаунж-зонами.

Причем все помещения в такой школе трансформируются, по мере надобности превращаясь то в спортзал, то в танцпол, то в досуговый центр, то в школьную столовую.

Больше цвета и меньше серости в современном строительсве школ

Выставка Build School, которая проходила недавно в Экспоцентре, еще раз подтвердила: современная школа меняется — кардинально и стремительно.

Если ХХ век штамповал школы-казармы, школы-заводы и даже школы-тюрьмы (спецшколы для неблагополучных детей), то с 60-х годов прошлого века начинается движение в сторону «очеловечивания». В 70-х уже строятся школы-университеты. А в начале XXI века к нам пришли школы-офисы, где ребенок превратился в маленького менеджера.

В течение последнего десятилетия школа активно пытается стать общественно-культурным пространством, где все меньше места для обучения и все больше — для коммуникации, получения культурного опыта.

Среди самых ярких тенденций — открытые общественные пространства (школа, наконец, выходит из темных школьных коридоров и тесных классов).

Мобильность — все вещи вокруг (и даже перегородки) трансформируются, постоянно «превращаются», прикидываются то одним, то другим.

Креативность — модно стало вместо стульев использовать пуфы, вместо неброских цветов — яркие и бросающиеся в глаза. Не редкость, когда школьные рекреации насыщены арт-объектами, изобилуют броскими дизайнерскими решениями.

Сами школьные здания, кажется, сошли с картин художников-авангардистов: сочные по цвету фасады, порой превращающиеся в целые картины.

Увлекшись новыми трендами, архитекторы кинулись без меры насыщать ими проекты новых школ и детских садиков. Правомерно ли это? Деловая программа выставки Build School стала площадкой для увлекательного разговора на эту тему.

Сверхоткрытость современных проектов школ рождает тревожность?

— Безусловно, новых тенденций потребовало время, — говорит психолог, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марина Битянова. — Слишком уж мы устали от бесцветности советской школы. Но не нужно забывать, что во всем должны быть вкус и мера.

— Глядя на некоторые проекты, — размышляет Марина Битянова, — ловишь себя на мысли, что школьные интерьеры слишком уж открыты, буквально до профессионального шока.

Между тем сверхоткрытость рождает немало проблем, связанных прежде всего с повышением тревожности ребенка. Некоторым детям трудно быть постоянно на виду, под наблюдением. Словом, открытые пространства неудобны для тех, кто любит приватность.

Это очень красиво, но не очень комфортно для тех учеников, у которых есть трудности с коммуникативными навыками.

«Трансформируемостью» мы хотим преодолеть привязку к интерьеру. Но это, как оказалось, тоже палка о двух концах. Мобильная среда наталкивает ребенка на постоянное думание по поводу того, а как эту среду использовать, приспособить под себя, вместо того чтобы всю свою энергию направить на обучение.

Если говорить о креативности, то чрезвычайно креативные пространства предъявляют особые требования к адаптивности ребенка.

Таким образом, по мнению психолога, в современной школьной архитектуре назрела необходимость осознанного анализа того, как совместить новые проектные веяния и детскую психологию, которую никто не отменял. Сейчас, как никогда, важно найти желанный баланс между открытостью и психологической защищенностью.

Главный критерий в строительстве — красота?

«Генератор» идей в школьной архитектуре, руководитель архитектурного бюро «Проект-Реализация» Ольга Бумагина считает, что школа или детский садик должны быть в первую очередь красивыми.

Кстати, проекты бюро «Проект-Реализация» можно узнать сразу. Здесь активно работают с цветом. Причем «внедряют» на фасады качественное современное искусство — Казимира Малевича, Вадима Сидура. Во-первых, авангардная живопись легко туда «ложится». А во-вторых, дети воспитываются на хороших культурных образцах.

Школа должна вписываться в окружение, к этому в бюро относятся с особой тщательностью. Поэтому перед началом проектирования делают исследование расположенной рядом застройки: ее колористики (чтобы потом использовать эти цвета в проекте), форм (проект, вполне возможно, будет перекликаться с уже существующими зданиями), ландшафта (он может подсказать архитектурное решение).

По мысли Ольги Бумагиной, школа должна вернуть себе прежнюю функцию — быть социальным и культурным центром микрорайона, квартала. Причем именно школа зачастую спасает квартал и в визуальном смысле, став ярким, красивым пятном на фоне серой застройки.

Как говорит архитектор, ее мечта — сделать бюджетные школы лучше, чем частные. Похоже, ей это удается.

Можно ли проводить в школе по 12 часов в день

Концерн «Крост», совместно с норвежским бюро, построил в районе Хорошево-Мневники уникальную школу — «Хорошколу» (Хорошевскую школу). Школа экспериментальная: здесь под одной крышей объединены дети школьного и дошкольного возраста.

Архитекторы в содружестве с педагогами проектировали не просто здание, а новую образовательную систему. Школа станет «домом» для учащихся на 12 часов в день. Она будет работать и в вечернее время, и в выходные. Для публичных пространств, которые здесь спроектированы, придуманы различные сценарии использования вне уроков.

При строительстве школы применены уникальные технологии. Например, лестничные пролеты сделаны из бетона «Фиброль», более прочного, чем сталь. А наружная поверхность панелей с имитацией камня травертин выполнена с помощью немецкой формообразующей опалубки. Фактуру натурального дерева создавали с помощью брашинга — настоящих деревянных панелей, которые служили опалубкой для лицевого слоя.

Школьное здание, кроме всего прочего, получилось суперэкологичным. И это тоже важно для современной школы.

Не до жиру, быть бы живу

А вот в регионах управлениям образования, похоже, не до инноваций — суметь бы найти деньги на обычное строительство и ремонт старых школ.

Министр образования Ульяновской области Наталья Семенова с сожалением поведала о том, что ни одна из общеобразовательных школ области не вошла в программу капитального ремонта.

Строить школу в провинции тоже крайне сложно. Допустим, в Ульяновске строительство среднестатистической школы обходится в 1 млрд рублей, при этом бюджет дает только половину, остальное должна найти область.

Министерство образования Республики Коми презентовало проект сельских быстровозводимых малокомплектных школ. Этот проект очень злободневен для республики с невысокой плотностью населения. Коллеги из Коми выдвинули даже идею своеобразного социально-культурно-образовательного кластера, где под одной крышей были бы объединены клуб, музей, фельдшерский пункт, спортзал и школа.

Единственным регионом, который похвастался инновационными наработками, был Екатеринбург. Здесь построено школьное здание, где классы оборудованы термостатами для управления температурой, датчиками CO2, рекуператорами, энергоэффективными стеклопакетами.

— У нас есть понимание того, что школа в первую очередь должна соответствовать экологическим стандартам, — подчеркнул заместитель начальника департамента образования администрации Екатеринбурга Михаил Ладейщиков.

Хорошо, что в провинции стало появляться хотя бы понимание того, что школа должна меняться. А от понимания  до конкретных шагов по ее преобразованию совсем недалеко.

Елена МАЦЕЙКО

Новые тренды в школьном строительстве:

  • Библиотека совмещена с медиазоной, зоной читательских мест и зоной учительской.
  • Использование рекреации как досуговой зоны.
  • Столовая: изолируется зона приготовления пищи, а обеденный зал становится общественным пространством.
  • Актовый зал становится залом-трансформером. Кресла складываются, освобождая пространство для танцпола.
  • Из учебных классов уходят шкафы: нет необходимости хранить большое количество учебных пособий — к нам приходит электронная школа.
  • Кабинеты по специальным предметам (химия, физика, биология): учебная зона и зона лаборатории теперь в одном пространстве. Лабораторные столы снабжены полным набором реактивов, предметов для физических опытов, опытным биологическим материалом.
  • Школьная доска: только с магнитно-маркерной поверхностью.
  • В общественных зонах вместо стульев — пуфы и мягкая мебель.
  • Дизайн стен — яркий, выразительный, познавательный.

Источник: https://rcmm.ru/arhitektura-i-proektirovanie/40275-shkolnoe-stroitelstvo-chto-arhitektoru-milo-to-municipalam-ne-pod-silu.html

Как могли бы выглядеть школы в российских городах

Как проектировать школу

Изменятся ли когда-нибудь типовые школьные «коробки» в российских городах? А если да, то как? Обсудили это с Еленой Араловой, директором компании «Мартела», которая принимала участие в проектировании «Новой школы», «Хорошколы», школы «Летово» и других образовательных проектах.

Почему в 2019 появляются школы с позолоченными унитазами и фальшивой лепниной

Мы являемся заложниками вкуса заказчика и его эстетических представлений. Заказчиком может быть частный инвестор, город, директор школы, девелоперская компания.

Адекватный заказчик умеет поставить квалифицированную задачу автору проекта, архитектору, но последний привлекается редко. Чаще на проекте работает, можно сказать, «проектировщик», которого не особенно волнует логика устройства школы, ее технология, эстетика.

Проектировщик весьма охотно идет на поводу субъективных представлений заказчика об идеальной школе.

Возьмем десятку лучших архитекторов Москвы — они не работают со школами. Талантливым и успешным архитекторам неинтересно работать с социальными объектами — коммерчески, концептуально. В Москве есть примеры качественной архитектуры жилой и коммерческой недвижимости, а вот выдающихся зданий школ и детских садов почти нет.

Как интерьер влияет на учебный процесс

Учебный класс младшей школы. Проект школы компании «Мартела».

​Есть ряд исследований, демонстрирующих связь между интерьером, средой и образовательным результатом.

Комфортный климат (вентиляция, температура), хорошая акустика и много естественного света напрямую влияют на успеваемость учащихся.

Сбалансированное планировочное решение, соразмерность пространства, инфраструктурная насыщенность — все это также оказывается значимым для образовательных задач.

Но у нас есть небольшая специфика. Недавно на одном круглом столе, посвященном архитектуре школ, спикеры долго показывали вдохновляющие картинки интерьера инновационных школ, делились результатами исследований.

Директор одной из известных московских школ внимательно слушал, а в конце обсуждения сказал: «Главное — это учителя, деньги нужно вкладывать в них, а не в железяки».

Большинство управленцев на рынке образования считают, что талантливый учитель может подготовить олимпиадника и в сарае. Поэтому среда не особенно и важна.

На другой сессии этой же конференции эксперт, который занимается изучением психологии одаренных детей, привел в пример Ирину Винер и ее систему подготовки олимпийских чемпионов. Система настолько жесткая, что со стороны выглядит невыносимой.

Считается, что нужно создавать весьма непростые условия, чтобы ребенок воспитывал в себе волю, выносливость, выпрыгивал из всех возможных рамок и делал экстраординарные подвиги. «Поэтому, — приходит к выводу эксперт, — в некоторых школах нужна весьма аскетичная среда…».

Наверное, чем жестче условия, тем дисциплинированнее и результативнее будет работа учащегося. А результат, как известно, оправдывает средства.

В нас сидит прочная установка, что к звездам нужно прийти непременно через тернии. Вложения в архитектуру и дизайн школы часто рассматриваются как избыточные. Мне лично очень не хочется разделять этот тезис. Поэтому своей работой мы раз за разом пробуем убедить всех в прагматичности инвестиций в среду.

Архитектура пространства способна решать и вполне конкретные социальные проблемы. Например, грамотное планировочное решение способствует предотвращению буллинга в школах, который сейчас так много обсуждается в сообществе. В «прозрачной» школе — без закутков и тупиковых зон — просто нет места для скрытых от глаз столкновений.

Качественная архитектура формирует вкус ребенка. Выросший в комфортной эргономичной среде, он скорее будет руководствоваться такими же приемами при оформлении своего жилья, например.

Как меняется школьная среда сегодня

Библиотека «растекается» по территории всей школы. Книги лежат не только в библиотеке, а в свободном доступе в коридорах, театре, классах, там, где удобнее читать. Школы отказываются от больших книгохранилищ.

Помимо столовой, в школе появляется кафе, которое становится частью общественного пространства: за чашкой чая, в удобном кресле, учится иногда легче и веселее.

Телестудия и студия звукозаписи здорово повышают конкурентоспособность исследовательских работ: фильм про растущую фасоль убедительнее любой Power-Point-презентации.

Отсутствие дверей в туалетах — унизительно, разделение туалетных кабинок для взрослых и детей — неуважительно.

Ничто так не улучшает качество жизни в школе, как нормальный, чистый, удобный санузел с отдельными туалетными помещениями.

Мы избегаем в классах ярких красок, картин, декораций. «валюта», за которую мы боремся — внимание, возможность удержать концентрацию учащегося. Для этого нужна спокойная атмосфера без визуального спама. И таких мелочей много.

Ваше преподавание в магистратуре МГПУ, работа в журнале Martela EdDesign, премия в области образовательной архитектуры — попытка создать среду?

Да, у нас вполне конкретные задачи. Во-первых, мы хотели изучить рынок, найти интересные проекты в области архитектуры социальных объектов.

Есть представление, что хорошие школьные здания есть только в Европе, а Россия отстает. Это не совсем так.

Благодаря Martela EdDesign Award мы сформировали и опубликовали отличную базу проектов из Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти, Казани, Самары и многих других городов.

Во-вторых, мы нашли единомышленников, сформировали целое сообщество людей, развивающих образовательную среду в стране: архитекторов, управленцев, девелоперов, чиновников.

В-третьих, мы хотели собрать и продемонстрировать данные о том, что построить выдающееся школьное здание стоит столько же денег, сколько обычное.

Бюджет один и тот же, разница в подходе: важна осмысленность в принятии любого решения, касающегося школьного здания, будь то ширина коридоров, размер классов, высота потолка, тип вентиляции.

Нам хочется, чтобы заказчик был более профессиональным и компетентным в постановке задачи, мог адекватно оценивать предложения подрядчиков и в полной мере контролировать результат.

сколько стоит спроектировать хорошую школу

Бюджет на строительство школы условно делится на две части: общестроительные, инженерные, отделочные работы и технология (начинка).

Авторское и типовое здание школы стоит примерно одинаково, его затраты исчисляются количеством квадратных метров.

Например, в Москве, насколько я знаю, в среднем строительство школы обходится в 80–100 тысяч рублей за один квадратный метр. Школьное здание на 500 учащихся будет стоить около 700–900 миллионов рублей.

Но инновационное школьное здание может быть дороже стандартного по причине большей насыщенности технологическим оборудованием и мебелью. Можно купить один 3D-принтер, можно пять, а можно вообще не покупать.

В общей структуре проекта «начинка» дает удорожание максимум на 10–20%. Хотя нельзя не отметить, что авторское школьное здание может привести к удорожанию стоимости проектирования, иногда удлиняет сроки проектирования, согласования и строительства.

Все нестандартные решения нужно еще суметь обосновать регулирующим органам.

Если честно, 2500 рублей за квадратный метр — это очень неплохое вознаграждение для архитектора.

Эти деньги получает далеко не каждый проектировщик, большинство готовы работать за существенно меньший гонорар.

Вообще работа российских архитекторов и проектировщиков сильно недооценена, и это во многом главная причина унылых устаревших школьных зданий, да и в целом, это проблема всего рынка архитектуры.

Школа — крайне непростой объект. В ней есть пищеблок с технологией, не уступающей полноценному ресторану. Есть театр со светом, звуком и механикой сцены, сравнимыми с ведущими театральными площадками. Есть спортивная инфраструктура часто посложнее городской арены.

Некоторые лаборатории инновационных школ выполнены на уровне лучших исследовательских центров. Школьное здание — это сложный инженерный, технологический объем, который требует от проектировщиков весьма хорошей подготовки. Эта работа интеллектуально очень затратная.

А мы считаем: «Ну это же социалка… можно и сэкономить на проектировании».

Насколько нормативная база соответствует современным требованиям школы

В рамках существующих норм и правил строить современные школьные здания, безусловно, можно. Да, это тяжело и требует изобретательности. Нормы призваны обезопасить пользователя школьного здания, исключить факторы риска для него, и мы должны с уважением относиться к установленным рамкам.

Хотя, конечно, устаревших требований очень много. Например, электрические розетки нужно размещать на высоте не ниже 1,8 метра от пола. Видимо, это осталось с тех времен, когда электричество казалось очень опасным. Но как с этим жить сейчас? Как подключить компьютер учителя или зарядное устройство телефона к такой розетке?

Однако, главная проблема не в нормах, а в их интерпретации. Нормы в разных документах так часто противоречат друг другу, так расплывчато сформулированы, что каждый эксперт трактует их по-своему. И мы бесправны. Но даже в этих условиях можно строить хорошие школы.

растёт ли Интерес к школьному дизайну

Десять лет назад школьной архитектурой никто не интересовался. Были частные школы с мраморными входными группами и бархатными портьерами. Но это не имеет отношения к образовательной среде — это не более чем демонстрация материального благополучия школы.

Два-три года назад ситуация ощутимо изменилась: появилось сразу несколько объектов нового уровня: Международная школа «Летово», «Хорошкола», Примаковская гимназия, «Новая школа», инженерный корпус школы № 548 в Совхозе им. Ленина. Я связываю это с появлением более требовательного заказчика — опытного и насмотренного. Эти школы задали планку, новый стандарт.

Со временем и власти стали более внимательными к школьной инфраструктуре: сейчас Департамент образования Москвы требует от самых обычных школ и IT-полигоны, и кулинарные мастерские.

Мы видим большой интерес к авторской архитектуре школы и со стороны регионов: Якутия, Ямал, Чебоксары, Казань, Альметьевск, Дагестан. Их школьные проекты не уступают московским: они грамотные, современные и инфраструктурно насыщенные.

Кстати, о возможности строительства школ в регионах, в том числе в малонаселенных местах, мы планируем поговорить на одной из сессий конференции EdCrunch 2 октября.

Надеюсь, со временем этот опыт перестанет быть единичным, и станет обычным, нормальным и общепринятым.

 

Отказ от типового проекта школы в пользу авторского. Еще с советских времен и вплоть до 2000-х годов большинство школ строились по одинаковым, типовым проектам.

Считается, что типовое строительство обходится дешевле, занимает меньше времени, гарантирует предсказуемый результат. Поэтому почти у всех советских и российских школьников одинаковое представление о школьной архитектуре, пространстве.

И, пожалуй, только сейчас стали появляться здания, построенные по авторским индивидуальным проектам, заточенным под нужды того или иного школьного коллектива.

Изменение внутренней логики устройства школьного здания.

Школы становятся похожи на офисные пространства — открытые рабочие зоны, много разных по размеру проектных комнат, есть места для тихой работы, а есть для шумных обсуждений.

Все чаще школы сокращают площадь коридоров и других редко эксплуатируемых помещений. Это обусловлено влиянием новых образовательных задач — запрос на индивидуальные образовательные стратегии, разновозрастное обучение, цифровизацию.

Помещения на стыке разных функций. Часто мы не можем предугадать, какой школа будет завтра — поэтому мы размываем четкое позиционирование функций помещений. Учительская становится похожей на офис, входная группа на кафе, театр пересекается с рекреацией, столовая может оказаться лекторием… В таком формате помещения скорее найдут себе применение в будущем.

Более жесткое разделение классов по тематическим блокам. Раньше кабинеты физики, химии и биологии могли размещаться друг над другом, потому что строителям так удобнее поднять инженерные коммуникации с вытяжкой, водой и канализацией. Но руководствоваться лучше не инженерными, а образовательными задачами.

Если мы объединим на одном этаже химию, физику, биологию, географию – возможно, это даст толчок междисциплинарным исследованиям.Арт-блок, который объединяет ИЗО, гончарную, архитектурную мастерскую с IT-классом, позволит изучать архитектурные программы и сразу применять свои наработки на практике.

Отличный синергетический эффект дает блок робототехники с мастерскими, центром прототипирования, IT-кабинетом и испытательным полигоном.

Применение энергоэффективных и энергосберегающих технологий. Светодиодные светильники и автоматическое управление светом по датчикам присутствия экономят расход электричества; сенсорные смесители — затраты на воду; системы вентиляции с рекуперацией снижают затраты на отопление.

2 октября в рамках конференции EdCrunch 2019 Елена Аралова участвует в дискуссии о том, как должно быть устроено современное школьное здание и где найти средства на её проектирование.

Источник: https://strelkamag.com/ru/article/kak-menyayutsya-tipovye-shkoly-v-rossiiskikh-gorodakh

Как построить школу, в которой хочется учиться

Как проектировать школу

Александр Томашенко и Иван Колманок из бюро ai-architects рассказали «Мелу», как спроектировать школу по всем правилам, но не по шаблону и простимулировать у детей желание учиться.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Среда, в которой мы живем, учимся и работаем, — один из главных факторов, который определяет наш уровень счастья и способность к обучению.

Исследования говорят о том, что архитектура и дизайн школы влияют на обучаемость детей до 25% (в плохую или хорошую сторону).

Почему же российские школы в большинстве своем выглядят довольно безрадостно? С таким вопросом и задачей спроектировать школу, в которой хочется учиться, в архитектурное бюро ai-architects обратился предприниматель из Тольятти.

Бизнесмен попросил команду под руководством архитекторов Александра Томашенко и Ивана Колманок спроектировать общеобразовательную школу на 352 ученика «по западному» образцу.

Начнем с того, что город Тольятти довольно-таки унылый с архитектурной точки зрения.

Поэтому и задача сделать в нем школу, уровень дизайна которой соответствует европейским стандартам, совсем нетривиальная.

Архитекторы приняли вызов и для начала провели исследование — изучили архитектуру лучших европейских школ. Большинство из них объединяют следующие принципы, которые были применены в школе в Тольятти.

Яркие краски фасадов

Архитекторы хотят создать в школе современное и жизнеутверждающее пространство, наполненное цветом и светом. Доказано, что яркая цветовая гамма благотворно влияет на когнитивные способности.

В проекте школы в Тольятти ai-architects предложили сплошное остекление. Но стекла эти расцвечены яркими красками. Необычный стеклянный фасад обеспечивает наилучшую инсоляцию — ученью нужен свет. Разные цвета в этом проекте не ограничены фасадом: модульные вставки в оформлении общественного пространства и детской площадки, примыкающей к школе, создают единый ансамбль.

И отсюда еще одно важное правило: работая над внешним обликом и интерьером учебного заведения, не забывайте о прилегающей территории. Школьный двор, спортивная площадка — важные части учебного процесса и весьма значимы для жизни детей.

Архитектура вне времени

Здание, созданное сегодня, должно остаться актуальным и через 20, и через 30 лет. Поэтому технологии и материалы в таких проектах нужно использовать самые качественные и основательные. Здание школы должно быть не «модным», а, в первую очередь, долговечным.

Например, в проекте школы в Тольятти использовали высококачественный металлический профиль и стеклопакеты для устройства необычного «ячеистого» остекления. В интерьерах школы современные долговечные полимерные наливные полы сочетаются с яркими поверхностями стен, где комбинируется «голый» бетон и стены под покраску. Все решения долговечны и удобны в эксплуатации.

Гибкое пространство

Легкие трансформируемые перегородки и мультифункциональные помещения уже давно используются в офисном дизайне. Что мешает применять их и в школе? Ноу-хау проекта в Тольятти — зал-трансформер, который может использоваться и как актовый и как спортивный. Архитекторы также разработали ряд дополнительных блоков-классов для иностранных языков.

По правилам, но не по шаблонам

Как бы мы ни относились к строительным нормам для общеобразовательных школ, многие из которых перешли в современные регламенты из советских времен, с ними приходится считаться.

В школе в Тольятти будут расположены 4 языковых класса (это входит в нормативную базу для российских школ).

Также прилегающая к школе территория спроектирована из расчета 50 метров на каждого ученика, что также соответствует требованиям к учебным заведениям.

Однако, даже работая по устаревшим «советским» правилам, вполне возможно создать современную школу, в которой хочется учиться.

Площадь школы — 6714 м².

Площадь благоустроенного участника рядом со школой — 1,7 га.

Количество учеников: 352 человека.

Место: город Тольятии, Автозаводский район, улица Юбилейная, дом 73.

Авторы проекта: Иван Колманок, Александр Томашенко, Василий Сошников, Антонина Новицкая, Алена Бусыгина, Анна Федосеенко, Ирина Беляева, Рустам Исанчурин (архитектурное бюро ai-architects).

Лучшие блоги недели на «Меле» #14

«Хорошо подумайте, прежде чем уходить после девятого класса»

4 трогательных истории из практики коррекционного педагога

Источник: https://mel.fm/blog/natalya-marchuk/61394-kak-postroit-shkolu-v-kotoroy-khochetsya-uchitsya

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: