Как психологически подготовить ребенка к школе

Содержание
  1. Как подготовить ребёнка к школе?
  2. Елена Васильева, мама первоклассника Вани
  3. Катерина Ромм, педагог — психолог, ООО «Мера Мира»
  4. Татьяна Кошман, учитель одной из московских гимназий
  5. Что должен уметь школьник?
  6. Подготовка к школе: путеводитель
  7. Как подготовить ребенка к школе? Психологическая и социальная адаптация | Советы для мам
  8. Стоит ли заниматься с ребенком перед школой?
  9. Главное, что нужно знать мамам и папам при занятиях с ребенком:
  10. Как научить ребенка самостоятельно адаптироваться к школьному окружению?
  11. Психологическая подготовка ребенка к школе
  12. Практические советы, как психологически настроить ребенка к посещению школы:
  13. Как подготовить ребенка к школе – советы детского психолога
  14. – Скажите, пожалуйста, является ли начало учебного года стрессовым периодом для большинства детей и почему?
  15. – За какое время до начала учебного года родителям надо начинать морально готовить ребёнка к предстоящей учебе? И как это правильно делать?
  16. – Есть ли какие-то особенности, которые стоит учитывать при подготовке к школе детей разного возраста?
  17. – Вам встречались ситуации, когда ребёнок устраивает скандал или истерику из-за нежелания идти в школу? С чем это чаще всего связано и как с этим бороться?
  18. – Можете перечислить самые ужасные ошибки, которые допускают родители в плане формирования отношения ребёнка к школе?
  19. – Последнее время среди родителей стало популярным платить ребёнку деньги за хорошие оценки. Насколько это верный подход? Какие у него возможны позитивные и негативные последствия?
  20. – Допустим, ребёнку не нравится в школе. Возможно ли уже по поведению самого ребёнка понять, просто ли он капризничает и ленится или в школе есть серьёзная проблема (плохие педагоги, хулиганы в классе и пр.)?
  21. – Как физически подготовить ребёнка к новому учебному году? Какой идеальный летний отдых вы, как врач, посоветовали бы для ребёнка?
  22. – Предположим, родители замотались на работе, им не удалось отправить ребёнка отдохнуть, и вот уже на горизонте новый учебный год. Как физически подготовить ребёнка к школе, если осталась неделя, а он всё лето провел в душном городе?
  23. – Часто родители стараются готовить ребёнка к новому учебному году и интеллектуально: отправляют в школы развития, в английские клубы, нанимают репетиторов по проблемным предметам. Насколько это правильный подход?
  24. – Давайте подытожим: какой главный совет можно дать родителям, собирающим ребёнка в школу?
  25. Развивашки, персональные педагоги, танцы… Нужно ли всё это для психологической подготовки детей к школе?
  26. Со скольких лет начинать
  27. Составляющие элементы
  28. Личностно-социальная
  29. Эмоционально-волевая
  30. Интеллектуальная
  31. Мотивационная
  32. Советы родителям
  33. Упражнения
  34. Программа
  35. Как подготовить ребенка к школе
  36. Памятки как самостоятельно подготовить ребёнка к занятиям в школе
  37. Учебная деятельность
  38. Поведение в обществе
  39. Как лучше подготовить ребенка к школе дома: советы родителям от психолога

Как подготовить ребёнка к школе?

Как психологически подготовить ребенка к школе

Ваш малыш уже совсем большой, вы готовитесь к первому Дню Знаний! Несомненно, это не только очень важный и торжественный момент для первоклассника, но и очень трогательный момент для родителей. Будущий школьник гордо надевает школьную форму, собирает свой новый портфель, несет букет цветов первой учительнице.

К новому этапу в жизни малыша необходимо готовиться заранее. Адаптация к новому распорядку дня, коллективу, правилам, школьным заботам… Как сделать так, чтобы этот период прошел максимально гладко? Давайте разберемся вместе!

Будильник — неотъемлемая составляющая учебного процесса

Чтобы наши советы не были субъективными, мы попросили наших друзей помочь нам в написании этой статьи, и взглянули на проблему подготовки ребенка к школе с трех сторон: узнали мнение мамы первоклассника, детского психолога и учителя начальных классов.

На наш взгляд, каждый специалист дал интересные советы со своей, профессиональной, точки зрения, но все пришли к одному выводу: начало обучения в школе — очень ответственный момент в жизни детей и родителей, поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок полюбил новую школьную жизнь и легко к ней привык.

Елена Васильева, мама первоклассника Вани

Елена первым делом определилась со школой за год до «даты икс» и отвела ребенка туда на подготовительные курсы. Как результат: сын знаком со школой, знаком со всеми учителями, которые будут работать с ним в 1 классе (первый учитель, учитель музыки, изо, английского). В итоге ребенок спокоен, понимает, куда пойдет, понимает, что будет делать в школе, понимает, кто будет с ним работать.

Еще один простой, но важный совет: не идеализируйте школу. «Не надо чересчур радоваться и восторгаться тому, что ребенок идет в школу. Да, это значимое событие, но ребенок не должен думать, что там будет весело и интересно. Положа руку на сердце, школа — это труд, а иногда и тяжелый, может многое не получаться.

Мой ребенок на вопрос: «хочешь в школу?», отвечает «не знаю», и это я считаю, что это намного лучше, чем «да!». Ребенок не должен идеализировать школу, но он должен гордиться тем, что идет в школу.

Поэтому подчеркивайте какой он большой, закончил сад, и уже не будет туда ходить, как это невероятно круто, нужно и важно!

Ответственно отнестись к подготовке в школу. Делайте это заранее и вместе с ребенком. Я имею в виду покупку всего необходимого: подготовка места для уроков, покупка школьной формы, рюкзака и канцтоваров. Ребенок должен все выбирать сам, участвовать во всем. Видя, как много всего покупается и делается, мой сын понимает, что это «не шутки», настраивает себя на значимые изменения в его жизни.

Не всё ведь учиться. Перемена!

Выполняя задания, которые нам давали на подготовке к школе (или любое другое, которое напоминает учебную задачу), нужно постепенно готовить ребенка к тому, как будет происходить выполнение домашнего задания.

Например, он написал букву, но написал не аккуратно, а в школе будут требовать аккуратности, поэтому надо попросить ребенка написать по-другому. Сказать нужно об это как можно понятнее и конкретнее: «Посмотри, ты написал эту палочку в букве криво, попробуй сделать ее прямой».

Я всегда стараюсь дать понять своему сыну, что в любом случае помогу ему, если у него возникнут трудности в школе, что он может рассчитывать на меня. Я об этом говорю и подтверждаю делом, если у него не получается, помогаю ему, подталкиваю к правильному решению.

Настройте своего ребенка на те знания, которые он получит, расскажите, что он узнает много нового и интересного, очень важно научить его стремиться узнать больше, чем он уже знает».

Катерина Ромм, педагог — психолог, ООО «Мера Мира»

Катерина также придерживается мнения, что для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла успешно, стоит задуматься о его психологической готовности заранее (примерно за год). «В школе ребенку потребуются такие психологические навыки, как умение управлять своим вниманием и эмоциями, сохранять статическую (сидячую) позу, строить отношения с новыми сверстниками и так далее.

Так же очень важна мотивация — как познавательная, так и мотивация к достижению. Все эти вещи вырабатываются не сразу, и лучше, конечно, начать заботиться о них примерно за год до поступления в школу.

Однако даже если к началу учебного года все эти качества еще не совсем сформированы, они дозреют в течение первого года учебы, если родители будут придерживаться некоторых важных правил:

1. Поддерживайте авторитет учителя (даже если Вы не во всем согласны с ним).

Это очень важный опыт для ребенка этого возраста — иметь авторитет, а отсутствие такового разрушает важные структуры его личности.

В случае разногласий с учителем постарайтесь вступить в диалог с учителем, помогайте ему, берите на себя общественную нагрузку — но ни в коем случае не разрушайте этот авторитет в глазах ребенка.

2. Обсуждайте с ребенком после школы его школьный день — но не оценки и успехи, а что ему понравилось, что нет, что запомнилось, что было интересного. Очень важно во время этих разговоров сохранять безоценочную позицию и эмпатию.

3. Не выставляйте ребенку требования по качеству выполнения школьных заданий — это прерогатива учителя. Вы должны сохранить за собой позицию родителя — помощника и сотрудника, а не надсмотрщика. Если Вам кажется, что у ребенка что-то получается недостаточно хорошо, посоветуйтесь с учителем или со школьным психологом, чтобы найти и устранить истинную причину трудностей.

Домашнюю работу нужно сделать до завтра

4. Сохраняйте ребенку место и время для игры, особенно для сюжетно — ролевых, настольных и подвижных игр. Именно они являются источником мотивации и тренировкой психологических навыков.

5. Если учеба дается ребенку слишком легко — вследствие способностей или усиленной дошкольной подготовки, постарайтесь заинтересовать его другими аспектами школьной жизни, например, возможностью помочь другим детям, учителю, школе. И тоже посоветуйтесь с психологом, потому что эта ситуация не менее вредна для ребенка, чем ситуация неуспеваемости».

Татьяна Кошман, учитель одной из московских гимназий

Татьяна поддерживает мнение, что первые месяцы школьной жизни — период очень сложный. Мнение Татьяны очень важно для нас, ведь она смотрит на проблему как бы с другой стороны и делится своим опытом и наблюдениями.

Татьяна, как и многие учителя, придерживается позиции совместной работы над благополучной адаптацией: «Было бы здорово, если бы родители помогли ребятам на первом этапе знакомства. Это могут быть совместные прогулки, походы в гости и многое другое.

Общение вне школы поможет и детям и родителям ближе узнать друг друга, познакомиться с интересами и увлечениями одноклассников».

В связи с безотметочной системой на первых порах, Татьяна советует не настраивать ребенка на получение оценок. «Дети, собираясь в школу, слышат «пойдёшь в школу — будешь получать пятёрки…» — этими словами мы всё и портим.

Маленький ученик с первых дней ждёт, когда же ему поставят отметку, а её всё нет; родственники постоянно спрашивают, что получил сегодня в школе, а это неправильный вопрос в корне. Необходимо попробовать себя перестроить. Научиться задавать правильные вопросы.

Что интересного сегодня было в школе? Что ты узнал?»

Первоклассники знакомятся с первыми ощущениями

«Часто родители спрашивают: а что должен уметь и знать ребёнок к первому классу? Вопрос риторический. Да, было бы здорово, чтобы ребёнок умел читать. Но это, на мой взгляд, не самое главное.

Познавательный интерес, и кругозор, и желание и умение трудиться, умение задавать вопросы и много другое — вот что важно! К сожалению, бывает так — ребёнка «натаскали», прошли все учебники за первый класс, что остаётся первокласснику — скучать на уроках.

Часто у таких учеников пропадает мотивация к обучению и потом её очень сложно возродить. Бывают и обратные ситуации: ребёнок «слабенький», ему нужно больше времени, чем остальным, на выполнение задания.

И тут у малыша опускаются руки, дома торопят, ругают, сравнивают с одноклассниками, у которых всё быстро получается, без особых усилий. Ребёнок попадает в ситуацию школьной неуспешности, и из неё тоже очень трудно выбраться. Здесь нужна мудрая помощь родителей и педагога».

Что должен уметь школьник?

Психологическая подготовка — это самое важное, а вот что нужно уметь к школе? Необходимо ли уметь читать, писать, какими навыками счёта должен владеть будущий первоклассник? На эти вопросы мы постарались ответить в статье “Что должен уметь школьник?”

Учёба — нелёгкое дело!

Дорогие родители первоклассников! Команда «Белого Кролика» искренне желает вам и вашим детям успехов в подготовке к школе, мы всегда будем рады вам помочь!

Подготовка к школе: путеводитель

Источник: https://www.belykrolik.ru/podgotovka_k_shkole/kak_podgotovit_rebenka_k_shkole_sovety_psihologa/

Как подготовить ребенка к школе? Психологическая и социальная адаптация | Советы для мам

Как психологически подготовить ребенка к школе

Вот и незаметно подошло время, когда вашим детям нужно готовиться к своему первому походу в школу. Большинство родителей задается вопросом, как правильнее подготовить ребенка к школе, стоит ли дополнительно заниматься с ним перед учебой или лучше, чтобы это сделали школьные педагоги.

И это только самые распространенные среди огромного множества вопросов, которые возникают у мам и пап будущих учеников. Ответы на некоторые из них будут даны в этой статье.

Стоит ли заниматься с ребенком перед школой?

Уважаемые родители, если вас волнует, нужно ли давать ребенку некоторую интеллектуальную подготовку перед школьными занятиями, то однозначный ответ – да, такие занятия необходимы.

Вспомните старые времена, когда даже в не очень обеспеченных семьях старались нанимать специальных гувернеров, которые обучали детей перед поступлением в гимназию языкам, основам языкознания, арифметики, музыки и прочим наукам.

Если сравнить начальные знания среднего гимназиста XIX века и дошкольника XXI века, то сравнение, к сожалению, не будет в пользу современного подхода. Теперь дети подготовлены к школе намного меньше.

Разумеется, в наши дни многим родителям не по карману нанимать специальных репетиторов для занятий со своими детьми. Впрочем, это и не нужно, ведь сейчас вам на помощь может прийти Интернет, где всегда можно найти множество интересных методик по работе с дошкольниками.

При этом современным родителям совершенно не нужно уподобляться гувернерам прошлого, вполне достаточно заниматься с ребенком 15-20 минут в день, начиная с 4 лет, причем удобнее облекать эти занятия в привлекательную «обертку» веселой игры.

Например, можно предложить малышу посчитать кубики, машины во дворе или птичек на дереве. С буквами ребенка также нужно знакомить, начиная с 4-5 лет, таким образом, ваше чадо уже будет уметь читать, считать и даже писать, что будет выгодно выделять его среди сверстников в первом классе школы.

Главное, что нужно знать мамам и папам при занятиях с ребенком:

  • Все уроки лучше проводить в игровой форме, можно для этого даже поискать специальные обучающие приложения в Интернете;
  • Заниматься нужно не более получаса, в противном случае ваш малыш просто-напросто устанет;
  • Не нужно превращать уроки в скучную обязаловку типа «каждый день с часа до двух», можно проводить занятия не каждый день, а время лучше выбирать в соответствии с тем, в какие часы ваше чадо лучше усваивает материал;
  • Нужно чередовать занятия с подвижными играми, чтение – с рисованием, а музыку – с арифметикой;
  • Практикуйте повторение уже усвоенных уроков;
  • Лучше выбирать материал для обучения по школьной программе, впрочем, если вы обладаете обширными знаниями, можете привнести и что-то свое.

Уроки математики лучше начинать со счета, а затем уже переходить к геометрическим фигурам и так далее. Обучение чтению и письму следует начинать с печатных букв. А уроки творчества можно начать с обыкновенных раскрасок, переходя к лепке пластилином, аппликациям или рисованию красками.

Как научить ребенка самостоятельно адаптироваться к школьному окружению?

Несмотря на то, что ваше чадо очень способное и может даже читать и считать, тем не менее, в школе у него могут возникнуть проблемы. Одной из наиболее распространенных считается неспособность к правильной коммуникации со сверстниками.

Уважаемые мамы и папы, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не держался в классе особняком, а сразу же приобрел там друзей, нужно готовить малыша к тому, что в школе вас рядом не будет и многие проблемы ему придется решать самому. В частности, ему придется помогать одноклассникам или же просить их о помощи, правильно действовать и выражать свои мысли, не обижать других детей, но и не позволять, чтобы кто-то обидел его самого.

Для того, чтобы ребенок был готов к школе в коммуникативном и эмоциональном смысле, мало просто учить его на словах, гораздо проще, чтобы он еще перед школой прошел все это на практике. Поэтому так важно организовать малышу посещение детского сада или каких-либо развивающих кружков – спортивных, музыкальных, танцевальных и т. д.

Там ваш ребенок будет не только находиться вместе с другими детьми, но и усваивать важные навыки общения, которые очень пригодятся ему в школе. Также ваше чадо будет учиться там правильному поведению со взрослыми – воспитателями и учителями.

Ребенок хорошо усвоит, что перед учителем не следует дерзить, шалить, капризничать и вести себя неподобающим образом. А со сверстниками не стоит враждовать и драться, а лучше установить доброжелательные и дружеские отношения. Таким образом, ваш отпрыск уже будет полностью готов к школьной жизни. Также посещение детского садика приучит ребенка к некоторой самостоятельности.

Психологическая подготовка ребенка к школе

Чтобы школа не ассоциировалась у малыша с чем-то плохим или ужасным, нужно создать у него положительное мнение о ней. Как это сделать?

На самом деле все очень просто. Необходимо часто рассказывать ему веселые происшествия из вашего школьного прошлого, объяснять, что в посещении уроков есть много приятных моментов. Сделать упор на том, что он повзрослеет и у него будет много новых хороших друзей.

Чтобы ваш ребенок был эмоционально готов к школьной жизни, не нужно начинать усиленно готовить его летом прямо перед школой.

Так учеба у него всегда будет ассоциироваться с излишними нагрузками и дискомфортом. Лучше начинать заниматься с собственным отпрыском заранее – начиная с 4-5 лет.

Этим вы не просто будете готовить его к школьной учебе, а наделите его необходимыми для последующей жизни знаниями.

Практические советы, как психологически настроить ребенка к посещению школы:

  • Играйте с ним «в школу», пройдите все важные моменты – вызов к доске, объяснение урока, перемена и так далее;
  • Читайте ему рассказы и повести о школьных годах;
  • Научите ребенка отстаивать свою правоту, показывать характер, если нужно.

А главное, установите для дошкольника правильный режим дня, чтобы он вовремя вставал, ел и занимался своими делами. Этим вы окажете ребенку неоценимую помощь, потому что школьный режим не покажется ему впоследствии очень утомительным и тяжелым.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/sovetyi_dlya_mam/podgotovka-rebenka-k-shkole-psihologicheskiy-aspekt

Как подготовить ребенка к школе – советы детского психолога

Как психологически подготовить ребенка к школе
– Реклама –

Желтеют листья, в магазинах канцтоваров аншлаг, цветочные ларьки наполнены гладиолусами, совсем скоро замелькают белые банты, и в каждом районе загремят песни в честь 1-ого сентября.

Однако начало учебного года – это не только праздничное волнение и  школьные заботы, но и время родительских тревог.

Впишется ли ребёнок в коллектив? Будет ли с радостью учиться? Получит ли знания или просидит для галочки? Как правильно готовить детей к школе и не допускать традиционных ошибок, нам рассказала Инна Мальцева, детский психолог московской клиники МЕДСИ.

– Скажите, пожалуйста, является ли начало учебного года стрессовым периодом для большинства детей и почему?

– Начало учебного года – волнительный период для всей семьи. Для большинства детей он является естественным, но некоторые всё-таки испытывают стресс. Это зависит от индивидуальных психологических особенностей ребёнка и от того, как семья готовит его к школе.

Например, тревожные дети будут испытывать волнение и страх, связанные с учебным процессом, в том числе перед предъявляемыми требованиями и правилами. В особенности будут уязвимы дети легко возбудимые и чувствительные. У них часто отмечается низкая самооценка, страх сделать ошибку и быть неуспешными.

Взрослые люди испытывают такой же по интенсивности стресс, когда устраиваются на новое место работы и проходят собеседования.

– За какое время до начала учебного года родителям надо начинать морально готовить ребёнка к предстоящей учебе? И как это правильно делать?

– Начинать морально готовить ребёнка к школе лучше в августе.Создавать позитивный настрой, вспоминать удачные ресурсные моменты из прошлогоучебного года: что хорошо удавалось, а на что нужно будет обратить особоевнимание.

Важно, чтобы ребёнок ощущал родительскую поддержку, командныйнастрой, что вместе можно преодолеть любые трудности. Главное, чтобы былиусловия для диалога с ребёнком.

Говорите ему о том, что он имеет все шансы бытьуспешным в новом году – нужно лишь постараться и приложить максимум усилий.

– Есть ли какие-то особенности, которые стоит учитывать при подготовке к школе детей разного возраста?

– У каждого возраста – свои психологические особенности, поэтому говорить с ребёнком нужно на понятном, доступном ему языке. Требования не должны превышать возможностей ребёнка.

Завышенные требования будут способствовать формированию низкой самооценки и перфекционизму. Из этих установок в дальнейшем может сформироваться личность с завышенной планкой требований к себе, окружающим и к миру в целом.

А этим требованиям невозможно соответствовать, это приводит к неврозу.

– Вам встречались ситуации, когда ребёнок устраивает скандал или истерику из-за нежелания идти в школу? С чем это чаще всего связано и как с этим бороться?

– Отказ от школы бывает связан с ситуацией или объектами, которые провоцируют негативные эмоции.

Возможные причины: буллинг, травля, слишком авторитарное поведение учителей, невозможность справляться с заданиями, неуспешность, отсутствие навыка заниматься рутинной работой.

Случается и бегство от ситуаций, связанных с оценками. Также у детей появляется желание получать удовольствия вне школы, намечается тенденция к рискованному поведению.

При отказе от школы с негативным эмоциональным подкреплением родителям следует обратиться за помощью к психологу, чтобы понять ситуацию и помочь справиться с тревогой, депрессивным настроением.

Родителям следует заниматься с ребёнком, развивать навыки совладания с негативными эмоциями, оперантное научение, тайм-менеджмент.

Так, оперантное научение предполагает: принятие ежедневной рутины, составление режима дня, составление контракта с ребенком, включающим систему подкрепления, обсуждение рутинных процедур и отношения к ним. Психолог может провести тренинг для корректировки необходимых социальных навыков.

– Можете перечислить самые ужасные ошибки, которые допускают родители в плане формирования отношения ребёнка к школе?

  1. Ошибка первая – запугивание трудностями. Когда родителиговорят, что будет трудно учиться, что не станешь успешным, если несоответствовать требованиям учебного процесса. Формируется негативноепредсказание неуспешности. Неправильно только освещать трудности и не говоритьо многих позитивных моментах школьного процесса.
  2. Ошибка вторая – когда взрослые ничего не делают,считая, что «в школе всему научится, нечего забивать ребёнку голову». Научитьсяможно, если фундамент к письму и чтению уже заложен.
  3. Ошибка третья – считать, что ребёнок может учиться сам,без участия и помощи родителей.

    Вначале следует вместе выполнять домашниезадания, а потом делегировать самостоятельность, когда многие навыкисформированы, когда ребёнок готов к самостоятельному выполнению рутиной работы.

      Этот процесс происходит постепенно, и ксредней школе большинство детей самостоятельно справляются с учебным процессом,обращаясь за помощью к родителям только в случае необходимости.

– Последнее время среди родителей стало популярным платить ребёнку деньги за хорошие оценки. Насколько это верный подход? Какие у него возможны позитивные и негативные последствия?

– Позитивные моменты – в создании мотивации для обучения. Нопостепенно мотивационный аспект смещается. Если раньше ребёнок мог получитьхорошую отметку за знания, за желание быть успешным, помочь родителям, исходяиз правил семьи, то теперь он делает это с целью заработать деньги.

Родителям стоит поощрять хорошее поведение, отметки и помощь подому эмоциональным подкреплением. Можно заранее договариваться о системеподкреплений и вести дневники поведения с целью подкрепления в конце недели вслучае достигнутых успехов.

О том, какое это будет эмоциональное подкрепление(например, поход в кино или парк развлечений), родитель и ребёнок договариваютсязаранее. Самый крайний вариант подкрепления – бонусная система, которая можетобмениваться на денежные знаки.

– Допустим, ребёнку не нравится в школе. Возможно ли уже по поведению самого ребёнка понять, просто ли он капризничает и ленится или в школе есть серьёзная проблема (плохие педагоги, хулиганы в классе и пр.)?

– Ребёнок может стать более вялым, плаксивым, сильнее утомляться,концентрация внимания может быть снижена. Если вы заметили, что поведение исостояние ребёнка изменилось, то самый верный способ – это установлениедоверительного диалога с ним.

Алгоритм сотрудничества: сопереживание взрослогосостоянию ребёнка – валидация, принятие. Сначала взрослый выражает своёпонимание, сопереживание тому, что ребёнок расстроен и его что-то не устраивает.

В эти моменты ребёнок ждет понимания, а не критику от близкого человека.

Второй этап – обозначение проблемы и приглашению к диалогу. У насесть проблема: ты не хочешь ходить в школу – далее следует совместный поискрешения. Как можно поступить в этой ситуации, чтобы ребёнку стало легче.Вариантов множество, в зависимости от обозначенной проблемы.

Важно, что междуродителями и ребёнком происходит сотрудничество и совместный диалог. Если выдействуете по этой схеме, вы всегда будете понимать, какие проблемы у ребёнка.

Старайтесь принимать его с любыми проблемами, избегая первоначальной критикитребовательного родителя, голос которого сопровождает потом и во взрослойжизни.

– Как физически подготовить ребёнка к новому учебному году? Какой идеальный летний отдых вы, как врач, посоветовали бы для ребёнка?

– Питание, сон, спорт – вот основные моменты, чтобы ребёнок был физически здоров. Прежде всего, следует сказать, что рациональное питание означает адекватное питание, то есть объём и состав пищи должен соответствовать возрасту ребёнка и энергозатратам, обеспечивать организм всеми необходимыми ему веществами и энергией.

Далее, ребёнку для нормального развития необходим ночной сон продолжительностью 10 часов, а для младших школьников – желателен также дневной отдых.  При занятиях спортом, помимо тренировки мышц, ребёнок закаляет нервную систему.

Развивается дыхание, концентрация и устойчивость внимания, эмоционально-волевые процессы, первые позитивные результаты и радость от них.

Любой летний отдых вместе с семьёй будет прекрасен, если соблюдаются эти условия: питание – свежий воздух – сон – двигательная активность.

– Предположим, родители замотались на работе, им не удалось отправить ребёнка отдохнуть, и вот уже на горизонте новый учебный год. Как физически подготовить ребёнка к школе, если осталась неделя, а он всё лето провел в душном городе?

– Постараться в последнюю неделю лета взять отпуск и посвятить этовремя прогулкам на свежем воздухе, поездкам за город, не нарушая привычногорежима дня ребёнка.

– Часто родители стараются готовить ребёнка к новому учебному году и интеллектуально: отправляют в школы развития, в английские клубы, нанимают репетиторов по проблемным предметам. Насколько это правильный подход?

– Мозгу ребёнка нужен отдых. Один полноценный месяц ребёнок не должен касаться проблем обучения. В остальное время нет идеального соотношения учёбы и отдыха. Всё зависит от индивидуальных психологических и физиологических особенностей ребёнка.

Один легко справляется с задачами, и ему это не стоит усилий, а для другого этот процесс может превратиться в досадную и неприятную обязанность, которая убивает интерес к учёбе. Целесообразно, чтобы дети во время каникул читали книги и решали задачи. Но занятия должны проходить в форме игры, быть познавательными и не скучными.

Чтение книг может быть основано на самостоятельном выборе ребёнком художественной литературы.

– Давайте подытожим: какой главный совет можно дать родителям, собирающим ребёнка в школу?

– Необходим постепенный переход. Во второй половине августа уже надо начинать пораньше будить и отправлять спать ребёнка. По полчаса в день желательно повторять предметы, вызвавшие трудности в прошлом году.

Но атмосфера должна быть доброжелательной: обязательно хвалите за успехи и ни в коем случае не пугайте наказанием.

И главное, нужно создавать условия, чтобы ребёнок сам захотел учиться, чтобы ему было интересно вместе с вами познавать мир, чувствуя поддержку и любовь семьи.

Интервью подготовилаОльга Мухина

Источник: https://www.vitajournal.ru/psychology/family/kak-psihologicheski-podgotovit-rebenka-k-shkole/

Развивашки, персональные педагоги, танцы… Нужно ли всё это для психологической подготовки детей к школе?

Как психологически подготовить ребенка к школе

Сейчас в моде записывать ребёнка на различные «развивашки» чуть ли не с пелёнок. В год показывают ему карточки с буквами, пытаясь научить читать. В два разговаривают, как со взрослым. В три отдают на танцы.

В четыре у него уже есть свои «репетиторы». В пять отправляют в местный детский развивающий центр. А в шесть вдруг психолог выносит вердикт, что он совсем не готов идти в 1 класс и постигать гранит науки.

Такая ситуация — далеко не редкость в наши дни.

Есть и другая крайность — родители, выступающие за беззаботное детство. Они предоставляют малыша самому себе, считая, что его и так скоро нагрузят в школе, так пусть хоть до неё побегает и отдохнёт. Ни развивающих занятий, ни социализации, ни базового воспитания — и в таких случаях психолог выносит всё тот же вердикт.

Родители должны чётко понимать, в чём заключается психологическая подготовка к школе, когда она начинается и какова их роль в этом процессе.

Со скольких лет начинать

Когда должна начинаться психологическая подготовка ребёнка-дошкольника? Большинство родителей уверены, что за год до школы. Некоторые с сомнением ответят, что чуть пораньше — за 1,5-2 года. И наверняка все удивятся, когда услышат мнение детского психолога — с пелёнок.

Но это вовсе не значит, что все первые 6 лет жизнь дошкольника должны состоять исключительно из развивашек и постоянных занятий. Процесс подготовки должен быть максимально щадящим, плавным и ступенчатым. Никаких стрессов и перегрузок — иначе к 1 сентября бедный первоклассник потеряет всякое желание учиться.

Рекомендация родителям. Каждый год жизни дошкольника ознаменован развитием какой-либо психической акцентуации. Изучите их. В год, например, надо начинать активно тренировать мелкую моторику.

В 2 — пополнять словарный запас. В 3 — знакомить с окружающим миром. В 4 — заняться его социальной адаптацией. В 5 — способствовать раскрытию творческого потенциала.

В 6 это всё надо привести к общему знаменателю — психологической готовности к школе.

Составляющие элементы

Специалисты выделяют 4 вида психологической готовности к школе.

Личностно-социальная

Готовность к общению и взаимодействию. В первую очередь — со взрослыми:

  • понимать авторитет учителя, уважать его, беспрекословно слушаться;
  • не бояться;
  • принимать его как человека;
  • чувствовать и соблюдать дистанцию;
  • выполнять то, что он говорит.

Как сформировать данную готовность: расширять круг общения с незнакомыми взрослыми, прививать элементарные навыки уважения к тем, кто старше. Приглашать домой друзей, включать его в контактирование с врачом в поликлинике, с продавцом в магазине, с другими родителями на детской площадке.

Во-вторых, готовность к общению и взаимодействию со сверстниками:

  • уметь работать в группе;
  • быть доброжелательным, неконфликтным;
  • знать о взаимовыручке;
  • иметь понятие о дружбе.

Как сформировать данную готовность: не лишать детского сада, способствовать взаимодействию с другими детьми во время прогулок, приглашать маленьких друзей в гости домой, обучать ролевым играм, выводить на массовые мероприятия.

У ребёнка, посещавшего детский сад, личностно-социальная психологическая готовность к школьному обучению гораздо выше, чем у того, кто сидел дома.

Эмоционально-волевая

Готовность к выполнению учебных задач.

Трудности могут испытать и те, кто активно занимались до школы с частными преподавателями и ходили в развивающие центры; и те, кого не нагружали дополнительными занятиями.

Первых ждёт глубокое разочарование, так как им будет неинтересно на уроках. Вторым процесс обучения будет даваться с трудом: задания не понимаются, а высидеть 40 минут урока — и вовсе каторга.

Как организовать подготовку:

  • приучать к соблюдению режима дня;
  • прививать навык усидчивости;
  • не нагружать чрезмерными занятиями;
  • отдать в «Школу будущего первоклассника»;
  • не забывать, что ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте — игровая.

К моменту поступления в школу ребёнок должен привыкнуть к смене деятельности. 10 минут спокойной работы за столом (рисование, лепка, чтение) — полчаса подвижных игр. Такое чередование подготовит их к смене уроков и перемен.

Интеллектуальная

Готовность к интеллектуальному труду. Многие родители неправильно понимают этот момент. Он вовсе не означает умение читать и писать, говорить на английском и знать наизусть отрывок из «Евгения Онегина». Речь об умении логически размышлять — к этому времени должна быть сформирована база аналитического склада ума.

Какой может быть подготовка:

  • научить решать простейшие логические детские задачки;
  • разгадывать вместе загадки, шарады, детские кроссворды;
  • чаще задавать вопрос «почему?»;
  • играть вместе в настольные развивающие игры;
  • покупать лего, конструкторы, паззлы;
  • не прекращать развитие мелкой моторики рук (лепить, вырисовывать детали, делать поделки, ходить на занятия пескотерапии).

Проверочные тесты на IQ для шестилеток выявляют как раз интеллектуально-психологическую подготовку к школе.

Мотивационная

Один из самых важных психологических моментов подготовки к обучению. Предполагает сформированность положительного отношения к:

  • школьному процессу;
  • учителю;
  • другим детям;
  • урокам и домашним заданиям;
  • самому себе.

Как организовать подготовку: говорить об учителях только хорошее, заинтересовать процессом обучения, работать над адекватной самооценкой. Если имеются детские психотравмы и внутренние комплексы, желательно походить к психологу.

Если на момент поступления в 1 класс у ребёнка сформированы все 4 психологические готовности, проблем с адаптацией не возникнет.

Советы родителям

Психологи дают ценные советы родителям дошкольников, как организовать их психологическую подготовку к школьным будням, чтобы они впоследствии были успешны в обучении:

  1. Играйте с ребёнком «в школу», рассказывайте о ней, пусть он общается с теми, кто уже туда ходит.
  2. Обязательно запишите его в «Школу будущего первоклассника», где он познакомится со своей первой учительницей и режимом дня.
  3. Научите преодолевать трудности, доделывать задания до конца, не бросать начатое на полпути.
  4. Читайте вместе, обсуждайте книжки, делитесь впечатлениями. Отдавайте предпочтение рассказам про школьную жизнь.
  5. Предоставьте его больше свободы и самостоятельности, чтобы он чувствовал себя уверенно и без вас.
  6. Развивающих настольных игр и логических детских загадок достаточно для интеллектуально-психологической подготовки. Не переборщите с занятиями — это может отбить мотивацию.
  7. Дозировано развивайте когнитивную сферу: память, мышление, воображение, внимание.

Самая главная рекомендация родителям дошкольников: психологическая подготовка — это путь длиной от рождения до того момента, как он впервые сядет за парту. Поэтому начинать её следует как можно раньше. Но при этом помнить, что перегружать развивающими занятиями и персональными педагогами не стоит.

Упражнения

Домашняя подготовительная работа к школе предполагает выполнение упражнений на развитие когнитивных способностей.

Развитие памяти и внимания

Разложите на столе разные вещи (лучше связанные со школьной тематикой — ручку, тетрадь, карандаши, альбом). Когда ребёнок выйдет из комнаты, поменяйте предметы местами или уберите что-нибудь. Вернувшись, он должен сказать, что изменилось.

Развитие воображения

Разложите картинки на школьную тему (как ёжик опоздал на урок, например). Без 5 минут первоклассник должен сочинить по ним связный рассказ.

Развитие мышления

Составьте ряд чисел (от 10 до 25), расположенных хаотически. Предложите дошкольнику вычеркнуть из него определённую цифру (2, например), сколько бы раз она не встречалась.

Развитие речи

Устраивайте праздники школьных вещей. Например, сегодня — праздник шариковой ручки. Расскажите, как она устроена, как работает, какие функции выполняет. Дайте задание сочинить про неё сказку. Так будет пополняться словарный запас, развиваться грамматический строй речи.

Развитие мотивации

Читайте сказки о том, как животным и детям, не посещающим школу, приходится трудно в жизни. И наоборот — как весело и полезно учиться в ней.

Ежедневное выполнение 1-2 упражнений такого рода — отличная психологическая подготовка к школьному обучению.

Программа

Во многих школах при организации предварительных занятий будущих первоклассников реализуется программа психологической подготовки. Это отличный бонус, так как после неё ребёнок чувствует себя более комфортно в школьном коллективе и показывает хорошие учебные результаты.

Примерная подобная программа «Хочу учиться!», рассчитанная на год (по 2 часа в неделю), продемонстрирует, по какому плану занимается с будущими школьниками психолог.

Если психологическая подготовка будет своевременной и грамотной, ребёнок быстро адаптируется к школе и будет успешен в обучении. Обратная ситуация окажется чреватой нервными срывами, развитием внутренних комплексов и, несомненно, проблемами с успеваемостью.

Источник: https://ponervam.ru/psihologicheskaya-podgotovka-k-shkole.html

Как подготовить ребенка к школе

Как психологически подготовить ребенка к школе

Начало школьной жизни – важный период на пути каждого человека. Он неизменно сопряжен со стрессом. Чтобы помочь малышу адаптироваться к новым условиям, родители должны знать как правильно психологически и морально подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Об этом расскажет наша статья.

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Памятки как самостоятельно подготовить ребёнка к занятиям в школе

Задания, которые предлагает школьный психолог на консультации, помогут понять, на каком уровне развития находится ребёнок. Это обязательный этап, для успешного прохождения которого нужно заниматься с ребёнком в течение длительного времени.

Учебная деятельность

Мамы и папы должны помнить: ваш малыш может чего-то не уметь. Не нагружайте юную голову слишком сильно. Школа предназначена, чтобы рассказать ребенку об огромном количестве вещей, расширить кругозор, научить жить и работать в коллективе.

Однако существует набор основных знаний, которыми первоклассник должен владеть:

  • Полные имена, своё и родителей.
  • Адрес. Страна, город, улица и дом, в котором он живёт.
  • Известные растения, животные и птицы. Малыш должен различать популярные растения и животных, отличать кактус от ромашки, лису от тигра. Человек, который проверяет готовность к школе, может поинтересоваться, есть ли питомцы дома, попросить рассказать о кошке, собаке, попугае. Также он может узнать, какое животное или растение нравится экзаменуемому больше всего, спросить почему.
  • Время. Желательно, чтобы первоклассник умел обращаться с часами. Главное, чтобы он отличал день от ночи, вечер от утра. Один из вариантов задания: «Расположить картинки в правильном порядке». Чаще всего на них изображен режим дня.
  • Геометрические фигуры. До поступления в школу большинство детей умеют вырезать круг, треугольник, квадрат. Кроме того, они обязаны соотносить предметы по форме: крыша дома похожа на треугольник, а сам дом на квадрат.
  • Цвета. Мальчики и девочки в дошкольном возрасте учат не только основные оттенки, но количество цветов в радуге, порядок их расположения. Родителям надо научить ребёнка рисовать элементарные картинки, правильно подбирать цвета для изображения: солнышко – жёлтое, травка – зелёная, а зайчик – белый.
  • Цифры. Обучать правилам вычитания и сложения не обязательно, это сделает преподаватель. Лучше научите считать от 1 до 20 и обратно.
  • Времена года, месяцы, дни недели. На подготовке детям следует не только называть их, но и знать количество, и расставлять в правильном порядке.
  • Популярные праздники. Психолог может спросить, какой из них любимый. Малыш должен ответить и рассказать, почему он выбрал именно этот вариант.
  • Строение человеческого тела. Рисунок человека – частое задание при поступлении в школу.
  • Различать живое и неживое.
  • Элементарные правила дорожного движения: «Нельзя переходить дорогу на красный цвет», «Нельзя перебегать железнодорожные рельсы». В игровой форме школьный работник может проверить эти знания. К примеру, уточнив, кто прав, зайчик, который ждёт зелёный или белочка, которая бежит перед движущейся машиной.
  • Чтение по слогам. Если ваше чадо не умеет читать, это не страшно – научат в школе. Однако этот навык существенно облегчит ему обучение в дальнейшем, и все остальные предметы будут даваться легче.
  • Пересказ. Развитие навыков речи – одна из главных задач при поступлении в первый класс. В начале учебного года ребёнок должен понимать смысл коротких рассказов, выстраивать предложения в логическую цепочку.
  • Память. Перед дошкольником кладут несколько картинок, он смотрит на них некоторое время, потом их переворачивают. Чем больше деталей он запомнит, тем лучше. Надо воспроизвести сюжет и рассказать, что там изображено.

Часто школьные психологи дают задание на выявление лишнего. Существует большое количество занимательных пособий, на которых можно отработать этот навык, но занятия можно проводить и с помощью подручных средств.

Например, попросите малыша выбрать то, что нужно убрать, предложив ему несколько фруктов и один овощ.

Поведение в обществе

Родители юного школьника должны думать не только об учебной успеваемости, но и о том, как помочь ему влиться в классный коллектив. Мы предлагаем рекомендации, которые помогут понять, как быстро самой подготовить ребенка к обучению в школе за лето.

Развивайте в нём:

  • Самостоятельность. Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, следить за своим внешним видом и переодеваться в спортивную форму перед физкультурой. Вы можете показать, что он взрослый, равный, но у этого статуса есть не только привилегии, но и обязанности. Не надо собирать портфель за него, лучше проконтролируйте, когда дело будет уже сделано. Тоже самое касается домашнего задания: попытайтесь в мягкой форме донести, что вести школьный дневник – его дело. Но не перегибайте палку в этом вопросе. Помните, что в первую очередь малыш должен ощущать вашу любовь и поддержку. Дайте ему почувствовать, что у него есть надёжный тыл, куда он может прийти с любой проблемой, и жизненной, и учебной.
  • Усидчивость. Маленьким сложно перестроиться после безработных лет детства, и время стандартного урока кажется им вечностью. Во время занятий со своим сыном или дочерью, помогите им привыкнуть заниматься делом некоторое время, постепенно увеличивая нагрузку. Мы рекомендуем начинать с 15 минут, а к началу учебного года увеличить время до получаса.
  • Дружелюбие. Расскажите, почему нельзя драться с одноклассниками и обзываться на них, но не забудьте добавить, что за себя надо уметь постоять. Объясните, что ябедничать – плохо. При этом попытайтесь донести, что в некоторых ситуациях нужно обязательно говорить взрослым о случившемся. Например, если кто-то мучает животных или обижает слабого.
  • Вежливость. Научите сына или дочь формулам этикетного общения. Напоминайте, что при встрече с любым человеком нужно говорить «здравствуйте», а при прощании «до свидания», объясните про «спасибо» и «пожалуйста».

Очень важный момент, на который Вы должны настроить ребёнка – культурное поведение на переменах. Он должен знать, что в школе нельзя бегать по коридорам, кричать, забираться с ногами на мебель.

Как лучше подготовить ребенка к школе дома: советы родителям от психолога

Практикующие специалисты, работающие с дошкольниками, предлагают несколько рекомендаций для тех, у кого растет будущий первоклассник:

  • Не компрометируйте учителя. Даже если Вы не согласны с ним в каких-то вопросах, выскажите недовольство в личной беседе, а не сыну или дочери. Если Вы чувствуете, что из-за молодости, неопытности или других факторов, преподаватель не справляется с возложенными на него обязанностями, попытайтесь помочь ему. Например, предложите родительскому комитету снять с учительских плеч часть общественной нагрузки. Психологи утверждают, что младший и средний школьный возраст – это время поиска нового авторитета, помимо родительского. Среднее звено ищет его в ровесниках, а младшее – в учителе. Поэтому очень важно для мам и пап не подрывать этот авторитет, а всячески поддерживать. Разочарование в преподавателе начальной школы может сильно пошатнуть структуру личности.
  • Разговаривайте с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день. Обратите внимание, что беседа не должна сводиться к перечислению полученных оценок и обсуждению меню столовой. Спрашивайте, что понравилось на уроках, а что нет, что запомнилось и что заинтересовало. Если вам некогда, лучше перенесите разговор на вечер или выберите другое свободное время, но не прерывайте его на полуслове. Дети говорят о том, что кажется им важным, поэтому умение слушать и слышать своего малыша необходимо каждому взрослому. В подростковом возрасте родители начинают в голос твердить: «Он/она ничего нам не рассказывает, на все вопросы отмахивается». Замкнутость и недоверие ко взрослым развивается у школьников в первые годы обучения, если они чувствуют, что у мамы с папой нет времени на их проблемы и переживания. Чтобы такого не случилось в Вашей семье, помните, что дитя будет доверять Вам секреты, только если увидит заинтересованность в них.
  • Не оценивайте учебную деятельность. Оставьте это преподавателям. Вы должны помогать и поддерживать юного ученика, а не брать на себя роль надзирателя. Если ребёнок не справляется с каким-то предметом, начните заниматься с ним, а не ругайте за плохие оценки.
  • Позволяйте отдыхать. Даже если успеваемость оставляет желать лучшего, не заставляйте «двоечника» заниматься целыми днями. Распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы мальчик поиграл во дворе в футбол, а девочка попрыгала в классики или покаталась на велосипеде. Делайте упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они разгружают сознание, освобождают его для приёма новых знаний. А вот компьютерные стрелялки и просмотр мультфильмов можно сократить до тех пор, пока оценки не придут в норму.
  • Не читайте учебники заранее. Не нужно проходить с будущим первоклассником годовой материал за лето. Ему станет скучно на уроках, и интерес к учёбе пропадёт. Если материал даётся вашему чаду очень легко, посоветуйтесь с классным руководителям. В школах существует несколько программ разной сложности: в случае необходимости возможно повышение уровня.
  • Помните о темпераменте. Выбирая школу, обратите внимание на тип нервной системы того, кому предстоит там учиться. Холерики активны и неусидчивы, тяжело воспринимают критику. Для них и для сангвиников подойдут программы повышенной сложности. Большое разнообразие заданий позволит не только удерживать их внимание на учебе, но и поспособствует повышению интереса к школьной жизни. Для флегматиков и меланхоликов быстрый темп урока будет тяжёлым испытание. Они включаются в работу постепенно, долго думают над одним заданием. Выберите для них обычную школу, со стандартными требованиями или уклоном в одну область.
  • Обучайте, играя. Определите предмет, который больше всех нравится маленькому ученику и расширяйте его кругозор в этой области, применяйте игровые методики. Если он проявляет интерес к окружающему миру, ходите вместе в парки, зоосады, океанариумы, читайте больше книжек про животных. Если ему нравится математика, считайте ступеньки, людей на улице, шаги до магазина или до школы. Если ему интересны рассказы о событиях прошлого, составьте вместе фамильное древо, попросите бабушек и дедушек рассказать что-нибудь, а уникальную информацию о Вашей семье Вам поможет добыть Дом Родословия.

При подготовке ребёнка к школе прислушайтесь к психологам и педагогам, почитайте методическую и научно-популярную литературу на эту тему, спросите совета у друзей, которые уже миновали этот этап, но не пытаетесь слепо подражать всем рекомендациям.

Вы знаете свое дитя как никто другой, понимаете его слабые и сильные стороны. Только Вы сможете найти правильный подход к его домашнему обучению и понять, как лучше его подготовить. Слушайте свое сердце, но не забывайте и про советы специалистов.

Источник: https://xn----dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/kak-podgotovit-rebenka-k-shkole

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: