Как развивать дошкольника

Содержание
  1. Особенности интеллектуального развития дошкольника: все для помощи родителям
  2. Что влияет на процесс?
  3. Когда лучше начинать развивать интеллект детей?
  4. Стадии формирования
  5. Как развивать эмоциональный интеллект
  6. Самые эффективные приемы формирования умственных способностей детей возраста 5-6 лет
  7. Задания для оценки интеллекта
  8. «Поиски клада»
  9. «Радость»
  10. Как развить интеллект дошкольнику, школьнику, взрослому?
  11. Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей
  12. Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?
  13. Современные методики развития умственных способностей дошкольников
  14. КАКИЕ СПОСОБНОСТИ НАЗЫВАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ?
  15. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  16. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  17. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  18. ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  19. Как реализовать всестороннее развитие ребенка
  20. Что такое принцип всестороннего развития?
  21. Аспекты всестороннего развития ребёнка
  22. Взаимосвязанные принципы
  23. Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Особенности интеллектуального развития дошкольника: все для помощи родителям

Как развивать дошкольника

В нормальной семье родители должны быть заинтересованы в том, чтобы их ребенок постоянно интеллектуально развивался.

Это влияет не только на подготовку к школе, но и готовит дошкольника ко всей будущей жизни, а также развивает все стороны его личности.

Дети с развитым интеллектом всегда будут пользоваться популярностью, потому что им будет легко даваться учеба и общение со сверстниками.

Что влияет на процесс?

Уже давно доказано, что два самых главных фактора, которые оказывают свое влияние на интеллект дошкольника, это наследственность и внешняя среда.

Если с первым все понятно — какие родители, такими будут и их дети, то ко второму пункту возникают вопросы.

Стоит уточнить, что факторы внешней среды ребенок ощущает от самого момента зачатия (например, даже образ жизни, который вела мама, имеет значение) и до самой смерти. К ним относятся:

  • Условия жизни дошкольника: питание, общительность, достаточно ли он двигается.
  • Количество детей: в многодетных семьях, как правило, вырастают более общительные дети.
  • Обучение: доказано, что, если ребенка ничему не учить, у него заметно снизится IQ — уровень интеллекта.
  • От качеств личности родителей.
  • От характера самого ребенка.

Когда лучше начинать развивать интеллект детей?

На все подобные вопросы ответ всегда будет один — как можно раньше.

Поскольку интеллектуальное развитие ребенка начинается еще в утробе матери, родители должны заниматься с крохой уже с момента зачатия.

«Но как можно чему-то учить еще не родившегося малыша?» — спросите вы. Однако это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

В нынешнее время существует огромное множество разных методик, которые помогают закладывать фундамент интеллекта. Ниже приведены самые простые и очевидные из них:

  1. Цветотерапия,
  2. Прослушивание приятной, желательно классической, музыки,
  3. Регулярная физическая активность матери (Важно: только после консультации с вашим гинекологом).
  4. Общение с ребенком,
  5. Тактильное воздействие (например поглаживание живота).

После рождения развитие не заканчивается. Родители должны ежедневно читать вместе с детьми, расширять их кругозор и словарный запас, а также играть в логические игры.

Важно: Пиком интеллектуального развития дошкольника в среднем является период с двух и до восьми лет.

Стадии формирования

  1. Первый этап начинается, когда малышу исполняется два-три года. В этом возрасте очень важно, чтобы занятия проводились в доступной игровой форме: детям много читают, разговаривают, чтобы увеличить словарный запас, показывают предметы разной текстуры, чтобы ребенок понял, что не все вещи одинаковые на ощупь.
  2. Второй этап — три-четыре года, когда начинается период «я сам», и малыш все пытается делать самостоятельно. В этом возрасте важно, чтобы родители хвалили малыша за все его начинания, а также давали посильные поручения и со всей серьезностью относились к его действиям.
  3. И третий этап формирования интеллекта — дошкольный.

    В этом возрасте родителям рекомендуется проводить все занятия и воспитательные мероприятия в игровой форме. Таким образом, ребенок не будет терять интерес к той или иной деятельности, и тогда в будущем не придется его принуждать к учебе.

    Настольные, подвижные и даже компьютерные игры помогут дошкольнику овладеть каким-либо навыком просто и в ненавязчивой, приятной ему обстановке.

Как развивать эмоциональный интеллект

Существует множество программ, которые помогают за определенный период времени повысить уровень интеллекта дошкольника.

Например одна из них состоит из трех блоков:

  1. «Азбука эмоций». Родителям необходимо будет познакомить ребенка с базовыми эмоциями и их оттенками путем ролевого образа, знакомого малышу сказочного персонажа. Благодаря данному упражнению дети учатся распознавать чужие и свои эмоции, испытывать эмпатию, сочувствие, сожаление.
  2. «Эмоциональные стратегии» направлены на формирование навыков продуктивного взаимодействия с другими людьми.
  3. «Хозяин своих эмоций». Дошкольнику предлагается воспроизвести разные состояния (печаль, радость, грусть). Таким образом, малыш научится адекватно демонстрировать то, что он чувствует.

Также есть более простые и очевидные способы:

  1. Увлекайте детей творческими занятиями. Отлично для этого подойдут рисование, лепка, конструирование.
  2. Чтение поможет ребенку не только повысить уровень интеллекта, но и развить фантазию.
  3. Некоторые компьютерные игры (дозированно, время пребывания за компьютером должно быть ограничено) помогают развивать логическое мышление.
  4. Задавайте ребенку вопросы, пусть он на них отвечает. А потом просите его задавать вопросы вам. Таким образом вы разовьете способность рассуждать.

Самые эффективные приемы формирования умственных способностей детей возраста 5-6 лет

Во-первых, для того, чтобы развить интеллект у пятилетнего ребенка, родителям необходимо как можно чаще обращаться к загадкам, потому что они чаще всего строятся на всяких небылицах и являются своеобразными ловушками для ума.

Также не менее эффективны упражнения-игры вроде «Верю-не верю», суть которых состоит в том, что вы говорите любые случайные фразы, вроде «у нас на кухне живут слоны», и ребенок должен опровергнуть это или подтвердить.

Потом позвольте ему самому придумать свою небылицу, с которой согласиться или нет должны уже будете вы.

Задания для оценки интеллекта

Классикой является всем известный IQ тест, однако он показывает только стандартную меру интеллекта, не раскрывая всех способностей ребенка.

Тест Пиаже. Попробуйте повторить опыт швейцарского психолога: скатайте два абсолютно одинаковых шарика и попросите дошкольника сравнить их. Логично, что малыш, скорее всего, ответит, что они одинаковы.

Теперь расплющите один из них ладонью, превратив его в лепешку, и спросите, в каком из них больше теста. Если ребенок ответит, что теста больше в лепешке, это значит, что он опирается на очевидные факты, а если скажет, что количество теста одинаково — значит у него развито абстрактное мышление.

Рекомендуем также посмотреть видеосюжет по теме:

«Поиски клада»

Нарисуйте на листе бумаги вместе с ребенком план вашей квартиры или дома. Объясните, что план — это своеобразная карта вашего жилища. Крестиком отметьте место, где будет спрятан клад (как вариант, можно использовать простую игрушку или какую-либо сладость). Предложите малышу найти сокровище. Такая игра научит его ориентироваться в пространстве.

«Радость»

Предложите дошкольнику ответить на вопрос «а что такое радость?» Малыш должен начинать свой ответ с фразы «радость — это…» Такое упражнение научит формулировать свои мысли и поможет сосредоточиться на собственных эмоциях и ощущениях.

В современном мире раннее развитие ребенка в тренде, и это не может не радовать. Однако стоит помнить, что любое обучение должно проводиться в доброжелательной и ненавязчивой обстановке без принуждения.

Подобные уроки должны быть ежедневными, иначе смысла в них не будет вообще. Если родители будут поддерживать малыша и выбирать упражнения с учетом особенностей своего ребенка, то они очень скоро увидят результат.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/intellektualnoe-razvitie.html

Как развить интеллект дошкольнику, школьнику, взрослому?

Как развивать дошкольника

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Попробуйте наши игры и упражнения на тренировку внимания и памяти.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал.

Источник: https://logiclike.com/razvitie/intellekt

Современные методики развития умственных способностей дошкольников

Как развивать дошкольника

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников происходит под влиянием окружающего мира. При общении со взрослыми ребёнок осваивает речевые навыки, в игре развивается логика, при знакомстве с природой малыш учится делать первые выводы и обобщения, в процессе рисования или лепки развивается творческая деятельность.

Процесс накопления знаний и умений происходит очень быстро. Психологи утверждают, что в более старшем возрасте этот темп значительно замедляется.

Недостатки воспитания и обучения в раннем детстве негативно сказываются на дальнейшем развитии малыша. Поэтому очень важно начать развивать головной мозг как можно раньше.

Самый лучший период начинается с 2-3 лет, когда ребёнок уже понимает, что происходит и его нейронные связи работают максимально эффективно.

КАКИЕ СПОСОБНОСТИ НАЗЫВАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ?

Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками.

Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия.

Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.

Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.

Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей .

Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.

Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.

Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству. Чем шире у малыша развит один из этих компонентов, тем с максимальным количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибок и неправильных действий он совершит.

К примеру, составляя мозаику в рисунок, ваш сын или дочь не будут бессмысленно двигать частички паззла, чтобы случайно попасть в правильное место. Ребёнок будет смотреть на края и рисунок частичек. К слову, именно этот вид деятельности следует рассматривать, чтобы диагностировать развитие интеллектуальных способностей дошкольника.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Первое проявление умственных талантов малыша проходит с помощью наглядного моделирования.

Визуальные образцы показывают характеристики и взаимосвязи объектов. Благодаря ним ребёнок познает истинные отношения предметов.

https://www.youtube.com/watch?v=di8CSCLGcdA\u0026list=PL5DLIIVje6SEz05ku_qoRqO_1tiSTbqmC

Глянем на картинку пятилетнего малыша. Его рисунок не является копией. Ребёнок имитирует, вычерчивает границы нарисованных вещей, животных, растений. Ему трудно изобразить дом, но он может нарисовать квадрат с треугольником наверху.

Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и становится более сложным на базе развития интеллектуальных способностей.

Если начать с элементарных замещений настоящих объектов простыми формами, то к первому классу школы дети смогут самостоятельно построить макеты, с помощью символических обозначений.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наглядное моделирование перед школой возрастает на более высокий уровень. Дети больше не используют макеты каких-то особых объектов. Они идут к обобщенным образам, которые отражают главные характеристики предметов.

Формируется конструктивная работа – отличный пример визуального макетирования, способствующего развитию умственных и креативных талантов. Если ребенок 6 лет создает пространственный макет, то это огромная страна с дворцами, лесами, горами.

Развитие умственных способностей старших дошкольников возможно благодаря тому, что дети осмысляют связи между причинами и следствиями. Они умеют сплотить разные элементы в целостную схему.

Дети в старших группах детского сада с радостью работают с математическими символами – числами, геометрическими фигурами. Это положительно влияет на развитие специфических арифметических талантов, которые тоже можно считать интеллектуальными.

ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Существует много методик развития интеллектуальных способностей дошкольников. Какую из них выбрать и как развивать интеллект ребёнкарешают родители.

Система Марии Монтессори

Суть обучения по этой системе заключается в следующем: ребёнок сам выбирает, чем ему хочется заняться. Педагог помогает ребенку справиться с заданием только тогда, когда его просят. Эта система подходит для терпеливых и усидчивых малышей, но ребенок не учится работать в группе, отсутствуют ролевые игры.

Методика Никитиных

Развивающие и спортивные задания даются в порядке роста сложности. Если малыш не решает задания, его откладывают. Педагог решения задачи не дает. Позитивный момент: рациональное использование времени, физическое развитие. Негативный – отсутствие индивидуального подхода.

Методика Зайцева

Дети с 2-летнего возраста учатся читать с помощью кубиков, таблиц. Под музыкальное сопровождение «поют» части слова. Дети, которые учатся по этой методике, рано осваивают чтение, имеют хороший словарный запас, качественные речевые навыки. Но в школьном возрасте фонетические разборы слова и разборы по составу осваивают трудно.

Методика Сесиль Лупан

Дети выполняют те задания, которые хотят. В качестве наглядного пособия используется все, что есть под рукой. Задание взрослого: в интересной форме познакомить малыша со всем, с чем он сталкивается. Не стоит бояться, что ребёнок не поймет значения какого-то термина. Главный принцип методики: есть знание – будет понимание.

Ментальная арифметика

Методика всестороннего развития. Кроме памяти, быстрой реакции, логического мышления, ментальная арифметика развивает интуицию, творческие способности, воображение. Дети становятся уверенными в себе, самостоятельными, быстро адаптируются в новом коллективе.

Программа обучения условно разделена на 2 этапа. На первом ребёнок учится считать на косточках специальных счетов (абакусе) обеими руками одновременно. С помощью абакуса осваивает все основные математические операции.

На втором – обучение переходит на ментальный уровень. Постепенно ребёнок отвыкает от счетов и все расчёты производятся на воображаемом абакусе. Уже после первых месяцев обучения дети с легкостью изучают иностранные языки, вычисляют в уме 10-значные числа, быстро учат наизусть стихи и прозу.

«Академия развития интеллекта AMAKids» проводит обучение по методике ментальной арифметики. Занятия начинаются для малышей с 4-летнего возраста. Записывайтесь на первое бесплатное занятие и оцените лично преимущества нашей методики!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5abb52660422b49e33205ed4/5d133d4a9af86f00b699b655

Как реализовать всестороннее развитие ребенка

Как развивать дошкольника

31.08.2017

9

111739

Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью.

Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.

Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.

https://www.youtube.com/watch?v=JCbecC8obIY\u0026list=PL5DLIIVje6SEz05ku_qoRqO_1tiSTbqmC

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

Аспекты всестороннего развития ребёнка

  • Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
  • Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
  • Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
  • Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
  • Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
  • Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
  • Принцип деятельности.

    Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.

  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия.

    Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.

  • Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.

  • Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.

Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет.

В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

Физическое развитие

•         * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка.

•         * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

•         * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

Интеллектуальное развитие

•         * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

•         * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка.

•         * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы.

•         * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

Социальное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

•         * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

•         * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

Эмоциональное развитие

•         * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.

•         * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания.

•         * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.

Творческое развитие

•         * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.

•         * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал

Духовное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали.

•         * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids».

Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).

Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.

Источник: https://amakids.ru/about_us/blog/vospitanie-detej/kak-realizovat-printsip-vsestoronnego-razvitiya-u-rebenka/

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: