Как сформировать адекватную самооценку

Содержание
  1. Формирование адекватной самооценки
  2. Как определить самооценку? Тест
  3. 1. Как ты реагируешь на критику других людей?
  4. 2. Как ты реагируешь на похвалу других людей?
  5. 3. Как ты себя воспринимаешь?
  6. Формирование адекватной самооценки из завышенной
  7. Формирование адекватной самооценки из заниженной
  8. Формирование здоровой и адекватной самооценки – Психология жизни
  9. Понятие самооценки в психологии
  10. Формирование адекватной самооценки ребёнка
  11. Что влияет на формирование адекватной самооценки взрослого?
  12. Человек с адекватной самооценкой
  13. Особенности здоровой адекватной самооценки
  14. Вред неадекватной самооценки
  15. Формируйте здоровую адекватную самооценку
  16. Как сформировать адекватную самооценку у ребенка
  17. Понятие
  18. Формирование
  19. Роль самооценки в жизни человека
  20. Этапы развития
  21. Проблемные состояния
  22. Завышенная самооценка
  23. Заниженная самооценка
  24. Как повысить самооценку
  25. Заключение
  26. Как сформировать у ребенка адекватную самооценку | ZOJ.KZ Республиканская научно-популярная медицинская газета
  27. Как формируется самооценка
  28. Как определить самооценку ребенка?
  29. Особенности воспитания детей
  30. Самооценка ребенка: формирование, возможные проблемы, способы коррекции
  31. Что такое детская самооценка
  32. Формирование самооценки ребенка
  33. Развитие самооценки проходит 4 этапа
  34. 1 этап – от рождения до 18 месяцев
  35. 2 этап – от 1,5 до 3-4 лет
  36. 3 этап – от 4 до 6 лет
  37. 4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет
  38. Адекватная самооценка: Как ее выработать
  39. Парадоксы самооценки
  40. Как же сделать свою самооценку адекватной?
  41. Психолог М.В. Смоленская ⋆ Как сформировать у себя адекватную самооценку?
  42. 5 причин низкой самооценки
  43. Как повысить самооценку?
  44. Рецепты повышения самооценки для женщин
  45. 5 полезных советов:

Формирование адекватной самооценки

Как сформировать адекватную самооценку

Адекватная самооценка у тех людей, которые счастливы, успешны и смогли реализовать себя на 100%. А как у тебя дела? Человеку не везет в жизни тогда, когда он не имеет корректную самооценку. Заниженная самооценка не дает возможность получить все то, что заслуживаешь по праву. Завышенная самооценка мешает достигать цели, когда раз за разом терпишь жизненное поражение.

Если ты читаешь эту статью, то ты имеешь некоторые сложности в жизни. У тебя не получается все то, что хочешь. Мечты и цели остаются не достигнутыми, а все планы рушатся. Почему не получается стать счастливым и успешным? Благополучная жизнь дается тем людям, которые умеют реализовать себя. А для этого нужна гармония внутри и снаружи.

«Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от Вас закончить дело ДО того, как Вы почувствуете себя уверенно.» Американский предприниматель и общественный деятель Билл Гейтс

Когда не знаешь, с чего начать менять жизнь, то приступи к формированию адекватной самооценки. Именно она отвечает за оценивание своих качеств и чувств. Как ты представляешь свою личность, так она и будет действовать.

Всего есть три вида самооценки: заниженная, адекватная и завышенная. Могу поспорить, что у тебя либо первая, либо третья. А иначе почему у тебя все идет черт знает как?

Как определить самооценку? Тест

Чтобы формировать адекватную самооценку следует лучше понять себя. Иногда сложно отвечать честно на вопросы, но и врать самому себе глупо. Определи свой уровень самооценки. Насколько ты адекватен? Тест самооценки.

1. Как ты реагируешь на критику других людей?

  • Тебя больно задевают слова человека, что тебе хочется накричать на него или ударить. Ты плохо переносишь чужое мнение, которое не совпадает с твоим. Скорей всего твоя самооценка находится на низком уровне.
  • Ты не прислушиваешься к чужой критике и тебе плевать на нее с высокой колокольни? Тебе совсем не интересно чужое мнение? У тебя завышенная самооценка, а тебе срочно требуется коррекция для более адекватной самооценки.
  • Ты слушаешь критику и пытаешься найти в ней конструктивные ноты? Выслушать чужое мнение полезно, но важно отделять конструктивные слова от чужого субъективного мнения. Это поведение человека с адекватной самооценкой.

2. Как ты реагируешь на похвалу других людей?

  • Для тебя очень важно чужое мнение и как ты выглядишь в их глазах? Тщательно ожидаешь одобрения окружающих, ждешь похвалы и напутственных слов? Боишься что-то сделать, чтобы люди не говорили плохо и пытаешься для всех быть хорошим? Это точно низкая самооценка.
  • Самодовольно купаешься в похвале, а когда не хвалят, то считаешь всех кругом идиотами? Требуешь похвалы от окружающих, когда они не спешат это делать? Это завышенная самооценка.
  • Ты принимаешь похвалу спокойно, принимая ее как факт, но не более. Это адекватная и правильная самооценка.

3. Как ты себя воспринимаешь?

Признаешь себя неудачником, который ни на что не способен? У тебя нет поводов гордиться собой, а относишься к себе плохо? Ты никому не нужен и ни на что не годишься? У тебя нет перспектив и шансов поменять свою жизнь? Каждый сверчок знай свой шесток? От тебя ничего не зависит и жизнь кончена? Это низкая самооценка. Тебе срочно нужно приступить к формированию адекватной самооценки.

Работаешь в полсилы, стараешься еле-еле, фантазируешь о миллионах и ждешь вот-вот джекпот судьбы? Ты слишком много хочешь, но мало прикладываешь усилий.

Думаешь, что ты гений, которого не оценили по достоинству потомки? Тебе все должны, даже если ты ничего особенного не сделал? Вокруг тебя должны все носиться, постоянно помогать и заботиться? Считаешь себя пупом земли, когда окружающие считают тебя эгоистом и нарциссом? Достоин большего, но ничего для этого не делаешь? У тебя завышенная самооценка.

Ты не считаешь себя неудачником и не гением. Ты полагаешь, что все зависит от тебя, а не обстоятельств. Никто не будет строить твое счастье за тебя. Ты понимаешь, что должен делать и стараться сам.

Ты готов прикладывать усилия и бороться за свое будущее. Но не сдаешься, как люди с низкой самооценкой. Ты не ждешь подарка судьбы, как человек с завышенной самооценкой. Ты работаешь усердно каждый день и идешь к своей цели.

Это адекватная самооценка.

Формирование адекватной самооценки из завышенной

Научись критически смотреть на себя со стороны. Каковы твои недостатки и слабые места? Насколько ты ставишь реалистичные цели? Каково соотношение желаний и реальных способностей? Требуешь ли ты то, что пока не заслужил и не достоин?

Будь открыт к новым идеями, опыту и возможностям. Не откидывай все прочь только по той причине, что тебе это плохо знакомо. Мир постоянно меняется и в переменах нет ничего не обычного.

Принимай критику спокойно, если она имеет под собой основу. Умей признавать свои ошибки, когда не прав. Не нужно все воспринимать сразу в штыки. Спокойно выслушай, проанализируй и прими меры, если требуется.

Не выдаешь ли ты свои слабые стороны за сильные? Наглость принимая за решительность, упрямство за упорство, бесцеремонность за лидерство? Будь более беспристрастен к себе.

Принимай жизнь и мир такими, какие они есть. Если мир к тебе зол и несправедлив, то будь более адекватен. Ничего не бывает в мире просто так. Если что-то не получается, то значит ты недостаточно готов к победе. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Не обвиняй во всех проблемах окружающий мир, обстоятельства и людей. Ищи в себе то, что тебе мешает одержать победу.

Формирование адекватной самооценки из заниженной

«Знай себе цену и не продавай себя дешевле, чем ты того стоишь, иначе превратишься в уцененный товар.» Эстонская писательница и психолог Лууле Виилма

Не проявляешь ли ты чрезмерную осторожность, нерешительность и скромность? Может пора стать более уверенным, смелым и решительным? Робость и неуверенность порождает еще больше проблем, чем было до этого.

Не слишком ли ты к себе требователен, страдая перфекционизмом? Может ты предъявляешь к себе повышенные требования, виня себя за малую оплошность или неудачу? Прекращай это самоистязание.

Страдая низкой самооценкой, не пытаешься ли доказать свою крутизну в ущерб себе? Совершаешь ошибки и странные поступки, пытаясь самоутвердиться? Показываешь свою крутизну в социальных сетях и в жизни, покупая предметы для понтов.

Насколько ты контролируешь свою жизнь? Не пытаешь ли перекладывать всю ответственность за все происходящее на других людей и обстоятельства? Легко винить кризис, людей и правительство. Пора принять тот факт, что только ты можешь изменить свою жизнь. Только от тебя зависят перемены.

Найди способ реализовать себя в жизни. Ставь цели и мечты, а затем достигай их. Отмечай каждую свою победу и достижения. Ты не так уже плох. Ты хорош, просто не веришь себе до конца. Ты гораздо лучше, умнее и сильнее, чем думаешь.

Формирование адекватной самооценки является важнейшим фактором успешной жизни. Только адекватная самооценка помогает полностью раскрыться, достичь своих целей и стать счастливыми.

Источник: https://mensby.com/career/psychology/formirovanie-adekvatnoj-samoocenki

Формирование здоровой и адекватной самооценки – Психология жизни

Как сформировать адекватную самооценку

Перед тем, как написать статью о самооценке личности, я заглянула в поисковик и ужаснулась…. от количества сайтов, которые предлагают волшебные способы повысить самооценку.

«Приобрести уверенность в себе за 3 простых шага», «12 способов как повысить самооценку», «Высокая самооценка — это путь к успеху» и т. п. БРЕД. Простите меня, конечно, но разумный человек, должен понимать, что самооценка, и отношение к самому себе не возникает в одночасье.

И тем более за каких — то 3 шага повысить свою самооценку просто не реально.    Зачем нужна самооценка?

Начать менять свое отношение к себе ВОЗМОЖНО за три шага, или сформировать уверенность в себе с помощью 12 способов. Но не повысить свою самооценку!

Значит ли это что без высокой самооценки мы не будем успешны? Так ли это на самом деле? Что думают об этом психологи? И в чем секрет самооценки личности? Давайте разбираться.

Понятие самооценки в психологии

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Такая способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Формирование и развитие уверенности в себе

Формирование адекватной самооценки ребёнка

Она начинает формироваться в нашем детстве, к сожалению, под влиянием нашего воспитания. Окружение ребенка, а это в первую очередь наши родители, закладывают фундамент нашей самооценки. Ребенок не может сформировать сам своего отношения к себе в силу недостаточного самосознания   Как воспитать уверенного в себе ребёнка?

Родители препятствуют нормальному развитию самооценки ребёнка тогда когда:

— часто наказывают ребенка без объяснений причины наказания, и когда наказывают за проявление «неприемлемых» чувств;— насмехаются над чувствами ребенка и его мыслями, недооценивая их;— контролируют его с помощью чувства вины или стыда;— в семье не существует правил, или они достаточно противоречивы (у папы одни, а у мамы другие, противоположные);— отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в своем здравомыслии;

— когда родители применяют физическое насилие по отношению к своему ребенку. Вдобавок к этому не верят в него, всячески порицая и недооценивая.

Последствия жестокого обращения с детьми

Конечно же, при таких условиях воспитания, может сформироваться патологическая личность, не говоря уже про её здоровую адекватную самооценку или любовь к самому себе.

Что влияет на формирование адекватной самооценки взрослого?

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем человеком, каким он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании адекватной самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем хуже мнение человека о самом себе. Нарциссизм и признаки «нарцисса»

Существенное влияние на формирование адекватной и здоровой самооценки оказывает отношение к человеку окружающих. Особое значение для формирования здоровой самооценки всё также как и в детстве имеют значение мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на формирование адекватной самооценки. Чем выше личностные успехи и достижения, тем лучшего мнения о себе человек.   7 привычек успеха

Самооценка личности есть отношение к самому себе посредством мнения о себе значимых людей и реальных достижений. Самооценка не может быть завышенной или заниженной. Самооценка может быть только оптимальной или неоптимальной. Самооценка здоровой личности должна быть адекватная его реальным результатам!

Человек с адекватной самооценкой

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Пошаговая система достижения любых целей

К оценке достигнутого человек подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: коллеги и другие значимые люди.

Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной здоровой оценки, т. е. без переоценки своих достижений, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям.

Такая самооценка является здоровой и адекватной.

Особенности здоровой адекватной самооценки

  • Здоровая самооценка личности позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями;
  • Человек со здоровой самооценкой открыт для критики и признает свои ошибки. Ведь здоровая самооценка предусматривает наличие в человеке как достоинств так и недостатков.
  • Уверенный в себе человек открыт и любопытен по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.
  • Человек со здоровой самооценкой доверяет себе и тем самым реагирует гибко и даже изобретательно на всевозможные жизненные ситуации.
  • Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом — критерии здоровой самооценки.
  • В условиях стресса человек со здоровой самооценкой умеет сохранять гармоничность и достоинство. Как научиться любить и уважать себя?

Почему возникает такой вопрос «Как повысить свою самооценку»? Зачем ее повышать и кто определил, что она у вас занижена?

Общая психология говорит о том, что гармоничность личности или комфорт человека зависит от того, как он относиться к самому себе. То есть, если у человека, по вашему мнению или наблюдению, занижена самооценка, то он ни успешен, ни уверен в себе.

На самом же деле этому человеку достаточно комфортно жить со своей возможной заниженной самооценкой. С другой стороны, это ваша оценка личности другого человека. И она не имеет никакого отношения к самооценке этого конкретного человека. С завышенной самооценкой дело обстоит так же.

Вред неадекватной самооценки

Низкий уровень самооценки или завышенная самооценка причиняет вред только тогда, когда человеку испытывает внутренний дискомфорт.

А именно, когда заниженная самооценка превращается в:

— неуверенность в себе, вплоть до недоверия себе,— болезненность восприятия критики

— неумение принимать решения и брать на себя ответственность за результаты своих решений и действий. Комплекс неполноценности и заниженная самооценка

А завышенная самооценка трансформируется в:

— самолюбие и самовосхваление, что приводит к возникновению гордыни, равнодушия по отношению к близким,
— критичность и необоснованная требовательность к другим, злоба.

Формируйте здоровую адекватную самооценку

Источник: http://psylive.com.ua/samorazvitie/polyubit-sebya-i-nemnogo-o-samoocenke.html

Как сформировать адекватную самооценку у ребенка

Как сформировать адекватную самооценку

Взрослые часто не осознают, насколько большую роль играет самооценка в жизни ребенка. От этого зависит, как он будет относиться к окружающим, принимать их поддержку и помощь, воспринимать себя как самодостаточную личность.

Все это важные составляющие, за счет которых формируется личность взрослого человека, зависит, станет ли он успешным. Наша статья посвящена теме формирования самооценки у детей.

Понятие

О том, что такое самооценка, психологи начали задумываться давно. Сейчас это понятие определяется, как представление человека о значимости собственной личности. Это то, как он оценивает свою роль в сравнении с окружающими людьми, собственные достоинства и недостатки, выдающиеся качества.

В числе основных критериев система смыслов, которая формируется у индивида в раннем возрасте.

Самооценка имеет много важных функций.

  1. Защитная гарантирует психологическую стабильность личность и независимость.
  2. Регуляторная определяет выбор конкретных шагов, необходимых для решений задач.
  3. Эмоциональная дает возможность получать удовлетворение от собственного Я, своей личности и ее качеств.
  4. Сигнальная отражает то, как человек в действительности к себе относится.
  5. Прогностическая определяет его активность в самом начале выполнения какой-либо работы.
  6. Адаптационная помогает уживаться с окружающим миром и людьми.
  7. Ретроспективная дает возможность объективно оценивать собственное поведение.
  8. Корригирующая обеспечивает контроль во время выполнения деятельности.
  9. Терминальная побуждает остановиться, если поступки вызывают сильное недовольство собой.
  10. Мотивирующая побуждает к действиям для получения одобрения со стороны окружающих.

Из этих составляющих во многом формируется личность человека.

Формирование

У детей формирование самооценки начинается еще в дошкольном возрасте. Ее развитие зависит от воспитания и окружения, в котором он растет.

Когда родители во всем поддерживают малыша и пытаются ему помочь, последовательно выстраивают воспитательный процесс, поддерживают в сложных ситуациях, у ребенка формируется адекватная самооценка.

В детсадовском возрасте и в начальной школе ребенку принципиально важно чувствовать себя защищенным. В этом случае он уже в 5-7 лет начинает принимать самостоятельные решения, способен признать свои ошибки, не боится просить помощи.

Адекватная самооценка способствует умению ценить себя как уникальную личность.

Роль самооценки в жизни человека

В дошкольном возрасте и 1-3 классах родители часто ошибочно считают, что ребенок должен только получать знания и осваивать навыки. Но именно в этом возрасте происходит формирование самооценки. Закладываются основы того, насколько активным человеком будет малыш в будущем, как будет чувствовать себя в коллективе, реализовывать собственные амбиции.

Психологи считают, что у самооценки две составляющих – эмоциональная и интеллектуальная.

Эмоциональная формируется под влиянием родных, друзей и учителей. Этот компонент доминирует до 6-летнего возраста. Очень важно, как мама и папа относятся к достижениям и первым успехам малыша.

Интеллектуальная составляющая проявляется позже. Она формируется на основе самоанализа, когда человек способен оценивать свои слабые и сильные стороны.

Этапы развития

Самооценка у ребенка формируется в четыре этапа, начиная с его появления на свет.

I этап

От рождения до 1,5 лет. Формируется доверие к окружающему миру, позитивное отношение к самому себе. В первый год жизни формируется чувство привязанности.

Если родители оценивают все, что он делает в позитивном ключе, этот важный шаг к адекватной самооценке в будущем.

II этап

От 1,5 до 4 лет. Главным становится осознание своей зависимости или автономности. Ребенок внимательно следит за тем, как родители реагируют на его проявления самостоятельности.

Повышению самооценки способствует одобрение любознательности и желания многое делать без посторонней помощи.

III этап

От 4 до 6 лет. В этом возрасте все зависит от первых представлений ребенка о том, каким он вырастет. Базовое чувство инициативы или вины формируется в зависимости от того, как проходит процесс социализации.

IV этап

От 6 до 14 лет. Развивается стремление к самовыражению и труду.

Негативно сказывается низкий статус в коллективе сверстников и отсутствие полезных практических навыков.

Проблемные состояния

Существует несколько видов самооценки, которые вызывают опасения у психологов.

Завышенная самооценка

Она проявляется в пренебрежительном отношении к сверстникам и неуважении к старшим. Достижения окружающих высмеиваются.

Ребенок стремится управлять другими во время игр, игнорируя собственные слабые качества. Если коллектив не признает в нем предводителя, начинаются проблемы, вплоть до истерик.

Заниженная самооценка

Низкая самооценка – также неадекватное положение вещей. В таком случае ребенок не верит себя, постоянно испытывает тревогу.

Он изначально настраивает себя всегда на негативный результат. Он боится людей и не верит им. Это может выливаться в оскорбления окружающих.

Формированию такого уровня самооценки способствует, когда родители или учителя начинают сами настраивать ребенка на то, что он ни на что не способен, у него ничего не выйдет. Начинается все с мелочей. Например, ему не позволяют самостоятельно заправлять кровать, утверждая, что у него все равно не выйдет сделать это хорошо. Выливается это в серьезные психологические проблемы в будущем.

Чтобы самооценка формировалась адекватно, рекомендуется никогда не оценивать личность ребенка в воспитании, а только совершенный им поступок. Не нужно сравнить малыша с другими детьми, ставить их в пример.

Как повысить самооценку

Родители способны способствовать адекватному формированию самооценки личности малыша. Психологи придают большое значение повышению культуры населения. В это понятие они вкладывают необходимость уважительно обращаться с детьми, невзирая на то, сколько им лет.

Если у малыша начинаются проблемы с заниженной самооценкой в дошкольном возрасте, это можно оперативно исправить.

Мамы и папы должны научиться во всем поддерживать своего ребенка. Особенно когда у него возникает потребность сделать что-то самому. Естественно, если это не угрожает его здоровью или жизни. Важно заставить его начать верить в себя. Постоянно повторять, что у него обязательно получится, а если что-то пойдет не так, он всегда может обратиться за поддержкой к близким людям.

Вот несколько советов, которые помогут повысить самооценку маленького человека.

  1. Положительно реагируйте на все, чем ребенок интересуется. Например, когда он начинает рассуждать, кем хочет стать, когда вырастет, обязательно поддержите его. Скажите, что он обязательно станет блестящим танцором, певцом, водителем или художником. Здесь неважно, какое дело он выберет (предпочтение изменится еще не раз). Важно, чтобы он почувствовал поддержку со стороны родителей. Тогда у него сформируется потребность добиваться цели, идти к своей мечте.
  2. Искренне радуйтесь и хвалите малыша, когда он добивается успехов. Принес домой хороший рисунок, получил отличную оценку.
  3. Не уставайте повторять, что верите в него, любите и гордитесь.
  4. Если что-то дарите, запомните, что теперь он будет считать эту вещь своей. Не смейте отбирать ее, заявлять о своих правах, потому что покупали на заработанные деньги.
  5. Если сформировались доверительные отношения, побуждайте ребенка делиться неудачами и сложностями, с которыми он сталкивается. Вместе с ним анализируйте, из-за чего появилась проблема, как развивалась, что можно сделать, чтобы исправить ее. Обсудите, какие лично он видит пути, чтобы исправить ситуацию. В этом случае малыш будет чувствовать доверие и близость. Будет знать, где всегда сможет найти поддержку.
  6. В некоторых ситуациях просите его что-нибудь вам посоветовать. Когда отношения выстроены верно, ребенок будет выражать свое мнение, формулируя свою позицию. Внимательно его выслушивайте, благодарите, чтобы он понимал, что вы с уважением относитесь к его позиции. Он должен чувствовать, что его считают равным, его мнение имеет вес.

Заключение

На личном примере всегда демонстрируйте, что уважительно относитесь к окружающим, уважайте мнение всех людей, в том числе и детей.

Только так вам удастся сформировать адекватную самооценку у ребенка.

Источник: https://its-kids.ru/kak-sformirovat-adekvatnuyu-samootsenku-u-rebenka.html

Как сформировать у ребенка адекватную самооценку | ZOJ.KZ Республиканская научно-популярная медицинская газета

Как сформировать адекватную самооценку

Согласно статистическим данным, дети часто страдают заниженной самооценкой (38,8 %). Завышенная самооценка наблюдается у 18 % детей, адекватная – у 43,2 %. Отношение к собственной личности у ребенка – это не только проявление врожденных особенностей характера, ну и результат отношения между малышом и его родителями.

Гуляя с ребенком на игровой площадке, присмотритесь, как ведут себя дети.
Один ребенок быстро знакомится и легко поддерживает дружеские отношения во время прогулки. Его появление привносит в компанию оживление и радостные эмоции. Успех среди сверстников стимулирует такого ребенка решать более сложные задания, а в случае поражения он спокойно относится к случившемуся.

Другой ребенок склонен к заносчивости, нетерпим к окружающим, стремится к достижению результатов любой ценой. Он не упускает возможности продемонстрировать свое превосходство: быстрее бегает, больше забивает голов, имеет последнюю модель телефона.

С его точкой зрения окружающие всегда должны соглашаться с ним, иначе они будут изгнаны из числа друзей. Почувствовав личную выгоду, такой ребенок покажет рвение и энтузиазм в начинаниях, не побоится даже пойти на риск.

Но в случае неудачи он обвиняет кого угодно, только не себя.

Третий ребенок не будет навязывать свое мнение и идти напролом, он робок, обидчив. Его преследуют сомнения и страх неудачи, поэтому вокруг него формируется незримая оборонительная стена недоверия к окружающему миру.

Такой ребенок охотнее простоит в сторонке от ватаги носящихся по детской площадке малышей. В таких детях легко произрастает обидчивость, мнительность и тревожность, а как следствие – малообщительность.

Попав под влияние лидера, они могут стать жертвами манипулирования.

Внимательный читатель уже успел догадаться, что первого ребенка характеризует адекватная самооценка. Неадекватная самооценка имеет две полярности: завышенную (пример второго ребенка) и заниженную (третий ребенок).
С годами самооценка может несколько меняться, но ее «костяк» все-таки сохраняется.

Как формируется самооценка

Уверенность в своих силах основывается на вере в человека окружающих людей и опыте собственных побед и достижений. Признавая право ребенка на различные эмоции и чувства, сопереживая ему и поддерживая его, родители тем самым помогают малышу сформировать здоровую самооценку.

«От того, что ребенок увидит в материнском взгляде, зависит то, каким он станет».(Дональд Винникотт)

Как определить самооценку ребенка?

Определить уровень самооценки можно с помощью простого теста.
Возьмите лист бумаги и проведите 3–4 вертикальные линии. Каждая линия будет характеризовать какое-то качество характера. Например, сильный – слабый, храбрый – трусливый, добрый – злой. Выбор количества линий зависит от выраженных особенностей ребенка. Обычно рисуют от трех и более.

Помечаем середину линий. Задание 1: Попросите ребенка карандашом отметить, где, по его мнению, находится он.

Задание 2: Карандашом другого цвета необходимо пометить, где бы он хотел оказаться через время.

Примечание. Такой тест подходит для ребенка, который в силу возраста уже способен оценивать свои и чужие возможности, сравнивать поступки людей и делать выводы.

При проведении теста следует учитывать возрастные особенности формирования самооценки: малышам в возрасте до 8 лет свойственна завышенная самооценка, поэтому первая отметка при тестировании с большой долей вероятности будет находиться на середине линии или выше, возможно даже на самом верху.

Правильно будет, если родитель поинтересуется, понимает ли ребенок, что в данном случае он оценил свои возможности слишком высоко, и почему он так поступил.

Вторая отметка показывает дальнейшие планы ребенка, то, к чему он стремится, и у ребенка со сформировавшимся критическим мышлением она должна стоять выше.

Примечание для тестирующих ребенка 8 лет и старше: На адекватную самооценку укажет первый показатель, находящийся на середине, а все отметки выше – показатель завышенной самооценки. Любая отметка ниже середины будет свидетельствовать о низкой самооценке.

Особенности воспитания детей

На этапе формирования мнения о себе следует придерживаться нескольких простых правил:
– Уважение и принятие границ ребенка
Следует внимательно и с уважением относиться к решениям и пожеланиям ребенка.

При таком подходе впоследствии и другие люди будут относиться к вашему ребенку с уважением.

Необходимо создать для ребенка собственное пространство, возможно, выделить комнату или угол, где будут его игрушки и личный стол.

Неуважение к личностным границам или посягательство на собственность ребенка может сказаться на его отношениях с другими людьми. Он будет позволять и другим людям нарушать границы своей территории, не считаться с его мнением и потребностями. И это уже проявление заниженной самооценки.

– Справедливо оценивайте своего ребенка
Именно родители должны стать справедливыми судьями, которые объективно оценивают возможности ребенка.

Важное правило: оценка способностей ребенка не должна разительно отличаться от того, как его оценивают окружающие.

Обращайте внимание на то, что получается у вашего ребенка лучше всего, поощряйте старания и достижения. Человек не может преуспевать сразу во всех направлениях.

Как правило, набор способностей у отдельно взятого индивида достаточен для достижения успеха в жизни. И для этого вовсе не требуется чрезмерных способностей и возможностей.

Гораздо важнее в полной мере развивать потенциал ребенка, помочь ему реализовать его уникальную личность.

Многим родителям кажется хорошим стимулом использовать метод сравнения с другими детьми. Таким образом они стремятся подтолкнуть ребенка к еще большим достижениям. Но такой подход, к сожалению, рано или поздно приводит к потере веры в свои силы.

Ведь родители прибегают к этому методу чаще всего в тех случаях, когда у ребенка что-то не получается, как бы он ни старался. И полученный результат заранее обесценивается начатой не им конкуренцией.

Если уж вы решили применить метод сравнения, то сравнивайте достижения ребенка только с его собственными прошлыми успехами или промахами (что было неделю/месяц назад).

Помните, что предъявлять требования необходимо соразмерно с возможностями ребенка, учитывая уровень его развития, его предпочтения. Следует научить ребенка ценить то, какими качествами он обладает, принимать себя таким, какой он есть.

Похвала должна быть честной и адекватной, иначе она может привести к высокому самомнению, то есть к завышенной самооценке.

– Ребенку необходимо ваше признание
Для ребенка важно, чтобы близкие люди помогли ему понять, какой он есть, позитивно реагировали на его поступки, в которых проявляется его характер, индивидуальность, признавали его самостоятельные решения. Только проверяя на практике правильность принятого решения, исправляя ошибки, ребенок может стать ответственным и самостоятельным человеком.

Необходимо признавать право ребенка на собственное мнение. Этим вы не подорвете свой авторитет, но научите ребенка доверять себе. Объясните ребенку, что страх считается нормальной реакцией для любого человека и он необходим для сохранения жизни. Однако если человек, преодолевая страх, берется выполнять задуманное, вероятнее всего, он справится.

Всячески поддерживайте стремления ребенка и настойчивость в достижении цели, несмотря на ошибки и поражения. Не следует обесценивать усилия ребенка и ругать за промахи, если что-то не получилось с первого раза.

И какими бы ни были успехи, большими или маленькими, не забывайте похвалить своего ребенка. Почаще говорите ему о своей любви, о том, как важно для вас его присутствие в жизни, теплые отношения с ним.

Так, день за днем общаясь с близкими людьми, ребенок познает себя и свои возможности. Несомненно, прав был известный канадский психолог Гордон Ньюфелд, сказав: «Воспитание – это предоставление ребенку возможности показать весь свой потенциал».

здоровье ребенка самооценка характер

Вам также может понравиться

Источник: https://zoj.kz/populiarnie/rebenok/2145-kak-sformirovat-u-rebenka-adekvatnuyu-samoocenku.html

Самооценка ребенка: формирование, возможные проблемы, способы коррекции

Как сформировать адекватную самооценку

Самооценка ребенка — индикатор успешности во взрослой жизни. Психологи утверждают, что правильно сформированная оценка личных качеств, как внешних, так и внутренних, обеспечивает счастливую жизнь.

Существуют определенные этапы формирования самооценки у детей дошкольного и школьного возраста. Чтобы она была адекватной, родителям стоит уделить внимание ее развитию и коррекции, если это будет необходимо.

Что такое детская самооценка

Говоря простым языком, детская самооценка – это уровень самостоятельной оценки самого себя. У каждого человека есть определенный набор качеств, и второго такого набора нет ни у кого, даже при наличии близнеца.

В раннем возрасте самооценка очень хрупкая и меняется по несколько раз в зависимости от обстоятельств.

Самооценка человека безупречна лишь при рождении, а о том, какой она будет потом, должны позаботиться родители и ближайшее окружение.

Формирование самооценки ребенка

Детская самооценка формируется благодаря суждениям взрослых, а именно родителей и учителей. С самого рождения малыш не имеет представления о том, как себя вести, – важную роль играет воспитание. Малыш обращает внимание на оценки взрослых, на их реакцию и изо всех сил стремится не разочаровать.

Нужно дать понять своему чаду изначально, что мир не идеален и что он не может знать и уметь все. Помогите ему раскрыться и обнаружить свои таланты. Каждый человек талантлив по-своему, и от родителей зависит, как сложится его судьба.  Малыш обращает внимание на свою внешность и сравнивает себя со сверстниками, не упустите этот момент и не дайте ему обзавестись комплексами.

Развитие самооценки проходит 4 этапа

Психологи выделяют 4 основных этапа развития детской самооценки. Каждый этап имеет большое значение и ошибки допускать нельзя ни в одном из них. Характер человека формируется с первых минут появления на свет.

1 этап – от рождения до 18 месяцев

Трепетный этап, выстроенный на внутренних ощущениях и тактильном контакте. У новорожденного формируется доверие к окружающему миру через заботу и опеку родителей.

Появляется первая в жизни привязанность и малыш уже отдает предпочтения в общении.

Все это строится на бессознательных инстинктах, но все же вы замечали, что к одним малыш охотно идет на ручки, а при виде кого-то может расплакаться.

Сила маминых объятий невероятна и способна на многое. Адекватная самооценка формируется в том случае, если родители позитивно оценивают малыша. Естественно, новорожденный не поймет, если вы ему это скажете напрямую, он различает только эмоциональную оценку: добрый взгляд, объятия, мягкие прикосновения, добрый и спокойный тембр голоса.

2 этап – от 1,5 до 3-4 лет

В этом возрасте малыш становится невероятно любознательным и активным. Ему интересно абсолютно все, и от того, как на его интерес реагируют родители, зависит формирование самооценки. Не стоит все критиковать, дайте шанс почувствовать себя самостоятельным. Конечно, вы можете контролировать ситуацию, но делайте это деликатно.

Сейчас все в руках родителей: автономным или зависимым человеком вырастет ваш ребенок – зависит только от вас. Малыш уже в состоянии понимать, что ответственность за совершенные поступки лежит на нем, а не только на родителях. Только ни в коем случае не давайте оценку личности в случае неудачной попытки.

Возможно, стоит попытаться снова или просто этот поступок плохой и его не следует повторять.

3 этап – от 4 до 6 лет

В младшем дошкольном возрасте дети начинают пристальнее присматриваться к себе и к своему месту в обществе. Например, думают о том, сколько друзей в детском саду и почему кто-либо не хочет дружить. Малыш ищет причины происходящего в себе. Допустим, старший брат сегодня не в духе и поругал младшего.

Малыш не понимает, что он сделал не так, но все же ищет причины в себе. В такие моменты важно, чтобы объяснение этому поступку дали взрослые, что у брата всего лишь плохое настроение, но он с любовью относится к младшему и любит его.

Подумайте о том, не слишком ли много ограничений вы установили, и есть ли у детей возможность проявлять инициативу.

Если у малыша постоянно формируется чувство вины за действия других людей – это ненормально, обратите на процесс самореализации ребенка пристальное внимание.

4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет

Завершающий 4 этап – самый долгий, интересный и опасный в процессе формирования детской самооценки. В этом возрасте закладывается любовь к труду и идет нацеленность на результат. Неприятие малыша в обществе сверстников формирует в нем замкнутость и отторжение.

Может случиться так, что ребенок потеряет интерес к делу, которым интересовался совсем недавно. Эта апатия – следствия неприятия подростка в коллективе. Он теряет веру в то, что способен наравне с другими выполнять задачи и добиваться успеха.

Иногда случается так, что самые талантливые и одаренные дети могут замкнуться в себе и разувериться в собственных силах из-за трудных отношений в коллективе.

Источник: https://lifemotivation.ru/samopoznanie/camootsenka-rebenka

Адекватная самооценка: Как ее выработать

Как сформировать адекватную самооценку

Если все в жизни не так, как хочется, то причина может быть в том, что вы оцениваете себя неадекватно. Это зачастую мешает и в карьере, и в построении взаимоотношений с окружающими. Чтобы изменить ситуацию, вы должны понять, какой вы на самом деле. Кстати, проблемы возникают и у тех, кто обладает высокой самооценкой, и у тех, у кого она низкая…

Парадоксы самооценки

Что такое вообще самооценка? Это то, как человек оценивает себя и свои личные качества. Но есть еще и оценка, которую дают нам окружающие. Если наша личная самооценка не соответствует тому, что о нас думают другие, то мы ощущаем психологический дискомфорт и испытываем постоянные трудности в самых разных областях жизни.

Люди с завышенной самооценкой убеждены, что они лучше других — умнее, способнее, профессиональнее и проч.

Такие люди часто берутся за заведомо невыполнимые для них задачи, ставят перед собой нереальные цели, лезут “не в свои сани”… Самый простой пример — графоманы, которые лишены таланта и совершенно не умеют писать стихи, но считают себя непризнанными гениями, издают за свой счет сборники и всячески “пиарят” свое творчество. А некоторые люди годами поступают в театральные или художественные вузы, не имея данных для такой профессии… Хотя выбери они что-то поскромнее, могли бы в этом вполне преуспеть.

В общении они нередко тоже не преуспевают.

Высокое самомнение нередко отталкивает от них потенциальных друзей, а в личной жизни они сами могут отвергать потенциальных партнеров, имея слишком высокий уровень притязаний: например, требуют, чтобы спутник жизни был привлекателен, успешен, женщина требует от мужчины, чтобы зарабатывал много денег, мужчина от женщины — чтобы была идеальной хозяйкой или любовницей…

К сожалению, чаще всего люди с завышенной самооценкой склонны винить в своих провалах и неудачах внешние обстоятельства и других людей, только не самих себя.

Люди с заниженной самооценкой чаще всего не уверены в себе. Они мнительны, застенчивы и обычно не решаются браться за сложные задачи. Они склонны критиковать себя, но вот хвалить себя не привыкли.

Такие люди недооценивают свои возможности. Они часто не решаются заняться всерьез чем-то, к чему у них действительно есть способности, так как считают, что “не потянут”. На работе они редко рассчитывают на повышение, не решаются заговорить с начальником об увеличении зарплаты, и как должное воспринимают, когда их третируют.

Человек с низкой самооценкой может позволить друзьям издеваться над собой или использовать себя без какой-либо отдачи. Он может выбрать в спутники жизни первого попавшегося, так как уверен, что не заслуживает большего.

К сожалению, очень многие “страдают” либо завышенной, либо заниженной самооценкой. Иногда это идет из детства. Если ребенку постоянно говорили: “Ты молодец, ты лучше всех!”, то его мнение о себе будет выше “нормы”. Если же, напротив, ребенка постоянно ругали, критиковали, говорили, что он плохой, то он так и будет считать себя хуже других…

Как же сделать свою самооценку адекватной?

Вспомните свои достоинства и достижения

Это не обязательно должно быть что-то особенное. Это могут быть школьная пятерка по математике, которая вам никак не давалась, поступление в институт, устройство на работу, создание семьи…

Перестаньте сравнивать себя с другими

Если ваша подруга в совершенстве знает английский, а вы нет, это не повод комплексовать или стараться выучить язык в ущерб другим занятиям. Поймите, чего хотите именно вы. Займитесь чем-то, что нравится лично вам, и постарайтесь в этом преуспеть, вместо того, чтобы тратить время на то, что вам не нравится и не дается.

Хвалите себя за достижения

Пусть это будет всего лишь выигранная партия в шахматы или удачно пройденный тест на IQ в интернете. Все это может стать поводом, чтобы себя похвалить.

Помните: лучше добиваться успеха в мелочах, чем терпеть неудачи по-крупному. Впрочем, разрешите себе и совершать ошибки.

Однако каждую из них следует анализировать: может быть, вы просто переоценили свои возможности или занялись не своим делом?

Не пытайтесь изменить окружающих и этот мир — меняйте только себя

Не вините в своих неприятностях мужа или жену, или бывшего школьного приятеля, или преподавателя в вузе, или вашего начальника… Помните, что никто не обязан за вас отвечать или решать ваши проблемы, особенно если вы уже вышли из детского возраста. Возьмите на себя ответственность за свою судьбу, проанализируйте свои сильные и слабые стороны и выработайте стратегию саморазвития. Тогда качество вашей жизни должно наконец измениться к лучшему.

Источник: https://www.yoki.ru/social/psy/01-06-2016/458167-adekvat-0/

Психолог М.В. Смоленская ⋆ Как сформировать у себя адекватную самооценку?

Как сформировать адекватную самооценку

Заниженная самооценка – прямой путь к постоянным неудачам, неврозам и зависимостям. Из-за неуверенности в собственных силах люди часто отказываются от амбиций, считая себя «недостойными» каких-либо благ. Если изначально «планка» невысокая, нет шансов получить больше. Единственно правильное решение в таком случае – повышать самооценку и уверенность в себе.

5 причин низкой самооценки

1 Родители с заниженной самооценкой. Первые модели поведения и коммуникации человек усваивает еще в детстве. Он во многом копирует своих родителей. Неуверенная в себе мать с большой долей вероятности воспитает такого же ребенка с заниженными амбициями. Однако во взрослом возрасте человек всегда может сам заняться развитием личности и добиться успехов. 2 Ошибки в воспитании.

И снова речь пойдет о роли родителей в формировании личности ребенка. Неуравновешенность, жестокость, критика матери – прямой путь к низкой самооценке ребенка. 3 Трудности в общении со сверстниками. У детей нередко бывают проблемы в общении, и способы, которые они используют для их решения, напрямую влияют на их будущее отношение к себе.

«Затравленному» подростку сложно стать уверенным в себе взрослым. Но это возможно! 4 Отношения с противоположным полом. Первая любовь, первый секс и переживания, связанные с юношеской влюбленностью, накладывают свой отпечаток на психологии личности. 5 Негативный опыт. Неудачи случаются со всеми, и каждый человек может потерять уверенность в себе, попав «в зону турбулентности».

Это решаемо. Важно не опускать руки и работать над собой.

Как повысить самооценку?

Для начала осознайте проблему. Дайте себе некоторое время для наблюдения за собственным поведением. Отмечайте, как вы общаетесь с людьми, насколько сильно ругаете себя за провалы и как часто хвалите за достижения. Вам нужно получить четкую картину относительно степени уверенности в себе.

За собой трудно наблюдать со стороны, поэтому желательно обратиться за помощью к опытному психологу.

Станьте внимательнее и добрее к себе:

  • Откажитесь от понятия «норма» применительно к самооценке.
  • Старайтесь предъявлять к себе и окружающим адекватные требования.
  • Принимайте свои чувства и не осуждайте себя за них. Они просто есть.
  • Откажитесь от самоедства и постоянной самокритики.
  • Принимайте и одобряйте себя. Помните, что вы – лучшая версия себя.
  • Действуйте, получайте результаты и наслаждайтесь ими.
  • Записывайте все, даже самые мелкие признаки хорошего отношения к вам окружающих. Перечитывайте список каждый вечер.
  • Акцентируйте внимание на успехах и делайте выводы из неудач.
  • Научитесь говорить «нет» всем, кто предлагает вам что-то, чего вам не хочется делать. Не насилуйте себя ради чужого поощрения.

Рецепты повышения самооценки для женщин

Женщине бывает сложнее работать с самооценкой, чем мужчине, ведь ее уверенность в себе во многом зависит от внешнего вида, отношений с мужчинами, успехов детей.

Как же повысить самооценку женщине? Можно воспользоваться советами француженок, которые умеют держаться с достоинством в любых ситуациях.

5 полезных советов:

1 Принимайте свою усталость. Чувство опустошенности, усталость, нежелание что-либо делать нормальны. Не пытайтесь заглушить эмоциональную боль сладостями, беспорядочными связями или алкоголем. Отнеситесь к усталости с уважением и дайте себе время на восстановление – полежите с книгой, сходите на маникюр или к подруге.

Забудьте о домашних делах, займитесь собой. 2 Наслаждайтесь красотой. Эстетично оформленная комната, изящная чашка или кружевное белье отлично поднимают настроение. Покупайте не просто полезные, а красивые вещи! 3 Вдохновляйте окружающих.

Вам ничего не стоит похвалить ассортимент магазинчика или ребенка соседки, зато ответом станут сияющие глаза другого человека. Это очень заряжает позитивом. 4 Не грызите себя. У вас есть недостатки? Они есть у всех. Примите свои минусы и акцентируйте внимание на плюсах. 5 Выберите умеренность.

Не отказывайте себе ни в чем, но соблюдайте меру. Слишком много сладостей, красивых вещей или секса – это тоже плохо, так как ведет к внутренней распущенности и пресыщению.

Развитие собственной личности – тяжелая и не всегда приятная работа. У вас будут периоды взлетов и падений.

В какие-то моменты вы, возможно, даже будете чувствовать отчаяние. Хороший психолог поможет справиться с трудностями. Просто запишитесь на консультацию!

ЗАПИСЬна расстановки, консультацию 23.01.2018

Источник: https://marinasmolenskaya.ru/staty/kak-sformirovat-u-sebya-adekvatnuyu-samoocenku.html

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: