Как строят Московское метро

Содержание
  1. 85 лет Московскому метрополитену: как строились первые станции
  2. Первые пассажиры в метро
  3. Первые 13 станций Московского метрополитена:
  4. Три очереди строительства
  5. Метро сегодня
  6. Метро 2023: как изменится московский рельсовый транспорт за четыре года
  7. До самых окраин
  8. Новые технологии
  9. Какое метро лучше
  10. Следуя мировому тренду
  11. Московское метро. История, строительство и архитектура станций
  12. Метро
  13. Архитектура московского метро
  14. Метро и прошлое Москвы
  15. Москва реконструируется
  16. Метрополитен в Москве
  17. Архитектура московского метрополитена
  18. Третья очередь метро
  19. Рассказы строителей метро
  20. Строительство метро в Москве – первое в СССР, перспективное в России – новости строительства и развития подземных сооружений
  21. Архитектура Московского метро
  22. История Московского метро
  23. План строительства метро в Москве
  24. 33 факта о московском метро, которых вы наверняка не знали
  25. 1. Метро в Москве могло появиться в 19 веке
  26. 2. Раньше ездили по картонным талонам
  27. 3. Что делать, если упали на рельсы
  28. 4. В метро бывали потопы
  29. 5. Забыли вещи, где искать?
  30. 6. Запомните знак экстренного торможения
  31. 7. Московское метро любят снимать в кино
  32. 8. В метро нет урн
  33. 9. В Москве есть «Римская» станция
  34. 10. В метро есть грузовые поезда
  35. 11. Чем пахнет в метро
  36. 12. Метро собирались уничтожить
  37. 13. Откуда ветер в метро
  38. 14. Как поезда оказываются в метро
  39. 15. Какая самая длинная станция
  40. 16. Какую станцию постоянно переименовывали
  41. 17. В столичном метро была лаборатория
  42. 18. А вы видели в подземке доисторических животных?
  43. 19. На «Таганской» есть бункер
  44. 20. Что такое эффект «Выхино»
  45. 21. Не забудьте потереть собаке нос
  46. 22. Какая самая тихая станция
  47. 23. Какая самая глубокая станция
  48. 24. Где установлен памятник сочувствия животным
  49. 25. Собаки тоже пользуются метро
  50. 26. Как мы ходим по именам героев
  51. 27. Где искать «партизанскую» любовь
  52. 28. Как голос влияет на направление движения состава
  53. 29. Кольцевая линия появилась благодаря кружке кофе
  54. 30. В метро есть часы, которые показывают радиоактивный фон
  55. 31. Как определить глубину метро
  56. 32. Есть ли в метро машинист-афроамериканец?
  57. 33. В метро есть сопровождение для пожилых и беременных
  58. Суперфакт: в метро можно ездить со скидкой в 10%
  59. Как получить Смарт Карту и ездить на метро с кэшбэком
  60. Скачай приложение и закажи Смарт Карту!

85 лет Московскому метрополитену: как строились первые станции

Как строят Московское метро

Московский метрополитен отмечает 85 лет. За эти годы подземка разрослась до 15 линий общей протяженностью 780 километров. Вспоминаем, с каких станций начиналось столичное метро и как разрастался метрополитен в течение этих лет.

Первый поезд московского метро совершает пробный рейс. РИА Новости

Первые пассажиры в метро

Первый поезд вышел из депо Московского метрополитена утром 15 мая 1935 года. Он шел по маршруту от “Сокольников” до “Парка культуры” с ответвлением на “Смоленскую”. Тогда же появился логотип – заглавная буква “М” в связке с надписью “Метро”. Первым пассажирам выдавали схему движения с правилами пользования метрополитеном. Стоимость билета составляла 50 копеек.

Первые 13 станций рыли вручную, открытым способом. Для проходки тоннелей метро на большой глубине были использованы специальные проходческие щиты с кессонами. С помощью пневмопушки устройство вбивали в грунт и таким образом прокладывали тоннель.

Первые 13 станций Московского метрополитена:

• “Сокольники”• “Красносельская”• “Комсомольская”• “Красные Ворота”• “Кировская” (“Чистые пруды”)• “Дзержинская” (“Лубянка”)• “Охотный Ряд”• “Библиотека имени Ленина”• “Дворец Советов” (“Кропоткинская”)• “Парк культуры”• “Улица Коминтерна” (“Александровский сад”)• “Арбатская”• “Смоленская”

Строители московского метро стали первыми его пассажирами. РИА Новости

Станция метро “Cокольники”, заложенная на глубине 9 метров, стала первой, с которой началось движение в столичной подземке. Ее вестибюль облицован белым марблитом и мрамором, а по сторонам пилонов изначально были установлены статуи спортсменов.

В 1937 году проект этой станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже. Позже статуи сносили, а в 2018 году около входа в вестибюль были воссозданы скульптуры метателя дисков и волейболистки.

Сегодня станция является памятником архитектуры, ее облик нельзя менять.

Первая очередь московского метро протяженностью 11,5 километра линий была построена за 3,5 года. На этом этапе было организовано “вилочное” движение поездов.

Поезда следовали от станции “Сокольники”, доезжали до “Охотного Ряда”, после чего двигались по одному из двух ответвлений: в сторону “Парка культуры” или до “Смоленской”.

Для москвичей этот вид транспорта стал невероятным открытием, ведь путь от “Сокольников” до “Смоленской” можно было преодолеть за 21,5 минуты, когда при поездке на трамвае этот же маршрут занимал более двух часов.

Тем не менее в первый год работы столичной подземки пассажиров было мало. Люди боялись спускаться в метро, эскалаторы и быстрые подземные поезда пугали жителей, привыкших ходить по земле.

В первый год работы метрополитена в сутки совершалось в среднем 177 тысяч поездок. Отправление поезда было по звонку, который нажимал машинист.

В 1953 году на Кольцевой линии впервые была опробована громкоговорящая система оповещения пассажиров.

Три очереди строительства

Идет сборка первого вагона метро, 1934 год. ТАСС

В течение всех 85 лет главным поставщиком вагонов для московского метро был Мытищинский вагоностроительный завод. Там же в 1934 году впервые собрали вагоны типа А. Каждый вагон был рассчитан на 250 человек, включая 52 сидячих места. Пассажиры совершали поездки на мягких диванах с кожаной обивкой.

Облицовочные работы в вестибюле станции метро “Красносельская” Московского метрополитена им. В. И. Ленина. 1934 год. РИА Новости

Первые поезда обслуживались электродепо “Северное”, которое открылось 15 октября 1934 года. Сначала составы состояли из четырех вагонов и ходили с интервалом 5 минут. К 1936 году на линии уже курсировали поезда с шестью вагонами, но позже и они были модернизированы. Через 40 лет эти поезда были выведены из эксплуатации как морально устаревшие.

В электродепо “Измайлово” на ночной экскурсии можно прокатиться на составе из старых вагонов типа А. Вагоны были восстановлены и поставлены на ход в 2015 году, к 80-летнему юбилею Московского метрополитена.

Строительство метрополитена. На снимке: бригада девушек-метростроевцев. ТАСС

Строительство второй очереди метро длилось три года и завершилось в сентябре 1938 года. Сюда вошли Покровский радиус со станциями “Площадь революции” и “Курская”, а также участок Замоскворецкой линии со станциями “Театральная” (тогда она называлась “Площадь Свердлова”), “Маяковская”, “Белорусская”, “Динамо”, “Аэропорт” и “Сокол”. Новые линии метро протянулись на 9,5 километра.

Лепщик И. Я. Пухов во время оформления потолка вестибюля станции метро “Киевский вокзал”. ТАСС/Леонид Великжанин

Метро продолжало работать и строиться даже в годы Великой Отечественной войны. К январю 1944 года завершилось строительство третьей очереди метро. За время войны были открыты два новых участка и семь станций метро.

Участок от станции “Театральная” (тогда “Площадь Свердлова”) до станции “Автозаводская” (тогда “Завод имени Сталина”), участок от “Курской” до “Партизанской” (тогда “Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина”) и станция “Электрозаводская”.

Также был построен переход между станциями “Площадь Свердлова” и “Охотный Ряд”.

Метро сегодня

Москва 24/Антон Великжанин

Строительство метро продолжалось и после войны. В 50–60-е годы было проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция. С кольцом связали новые линии в районах Кунцево, Черемушки, Кузьминки, появились оранжевая и фиолетовая ветки. В 1983 году была введена в эксплуатацию новая Серпуховская линия.

Москва 24/Антон Великжанин

В сложные 90-е строительство затормозилось, завершались проекты, начатые еще в СССР. В 1992 году в метро были введены металлические жетоны, через полгода – пластиковые. Привычные нам проездные билеты с магнитной полосой ввели в 1999 году, в связи с этим турникеты полностью переоборудовали.

Москва 24/Антон Великжанин

За последние 10 лет Московский метрополитен расширил свои границы почти в два раза. Открылась 151 новая станция, включая 56 станций метро, 6 станций ММТС, 31 станцию МЦК и 58 станций МЦД.

Столичная подземка занимает первое место в Европе по пассажиропотоку и по интенсивности движения среди неавтоматизированных метрополитенов.

Входит в топ-10 самых протяженных метрополитенов по всему миру и является первым по соблюдению расписания движения поездов (99,98%).

Источник: https://www.m24.ru/articles/metro/15052020/156696

Метро 2023: как изменится московский рельсовый транспорт за четыре года

Как строят Московское метро

Столичная транспортная система к 2023 году прирастет 117 км линий метрополитена и 47 новыми станциями, сообщили «Известиям» в департаменте строительства Москвы. В ближайшие четыре года подземка доберется до самых отдаленных уголков города.

В частности, метростроевцам предстоит сдать большой отрезок Некрасовской линии со станциями «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская» и «Авиамоторная». Кроме того, будут созданы транспортно-пересадочные узлы для интеграции Московского центрального кольца (МЦК) с метро и железной дорогой.

Какие уникальные технологии применяют в Москве, в чем столичная подземка опередила заграничные и почему рельсовый транспорт –– единственный разумный выход для плотно застроенного мегаполиса, выяснили «Известия».

До самых окраин

К 2023 году транспортная система Москвы существенно изменится, рассказал «Известиям» руководитель столичного департамента строительства Андрей Бочкарев.

— Скоро сдадим большой отрезок Некрасовской линии — 11,7 км, куда войдут пять станций: «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская» и «Авиамоторная». При этом участок от «Нижегородской» до «Авиамоторной» в будущем станет частью Большой кольцевой линии, — добавил он.

Как отметил 16 июля мэр Москвы Сергей Собянин, основные строительные работы планируется закончить уже в этом году.

— Здесь огромный объем работ, это технически очень сложный проект. Но тем не менее глаза боятся, а руки делают, — сказал мэр Москвы.

По словам Андрея Бочкарева, в ближайшие четыре года в столице будет запущена Большая кольцевая линия метро (БКЛ) с 31 станцией, построена новая Коммунарская линия метро, а также продлены уже существующие Сокольническая, Солнцевская и Люблинско-Дмитровская линии метро.

Продление линий метрополитена неизбежно настораживает москвичей: не произойдет ли перегруз на уже действующих ветках за счет новых пассажиров с «дальних» станций?

www.stroi.mos.ru

— По опыту могу сказать, что этого не происходит, — отметил Андрей Бочкарев. — Во-первых, в ряде районов Москвы скорость строительства опережает темпы роста населения.

Во-вторых, не нужно забывать, что жители отдаленных районов уже пользуются метро, но пока добираются до него наземным транспортом.

С продлением действующих линий количество пассажиров в метро не увеличивается, а перераспределяется.

Поэтому каждый введенный объект метрополитена, по словам главы строительного департамента, облегчает движение и под землей, и на поверхности города.

— Метро — это хребет транспортной системы столицы. Очевидно, что без подземки мегаполис не сможет комфортно функционировать, — добавил Андрей Бочкарев.

В проект обновления транспортной системы города также включили развитие радиальных железнодорожных направлений и системы наземного железнодорожного транспорта, получившего название Московского центрального кольца (МЦК).

Справка «Известий»

Движение электропоездов по МЦК было запущено в сентябре 2016 года. Маршрут проходит по малому кольцу Московской железной дороги. В состав МЦК входит 31 станция.

За время работы пассажиропоток на ней превысил 300 млн человек, ежедневно этой железнодорожной транспортной системой пользуются около 500 тыс. горожан.

Время между прибытием поездов постоянно сокращается — в 2019-м планируется уменьшить интервал до 4 минут.

В ближайшие четыре года специалисты создадут новые транспортно-пересадочные узлы, чтобы интегрировать инфраструктуру МЦК с электричками московской железной дороги (МЖД), например, это сделают на остановках «Северянин» на Ярославском и «НАТИ» на Октябрьском направлениях, сообщили «Известиям» в департаменте строительства Москвы.

Новые технологии

Линии московского метро протянулись на 455 км, включая МЦК и монорельс. К 2024 году, по данным столичного департамента строительства, их общая длина достигнет 570 км, на них расположатся 310 станции, включая станции Большой кольцевой линии.

Большинство перегонных тоннелей Московского метрополитена строят с помощью механизированных тоннелепроходческих комплексов. Современные проходческие щиты представляют собой сложные машины для горной выработки, способные вырывать за сутки сотни тонн породы. Средняя скорость проходки щитов составляет 250–300 м в месяц.

В рамках строительства метро постоянно ведется поиск новых технических решений, технологий и материалов, позволяющих повысить качество и увеличить темпы выполнения работ, отметили в департаменте строительства Москвы.

Эта работа ведется высококвалифицированными проектными организациями.

Так, на объектах московского метро внедрены новые методы вибро- и шумозащиты, гидроизоляционные материалы, бетонные присадки и композитная арматура, рассказал Андрей Бочкарев.

Кроме того, столичные метростроевцы освоили технологию top-down. Ее суть заключается в возведении станции «сверху-вниз» от уровня земли с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Такой метод применяется сегодня на «Нижегородской» в ЮВАО Москвы.

Департамент транспорта г.Москвы

–– Это позволяет не только сократить расходы и сроки строительства, но и площадь работ, что важно, поскольку строительство ведется в условиях плотной городской застройки, –– пояснил Андрей Бочкарев.

Также, по его словам, активно стали применятся 10-метровые тоннелепроходческие механизированные комплексы. Они позволяют прокладывать в одном тоннеле сразу два железнодорожных пути, что в разы снижает стоимость и сроки строительства. 16 июня полностью завершилось возведение двухпутного участка от станции «Косино» до «Нижегродской», добавил глава департамента.

На двухпутных участках поезда в обоих направлениях будут ходить по одному тоннелю вместо привычных двух, а платформы на большинстве станций — берегового типа. Прежде всего двухпутные тоннели отличаются безопасностью.

В случае поломки или аварии поезда время полной эвакуации пассажиров в таком тоннеле составляет около 16 минут, в то время как в однопутном — почти 40. Пассажиры могут экстренно спуститься в проход между путями из всех дверей состава. В это время движение по другому пути прекращается.

Также на второй путь можно подать поезд для эвакуации, доставить спасателей и ремонтников.

10-метровые щиты также планируется применять на западном и восточном участках Большой кольцевой линии. В частности, на западном участке двухпутный тоннель пройдет от тупиков за станцией «Карамышевская» до станции «Аминьевское шоссе», на восточном –– от станции «Каширская» до «Текстильщиков».

Какое метро лучше

Столичный метрополитен является одним из самых глубоких в мире. Это обусловлено не только высокой плотностью застройки и коммуникаций, но и тем, что московское метро –– объект гражданской обороны.

На многих центральных станциях расположены специальные гермозатворы, которые могут защитить помещения от наводнений, бомб и радиационной пыли. В годы Великой отечественной войны станции метрополитена использовали как бомбоубежища.

Причем строительство подземки в Москве не останавливалось даже в самые тяжелые для страны годы –– в 1943-м были сданы три новых станции («Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина»), спустя год –– еще четыре.

Глубина станций отчасти роднит московское метро с лондонским. Там система железнодорожного транспорта, которую местные жители чаще всего называют The Tube («Труба»), строилась по похожему принципу. Так, самая глубокая его станция уходит прямо под Темзу и расположена на глубине 32 м.

В Москве самой глубокой является станция «Парк Победы», она расположена на глубине 84 м. В других странах преобладает метро мелкого заложения, а в Арабских Эмиратах оно и вовсе похоже на наш монорельс.

Именно поэтому построили железнодорожную систему города в рекордно короткие сроки –– всего за 4 года.

Справка «Известий»

Москва входит в десятку городов с самой развитой системой метро. В частности, протяженность линий системы метрополитена на июль 2019 года составляет 455 км. По этому показателю российская столица догоняет своих ближайших конкурентов –– Нью-Йорк, Пекин, Шанхай и Лондон.

По количеству пассажиров, пользующихся подземкой, Москва занимает вторую строчку после Токио –– 2,4 млрд человек в год против 3,2 млрд. Интервал движения межу поездами в столичной подземке не превышает 90 секунд, что также выгодно отличает его от конкурентов.

Еще одна приятная особенность –– наличие бесплатного Wi-Fi на всех линиях.

–– Если обратить внимание на соотношение протяженности линий и пассажиропотока, становится очевидно, что интенсивность перевозок, загруженность линий Московского метрополитена очень высоки.

То есть интенсивность перевозок, загруженность линий очень высоки, –– отметил Андрей Бочкарев.

При этом по количеству станций и протяженности линий столичное метро всё еще значительно уступает, например, Нью-Йоркскому, где функционируют более 470 станций.

Один из самых загруженных метрополитенов мира –– пекинский, где открыты 22 линии, протяженность которых составляет 617 км, и 391 станция. К 2019 году общая протяженность линий в столице КНР должна увеличиться до 699,3 км. Крупнейшее в мире метро расположено в Шанхае, там к 2020 году протяженность системы составит 780 км, а количество станций достигнет 480.

Следуя мировому тренду

Для плотно застроенных мегаполисов интегрированные рельсовые системы, включающие в себя метрополитен, железные дороги городского и пригородного сообщения и трамваи –– единственный рецепт транспортного благополучия, сказал «Известиям» глава Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, развитие таких систем –– главный мировой тренд в сегменте классического общественного транспорта, не включающего различные шеринговые системы (краткосрочная аренда авто, агрегаторы и пр.).

–– Речь идет именно об интеграции в систему городского транспорта, то есть наличии удобных пересадок, комфортного расписания и гибкого билетного меню. Также необходима хорошая «цифровая упаковка» –– мобильные приложения, информационные системы и пр., –– сказал он.

Задача любого крупного мегаполиса, по мнению Михаила Блинкина, состоит в том, чтобы обеспечить пешеходный доступ к скоростному общественному транспорту. Поскольку массовое использование личных автомобилей в этой ситуации приведет к транспортному коллапсу.

www.stroi.mos.ru

С ней Москва в целом справляется: ранее мэр города Сергей Собянин отмечал, что к 2023 году 90% жителей столицы будут проживать в шаговой доступности от станций метро.

–– Московское метро –– очень мощное, это 40–42 поезда в час по каждой линии с 90-секундным интервалом. По одной линии можно провезти до 65 тыс. пассажиров в час.

Но есть направления –– «новая Москва», Красногорск и другие с активной застройкой, где потенциальная потребность может оказаться еще выше, –– отметил Михаил Блинкин.

По его словам, на этих направлениях нужны не радиальные железнодорожные линии, а диаметры, которые сейчас и создаются в Москве.

Для этой цели в российской столице реализуется проект Московских центральных диаметров (МЦД) –– сквозных маршрутов электричек через центр города, которые позволят попасть из одного подмосковного города в другой без пересадок.

МЦД –– это почти 450 км путей, 221 станция и 17 сквозных маршрутов. Новая система рельсового транспорта придаст импульс развитию не только Москвы, но и «прилегающим территориям», подчеркнули в столичном департамента строительства.

На первом этапе проекта движение будет открыто по двум направлениям: из Одинцово до Лобни и от Нахабино до Подольска. Их планируется запустить уже в ноябре этого года. Позже заработают еще три диаметра: Зеленоград–Раменское, Апрелевка–Железнодорожный и Пушкино–Домодедово.

Высокая транспортная доступность –– ключевой фактор, который определяет привлекательность коммерческой и жилой недвижимости в Москве, сказала «Известиям» управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.

По ее словам, москвичи проводят в пробках в среднем 49 минут в день. Поэтому наличие метро в пешей доступности, даже в качестве запасного варианта для автовладельца — одно из важнейших преимуществ, отметила эксперт.

Источник: https://iz.ru/899595/aleksei-petrov/metro-2023-kak-izmenitsia-moskovskii-relsovyi-transport-za-chetyre-goda

Московское метро. История, строительство и архитектура станций

Как строят Московское метро

ЭлектронекрасовкаКаталогИзотекаПериодикаПодборкиЛекторийЖурнал

В рамках рубрики «Ревизия» «Электронекрасовка» делает тематические обзоры оцифрованных изданий. Очередной выпуск посвящён истории московского метро: как строились первая, вторая и третья очередь метрополитена, архитектура станций и воспоминания метростроевцев.

Метро

Л. Ковалёв. 1935 год

Сборник, посвящённый запуску первой очереди московского метро. В книге описаны все тринадцать станций первой, Сокольнической, линии и собраны воспоминания метростроевцев. Также в книгу вошли первые впечатления политиков и учёных, посетивших подземку, от «всесоюзного старосты» Михаила Калинина до полярника Отто Шмидта и архитектора Алексея Щусева.

Михаил Калинин, председатель ЦИК СССР, о запуске московского метро:

«Я не видел метро других стран и поэтому не могу сравнивать наше московское метро с ними. Мои впечатления от первой поездки? Очень добротная, солидная работа».

Читать

Архитектура московского метро

1936 год

Книга об архитекторах и архитектурных проектах первой очереди московского метро.

Про проект станции «Красные ворота», признанный лучшим на архитектурном конкурсе Моссовета

«Касаясь конкурсных проектов, следует в первую очередь остановиться на проекте оформления станции «Красные ворота», составленном академиком архитектуры И.А. Фоминым и признанном лучшим из проектов этой станции.

Массивные пилоны, поддерживающие своды этой станции, решены в строгих лаконических формах и облицованы черно-красным уральским порфиром.

Своды платформенного зала станции богато кессонированы, что, по мысли автора проекта, должно нарушить монотонность и придать впечатление легкости сводчатому перекрытию. 

Красный цвет преобладает в оформлении как подземной части, так и наземного вестибюля. Являясь доминирующим в колорите всей станции, этот цвет придает ей ту индивидуальную особенность, которая поможет пассажиру быстро запомнить основной характер оформления этой станции».

Читать

Метро и прошлое Москвы

Н. Коробков. 1938 год

В книге «Метро и прошлое Москвы» Н. Коробков рассказывает про историю транспорта в столице — от извозчиков XVI века до метрополитена.

О первых проектах метро в 1900 году

«Первый проект постройки метрополитена в Москве, разработанный в 1900 г.

, предполагал прокладку внеуличных путей по Камер-Коллежскому валу (кольцевой маршрут) и двум линиям — Сокольническо-Арбатской и Замоскворецко-Тверской, с пересечением у Александровского сада.

Общая длина пути намечалась в 96 км, из них половина проектировалась на эстакадах. Метрополитен предполагалось связать с движением Окружной ж. д.».

Читать

Москва реконструируется

1938 год

Альбом диаграмм, топосхем и фотографий, посвящённых плану глобальной реконструкции Москвы 1936 года, нацеленному на создание грандиозной витрины-образа реализованного советского мифа. Художники ИЗОСТАТа в наглядной инфографике рассказывают, как будут расширяться улицы, как увеличится количество общественного транспорта и других благоустройств.

Линии метро под Театральной площадью. Вид в разрезе

Читать

Метрополитен в Москве

Садов. 1933 год

Небольшая книжка-альбом, в которой с помощью рисунков рассказывается об истории и строительстве метро в Москве.

Читать

Архитектура московского метрополитена

1941 год

Книга, написанная накануне Великой Отечественной войны, рассказывает о проектировании и строительстве 2-й очереди Московского метрополитена.

«Задачи 2-й очереди метро состояли в том, чтобы связать три железнодорожных вокзала (дополнительно к трём, обслуживаемым трассой 1-й очереди): Киевский, Курский и Белорусский, а также обслужить аэровокзал, стадион «Динамо» и Ленинградское шоссе».

Книга состоит из трёх глав и рассказывает про архитектуру станций и вестибюлей, конструкции и строительные работы, отделочные работы и материалы.

О плюсах и минусах станции «Маяковская»

«Арх. А.Н. Душкин, разработавший архитектурную сторону новой металлической конструкции станции «Маяковская», ввёл новый материал для частичной облицовки этих конструкций — нержавеющую сталь.

Рифлёные широкие полосы полированной стали выгнуты вдоль продольных и поперечных овальных арок, составляющих основу конструкции станционного зала, и блеск этих стальных гнутых полос, оживляемых отражением световых точек, создаёт совершенно новый характер интерьера, до сих пор в монументальной архитектуре не встречавшийся.

Эта новизна ощущения архитектурной формы, это новое архитектурное качество, которое сумел найти автор, составляет наиболее положительную часть его работы. Рифлёные стальные полосы в продольных арках вправлены в рамки тёмно-серого мрамора садахло.

В поперечных арках они обрамлены белыми штукатурными полосами, которые с уровня человеческого роста донизу фанерованы пластинками драгоценного уральского орлеца. 9-метровые пролёты поперечных арок в сочетании с частым шагом арок (4,20 м), перекрывающих продольные колоннады, образуют вдоль центрального нефа 36 вытянутых в поперечном направлении отсеков.

Купола использованы архитектором в качестве источников освещения станционного зала. Одновременно они являются также и источниками вентиляции, так как самые купола обязаны своим возникновением особенности данной конструкции, центральная часть которой перекрыта двумя сводами. Пространство между этими сводами использовано для вентиляции.

Овальный пояс в пяте каждого купола несёт по 16 светильников, и в перспективе всего станционного зала эти овальные световые кольца читаются как люстры, оживляющие и обогащающие интерьер.

Плоские днища куполов решены в виде подсвеченных красочных панно, выполненных мозаикой из смальты в мастерских ленинградской Академии художеств по эскизам художника А.А. Дейнека и под руководством проф. В.А.

Фролова. Несложные композиции этих панно объединены общей темой: «Сутки советского неба».

Красочность и простота этих композиций являются их основными достоинствами; затруднённость их обозрения — главный недостаток».

Читать

Третья очередь метро

С. Потёмкин. 1945 год

В книге собраны истории строительства третьей очереди метро, пришедшегося на годы Великой Отечественной войны.

О строительстве третьей очереди

«Чтобы построить тоннели новых радиусов и соорудить под землёй обширные станции, строителям пришлось вынуть 1 630 тысяч кубометров грунта и уложить 222 тысячи кубометров бетона.

Для одновременной перевозки всех грузов и вынутого строителями грунта потребовалось бы 6 тысяч тяжеловесных железнодорожных составов. Автотранспорт Метростроя, обслуживая работы по сооружению третьей очереди, совершил пробег в 168 миллионов тоннокилометров!

Вес тюбингов, смонтированных метростроевцами на третьей очереди, составляет более четверти миллиона тонн.

Строителям потребовалось свыше полумиллиона тонн цемента, полтора миллиона кубометров гравия, щебня и песка, 77 тысяч тонн металла и 200 тысяч кубометров леса.

Чтобы сделать тоннели и станции водонепроницаемыми, метростроевцы уложили 3 миллиона квадратных метров гидроизоляционных материалов».

Читать

Рассказы строителей метро

1935 год

Сборник воспоминаний участников строительства первой очереди метро.

Из рассказа кессонщика Д. Велигура:

«Комитет комсомола предложил мне пойти на метро. Мобилизовался я в июне 1933 года на шахту № 21-бис. Проработал я наверху два дня, потом меня обследовали, посмотрели здоровье и спустили в кессон.

Спасибо отцу, родил здоровым.

Работал я на кирпичном заводе, работал на бетоне, всё мне было знакомо. Только со здешним воздухом я не был знаком.

Старые кессонщики мне говорили, что здешний воздух переносить трудно. Они нас смущали, потому что им было неудобно, что комсомольцы идут в кессон. Сами они привыкли, идя на работу, брать с собой поллитровку».

Читать

Также на полке «Московское метро» можно посмотреть фотооткрытки с изображениями станций метрополитена.

Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasoa) и в наших пабликах в фейсбук и «ВКонтакте». Подписывайтесь!

Мы предпринял​и​ все возможные действия, ​стремясь удостовериться в том, что каждое из произведений​, размещенное​ на ​этом ​сайте​ в открытом доступе​, перешло в общественное достояние​.

​Если ​В​ы являетесь владельцем исключительных прав или заметили ошибку, просим сообщить нам об этом​ на biblioteka@nekrasoa.ru.

Источник: https://electro.nekrasovka.ru/articles/review/metro

Строительство метро в Москве – первое в СССР, перспективное в России – новости строительства и развития подземных сооружений

Как строят Московское метро

Московский метрополитен – это не только важнейшая транспортная система мегаполиса, но и символ советской эпохи. Сегодня Московский метрополитен продолжает развиваться, да так интенсивно, что другие российские мегаполисы, включая Санкт-Петербург, могут только позавидовать.

Панорама Москвы

Краткая справка:
Население Москвы: 12,380 млн человек
Пассажиропоток: более 8 млн пассажиров в сутки
Число линий: 12, не включая Московское центральное кольцо (МЦК) и Московскую  монорельсовую транспортную систему
Число станций: 206, не включая 31 станцию МЦК и 6 станций монорельса
Общая протяженность линий: 346 км, не включая 54 км МЦК и 5 км монорельса
Дата открытия: 15 мая 1935 года
Схема метро Москвы

Архитектура Московского метро

Подготовка к строительству первого в СССР метрополитена велась очень тщательно. Анализировался международный опыт, причем изучались не только экономические аспекты и технологии строительства, но и архитектурно-планировочные решения будущих станций.

Вот цитата из мемориальной книги метрополитена, изданной в 1936 году:

После тщательного изучения метрополитенов Лондона и Нью-Йорка мы пришли к выводу, что, за исключением нескольких новейших станций лондонской подземки, остальные характеризуются загрязненностью, обветшалостью и блеклостью. Похоже, что в капиталистических странах считается бессмысленным тратить на коммунальные услуги больше необходимого минимума.

В Советском Союзе к этому совершенно другое отношение: мы хотим сделать путешествие по подземной железной дороге не только максимально комфортным, но и максимально приятным.

Мы стремились придать каждой станции индивидуальный облик, чтобы любой пассажир, выйдя из вагона, сразу мог понять, где он находится. Для отделки стен, потолка и колонн мы выбрали полированный мрамор и гранит различных оттенков. Московское метро было построено с помощью советских материалов советскими рабочими, в нем используются поезда и оборудование, произведенные в СССР.

Проект Московского метро был создан в начале Сталинской эпохи, что отражается в монументальности и пышности архитектуры. Дизайн станций определялся главным принципом: подземные сооружения должны быть светлыми, просторными, красивыми и вызывать только восхищение и положительные эмоции.

Станция метро «Комсомольская» в Москве, открыта 30 января 1952 года

Система метрополитена изначально рассматривалась как составляющая городской инфраструктуры.

Налицо стремление снять качественное противопоставление «земного» и подземного, создать под землей дружественную человеку среду.

Помимо стремления сделать московское метро самым красивым в мире, перед строителями стояли сложные технические задачи, в том числе – по обеспечению устойчивости и гидроизоляции конструкций.

Впервые мысль о строительстве метрополитена в Москве появилась еще в 1875 году. Инженер Василий Титов разработал проект подземной железной дороги, который свяжет Курский вокзал и район Марьиной рощи.

Открытие первого советского метрополитена. Источник: retromap.ru

История Московского метро

Строительство Московского метрополитена началось в 1932 году, оно продолжается и сегодня. Первой строилась Сокольническая линия, соединившая западную и восточную части города. Первый участок от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением на станцию «Смоленская» был открыт 15 мая 1935 года.

В составе второй очереди в 1938 году открылась часть Арбатско-Покровской линии, со станциями «Курская» и «Площадь Революции» и третья линия – Замоскворецкая – от станции «Театральная» до станции «Сокол».

Станция метро «Комсомольская», расположена между станциями «площадь Революции» и «Смоленская» Арбатско-Покровской линии. Источник: trendland.com

Во времена Великой отечественной войны строительство было приостановлено, станции превратились в бомбоубежища и госпитали для раненых. В послевоенное время в 1950-х годах Московский метрополитен насчитывал 3 радиальные линии и 1 кольцевую, связывающие городские окраины с центром и объединяющие подземную железную дорогу в единую систему.

В дальнейшем, уже в 1960-х годах идеология радиального развития линий московского метро, объединенных одной Кольцевой линией, продолжала развиваться.На участке Филевской линии был открыт первый в СССР Смоленский открытый метромост через Москву-реку. Длина основного пролета однопролетной арочной конструкции составляет всего 150 м.

На сегодняшний день в систему Московского метрополитена входят 11 метромостов:

Смоленский (1937 г), Лужнецкий (1959 г.), Юго-Запад (1963 г.), Преображенский (1965 г.), Нагатинский (1969 г.), Медведковский (1978 г.), Черкизово (1990 г.), Владыкино (1991 г.), Волжский (1996 г.), Северное Бутово (2002 г.), Митинский (2009 г.)

Станция метро Маяковская. Источник: trendland.com

Над архитектурным обликом первых станций московской подземки работали выдающиеся советские архитекторы – Дмитрий Чечулин, Иван Фомин, Алексей Душкин. С 1955 года эпоха архитектурных шедевров сменяется утилитарностью подходов. Уникальные проекты станций уступают место типовым решениям, в основе которых функциональность и экономность.

С 1958 года по 1972 были последовательно введены в эксплуатацию Рижский, Калужский, Ждановский и Краснопресненский радиусы. К 1975 году эти радиусы были объединены в диаметральные линии: Калужско-Рижскую и Таганско-Краснопресненскую. В период с 1979 по 1994 годы вводятся в эксплуатацию Калининская и Серпуховско-Тимирязевская линии.

Метро ВДНХ на Калужско-Рижской линии. Источник: trendland.com

При строительстве первых линий Московского метро схема освоения подземного пространства была достаточно проста: пассажир с платформы станции попадал на поверхность через подземный вестибюль.

С развитием метро возникла необходимость сооружать пересадочные узлы, включающие 3 и более станций. Сегодня речь идет о строительстве крупных транспортно-пересадочных комплексов, включающих различные виды городского транспорта, а также парковки, торговые и общественные зоны. Метрополитен становится основой комплексного освоения городского подземного пространства.

Бутовская линия, второй путь. Источник: russos.dreamwidth.org

В конце 2002 года открылась станция «Бульвар Дмитрия Донского» – первая станция Московского метрополитена, расположенная за пределами МКАД.

Действующие линии Московского метрополитена:

  • Сокольническая
  • Замоскворецкая
  • Арбатско-Покровская
  • Филёвская
  • Кольцевая
  • Калужско-Рижская
  • Таганско-Краснопресненская
  • Калининская
  • Серпуховско-Тимирязевская
  • Люблинская
  • Каховская
  • Бутовская

План строительства метро в Москве

Сегодня система Московского метрополитена продолжает активно развиваться. Новые станции открываются в периферийных районах далеко за пределами МКАД. В ближайших планах развития метрополитена – дойти до района Солнцево.

Интересные факты:
На конец июля 2017 года Московский метрополитен включал 12 линий и 206 станций. По протяженности сети Московский метрополитен занимает 4-е место, а по интенсивности использования – 5-е место в мире (после Пекина, Токио, Сеула и Шанхая). 15 мая 2017 года Московскому метрополитену исполнилось 82 года.

Согласно данным Комплекса градостроительной политики города Москвы в срок до 2020 года будут введены в эксплуатацию 78 новых станций, а протяженность линий увеличится почти на 160 км.

транспортная инфраструктура

Источник: https://undergroundexpert.info/metropoliteny-mira-i-rf/metro-mira/metro-moskvy/

33 факта о московском метро, которых вы наверняка не знали

Как строят Московское метро

Вы точно не знаете, что на метро есть скидка 10% для избранных.

Метро — место, окутанное тайнами, историями и слухами. Мы собрали 33 самых интересных факта о столичной подземке.

Лайфхак: в апреле можно получать кэшбэк 10% на поездки в метро. Для этого нужно получить Смарт Карту «Открытия» и оплачивать ей свои передвижения в подземке.

Каждый месяц Смарт Карта даёт уникальный кэшбэк вдобавок к стандартному на всё – 1%. И сейчас это заправки, метро, автобусы и другой общественный транспорт.

Поехали с фактами.

1. Метро в Москве могло появиться в 19 веке

Метрополитен в Москве мог появится еще при царе — первые проекты относятся к 1890 году. Строительству помешало духовенство, заявив, что «человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю».

2. Раньше ездили по картонным талонам

В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, действующим всего 35 минут, а проезд стоил 50 копеек. В 1959 появились турникеты, а в 1960, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. В 1992 талоны заменили на пластиковые жетоны, а в ноябре того же года на железные, которые действовали до февраля 1999.

Теперь в Москве только бесконтактные карты, а вышедшие из употребления московские жетоны используют в других городах — Екатеринбурге, Нижнем Новгороде.

3. Что делать, если упали на рельсы

Если оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между рельсами — здесь поезд не заденет. Не пытайтесь вернуться на платформу, рискуете наступить на контактный рельс, по которому проходят 850 вольт.

4. В метро бывали потопы

В 1984 году воды Царицынского пруда прорвались в один из тоннелей на участке «Каширская» — «Орехово». Восстановление заняло два месяца. Здесь же происходили крупные прорывы в 2001 и 2003 годах.

5. Забыли вещи, где искать?

Забытые вещи ищите на станции «Котельники». В восточном вестибюле находится склад, куда собирают утерянные вещи. Он работает ежедневно с 8:00 до 20:00. Вещи хранятся в течение шести месяцев.

Возможно, ваше имущество находится там, если его до этого никто не присвоил. При получении потерянной вещи предъявите документ, удостоверяющий личность.

6. Запомните знак экстренного торможения

Если рядом с вами кто-то упал на рельсы и нет времени бежать и просить помощи, встаньте рядом с краем платформы и делайте круговые движения рукой.
Можно взять сумку, шапку, любой яркий предмет — все, что привлечет внимание водителя. Он знает, что это знак экстренного торможения.

7. Московское метро любят снимать в кино

Столичная подземка довольно часто мелькает в кино. Вспомнить хотя бы фильм «Путевой обходчик», действие которого развивается в тоннелях рядом со станцией «Достоевская». А еще вы должны помнить безумную погоню на станции Арбатская в «Обители зла 5».

Самыми популярными среди кинематографистов ветками оказались «Арбатского-Покровская», «Сокольническая» и «Кольцевая», а самыми привлекательными — станции «Площадь революции» и «Маяковская».

8. В метро нет урн

До начала 90-х в метро были урны. Позже их убрали в качестве меры по защите от терроризма.

9. В Москве есть «Римская» станция

В Москве есть станция метро «Римская», а вот в Риме «Московской» нет. Зато в Милане можно найти станцию «Mosсova». Такое название она получила в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве. Естественно, на стороне Наполеона.

10. В метро есть грузовые поезда

Днём в метро можно встретить грузовые поезда. Они возят из одного депо в другое электромоторы и запасные колеса. Грузовые поезда — это обычные составы. С вагонов снимают крышу, чтобы сверху помещать туда крупные грузы.

11. Чем пахнет в метро

Вам нравится этот особенный запах метро? Так пахнет тягучее тёмное вещество под названием креозот, который делают из нефтепродуктов. Им обрабатывают деревянные шпалы, тем самым предотвращая гниение.

12. Метро собирались уничтожить

Во время войны, в октябре 1941 года, власти были готовы уничтожить метрополитен. Было поручено разработать план по его полной ликвидации — подземку собирались затопить. Потом приказ отменили.

13. Откуда ветер в метро

Ветер и сквозняки в метро не только от вентиляции, но и от того, что поезда «двигают» воздух по тоннелям, как поршни.

14. Как поезда оказываются в метро

Поезда для московского метро делают в Мытищах на заводе «Метровагонмаш». Готовые вагоны цепляют к тепловозу и везут сначала по Ярославской железной дороге до станции «Северянин». Оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции «Подмосковная». Отсюда есть ветка в депо «Сокол».

15. Какая самая длинная станция

«Воробьёвы горы» — самая длинная станция московского метрополитена. Длина платформы составляет 284 метра. Чтобы пройти ее от начала до конца, придётся потратить 4 минуты.

16. Какую станцию постоянно переименовывали

Больше всех переименовывали станцию «Александровский Сад». Она называлась и «Коминтерн», и «Имени Коминтерна», и «Улица Коминтерна». С 1946 по 1990 год носила название «Калининская», а в 1990 году на несколько дней ее переименовали в «Воздвиженку».

17. В столичном метро была лаборатория

В 1940 году на станции «Динамо» в ночное время работала физическая лаборатория. Космическое излучение, создававшее помехи в лабораториях на земле, не проникало на 40-метровую глубину станции. Благодаря проведённым физиками Г. Н. Флёровым и К. А. Петржак экспериментам, было открыто спонтанное деление ядер урана.

18. А вы видели в подземке доисторических животных?

В московской подземке можно встретить доисторических животных, навечно вмурованных в мрамор. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски — всю эту живность можно найти в любое время на тридцати станциях. В поисках вам поможет сайт Палеометро.

19. На «Таганской» есть бункер

К станции «Таганская» примыкает подземный бункер, построенный в 1956 году. Бункер, он же «Объект ГО-42», построили на случай ядерного удара, и действовал он в качестве запасного командного пункта дальней авиации вплоть до 1995 года. После был рассекречен и превращён в музей.

20. Что такое эффект «Выхино»

Станция «Выхино» самая загруженная станция московского метрополитена, благодаря чему появился так называемый «Эффект Выхино». Он заключается в том, что поезда на станции в час пик заполняются настолько, что на следующих станциях, вплоть до пересадки на Кольцевую линию, поместиться в вагоны другим пассажирам невозможно.

21. Не забудьте потереть собаке нос

На станции «Площадь Революции» есть примета: если потереть нос бронзового пса у скульптуры «Пограничник с собакой», удача не заставит себя долго ждать. В итоге собачий нос блестит, как хорошо начищенный самовар. А еще у статуи красноармейца периодически воруют револьвер: в среднем оружие пропадает 3-4 раза в год.

22. Какая самая тихая станция

Самая тихая станция московского метрополитена — «Пражская». Так вышло благодаря особому виду керамической плитки, которой облицованы путевые стены станции. Плитка содержит многочисленные воздушные поры, поглощающие звук.

23. Какая самая глубокая станция

«Парк Победы» — самая глубокая станция в Москве — 84 м до поверхности. Но в мире есть станции и глубже: например, киевская «Арсенальная» — 105,5 метров.

24. Где установлен памятник сочувствия животным

В вестибюле станции «Менделеевская» в 2007 году установили памятник «Сочувствие», посвященный гуманному отношению к бездомным животным.

25. Собаки тоже пользуются метро

В столичной подземке проживают около 500 собак. Они здесь греются зимой и попрошайничают. Одни трутся в вестибюлях станции, другие ездят на поездах. Никто не знает, как животные ориентируются в системе линий и пересадках, но, говорят, многие псы живут на одной станции, а «на работу» ездят на другие.

26. Как мы ходим по именам героев

После сноса Храма Христа Спасителя, который построили в честь победы в войне 1812 года, плиты с именами героев войны использовались в качестве ступеней в московском метро.

27. Где искать «партизанскую» любовь

На станции «Партизанская» есть скульптура партизанки. Если влюбленные хотят долгих взаимоотношений, им рекомендуют встречаться у ее правой ноги.

28. Как голос влияет на направление движения состава

Станции в поездах объявляет то мужской, то женский голос. Пол объявления зависит от направления движения. Мужской голос объявляет станции при движении к центру города, а женский — от центра.

29. Кольцевая линия появилась благодаря кружке кофе

Кольцевая линия появилась почти случайно. Сталин слушал доклад и пил кофе. Планировалось обойтись без разгрузочной линии, используя радиальные ветки и пересадочные станции.

Тогда Сталин поставил стакан прямо на план, на котором остался круглый кофейный след.

«Это ваш главный недостаток, его и постройте» — сказал вождь, и вскоре линия, нарисованная коричневым цветом, в напоминание об этой истории, была внесена в проект.

30. В метро есть часы, которые показывают радиоактивный фон

Часы в конце платформы станции «Каширская» кроме указания времени суток и времени отправления последнего поезда отображают значение радиоактивного фона на станции.

31. Как определить глубину метро

Если на станции Московского метрополитена нет эскалатора — значит, глубина её залегания менее 10 м, если эскалатор есть только на выход — до 15 м.

32. Есть ли в метро машинист-афроамериканец?

Ходят слухи, что в Москве есть машинист-афроамериканец. Например, есть история про эфиопа Ильма Мидексса Тебеко, который приехал в Москву учиться на летчика, но после обучения не смог вернуться на родину из-за государственного переворота. Теперь он управляет электропоездом на Замоскворецкой линии. Другая версия, что парень всю жизнь прожил в Москве и наполовину русский.

33. В метро есть сопровождение для пожилых и беременных

В метро есть бесплатное сопровождение для пожилых, группы школьников, мам с детьми, многодетных семей и даже беременных с багажом. Чтобы вас встретили в точное время, нужно подать заявку здесь.

Суперфакт: в метро можно ездить со скидкой в 10%

Весь апрель катайтесь в метро и возвращайте 10% с каждой поездки. Это работает и с другим общественным транспортом, а также на заправках. Все возвращается в рублях на ту же карту, с которой платили.

Для этого надо обзавестись Смарт Картой, которая каждый месяц дает повышенный кэшбэк 10% на разные категории.

Например, в феврале можно было вернуть деньги в ресторанах и барах, а в марте в такси и за покупку цветов. Смотрите сами — «Единый» на сорок поездок обойдется в 1440 рублей. Оплачиваешь картой и получаешь 144 рублей кэшбэком.

Помимо этого есть базовый кэшбэк в 1% за все — просто платите картой каждый день и получайте деньги с каждой покупки. Плюс можете рассчитывать на 7,5% годовых на остаток на счете, бесплатное пополнение с карт других банков в приложении и снятие наличных без комиссии до 5000 рублей в любом банкомате.

Кроме того, если расплачиваться картой на 30 000 рублей в месяц, то кэшбэк вырастет до 1,5%, а снятие наличных без комиссии — до 50 000 рублей.

Как получить Смарт Карту и ездить на метро с кэшбэком

Чтобы заказать карту, надо скачать приложение банка «Открытие». Клиентом банка быть не обязательно — заявку на карту можно оставить как до, так и после регистрации в приложении.

В отделение банка идти не надо, карту вручит курьер, после чего ее остается активировать в приложении и пользоваться! Карту доставляют бесплатно в 34 городах России в течение нескольких дней.

  • Скачай приложение и закажи Смарт Карту!

В общем, попробуйте Смарт Карту — заправлять любимую машину и скрываться от пробок в метро с 10% кэшбэком будет еще приятнее. Счастливого пути.

Всё самое интересное мы публикуем в Фейсбуке. Лайкните нам

поста:

(4.45 из 5, оценили: 11)

Источник: https://www.iphones.ru/iNotes/693158

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: