Как улучшить речь ребенка

Содержание
  1. Развитие речи и обучение правильному формулированию мыслей для разговоров
  2. Развитие речи взрослых людей
  3. Зачем учиться выражать свои мысли
  4. Богатый словарный запас
  5. Дикция
  6. Повседневный стиль речи
  7. Упражнения для формулирования мыслей
  8. Дикция – особенности и методы развития четкой речи
  9. Что такое дикция
  10. Важность дикции для человека и социума
  11. От чего зависит дикция
  12. Причины плохой дикции
  13. Социальные (психологические)
  14. Как улучшить дикцию за короткий срок
  15. Тренировка дыхания
  16. Артикуляционные зарядки
  17. Скороговорки
  18. Диктофон
  19. Как улучшить дикцию и четкость речи у взрослого человека
  20. Тексты для развития дикции
  21. Развитие дикции у детей и подростков
  22. Упражнения для дикции
  23. Как улучшить дикцию и четкость речи: 5 эффективных упражнений
  24. Для чего нужна хорошая дикция
  25. Упражнения для улучшения дикции и четкости речи
  26. Разминка
  27. Прослушайте запись своего голоса
  28. Обязательное условие – тренировка диафрагмы
  29. Сочетание разных звуков
  30. Самые эффективные скороговорки для улучшения дикции взрослых
  31. Книги, которые улучшают речь и словарный запас
  32. Как улучшить речь ребенка
  33. Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга
  34. Заключение
  35. Эффективные тексты и для улучшения дикции по возрастам
  36. Что такое дикция и зачем она нужна
  37. Как улучшить дикцию в любом возрасте
  38. Улучшение дикции у детей
  39. Улучшение дикции у подростков
  40. Улучшение дикции у взрослого
  41. Советы для удачного становления дикции

Развитие речи и обучение правильному формулированию мыслей для разговоров

Как улучшить речь ребенка

Быстрая, несвязная, непоследовательная речь свойственна, в основном, ребенку, школьнику или подростку. Взрослый может сформулировать мысли четким, логичным и ясным языком.

Однако случаются такие моменты, когда взрослому человеку тяжело рассуждать и общаться, речевые проблемы дают о себе знать.

В подобных ситуациях следует обрести умения и понять, как развить речь и повысить качество общения.

Публичное выступление перед большой аудиторией

Развитие речи взрослых людей

В современном мире проблема того, как развить свою речь и научиться говорить красиво, особенно актуальна не только для тех, кто картавит или шепелявит, а также для людей с хорошей дикцией и речью.

Для врожденных дефектов есть общие рекомендации посещения врача-логопеда, чтобы устранить недостатки и неумения правильно произносить звуки. Некоторым может понадобиться хирургическая операция, которая дает точную гарантию исключения патологий в будущем.

Развитие речи, как устной, так и письменной, необходимо каждому человеку. Нужно постоянно учиться, работать над собой, чтобы уметь убедительно изложить свои мысли и формулировать идеи. В этом помогут упражнения:

  • Следует запасти богатый словарный запас. Выбрав прозаический текст и взяв лист бумаги, необходимо заменять слова в тексте синонимами. Для этого могут понадобиться словарь русского языка и словарь синонимов.
  • Для развития логики следует работать над ключевыми словами. Выбрав из текста 5 и более любых слов, придумать с ними историю или небольшую зарисовку, используя воображение.
  • Для обретения уверенной и эмоциональной речи необходимо встать перед зеркалом и прочесть сначала текст без эмоций, после – используя спектр уместных эмоций. Понаблюдать за собой, как это выглядит со стороны.

Эффективны тренировки перед зеркалом, глядя на себя со стороны

  • Записать себя на диктофон. Несколько раз можно прочесть эмоционально и, глядя в текст. После попробовать воспроизвести его наизусть. Работать до тех пор, пока речь не покажется идеальной не только себе, но и собеседнику по субъективным ощущениям.
  • Найти напарника и попробовать вести с ним диалог, основанный на 10 ключевых словах, которые предварительно следует выписать. Вести разговор до тех пор, пока речь не будет казаться натянутой и неестественной.

Важно! Сегодня можно пройти множество тренингов дистанционно или онлайн. Некоторые методики обещают научить красоте и культуре языка за короткие сроки. Компания «Лидер» предлагает пройти тренинг «Ваша грамотная речь за год» и получить сертификаты прохождения курса. По окончанию учащийся сможет заговорить красиво, ярко и научиться удерживать внимание слушателей.

Зачем учиться выражать свои мысли

Как манипулировать людьми — можно ли этому научиться, способы воздействия

Тому, как научиться выражать свои мысли, учат еще в школе. Однако не каждый ученик может ответить на вопрос, для чего это нужно.

При грамотном изложении мыслей можно уважительно, лаконично и точно описать информацию так, чтобы собеседник мог без труда все понять. Грамотная речь показывает уровень образованности и начитанности, это ценно во все времена.

Также ясная речь может без искажений отобразить мысли вслух или на бумаге.

Когда человек не грамотный в речевом плане, его сложно понять другим людям, он с трудом подбирает слова. В результате у него появляются страх перед общением, замкнутость и интровертность.

При неумении излагать свои мысли нелегко общаться с людьми даже по телефону

Обратите внимание! Если не уметь грамотно писать, это создаст сложности при оформлении бумаг, документов, договоров. При этом даже простое сообщение будет казаться смешным, вызывая казус при общении. Когда у человека нет грамотности в изложении мыслей, будет создаваться ощущение, что сказанного много, а смысла в этом нет.

Богатый словарный запас

Богатый словарный запас помогает красиво излагать мысли и преуспеть в жизни. Насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании человека.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

Важность богатого словарного запаса велика, поскольку с его помощью можно свободно изъясняться, вести деловые переговоры и стремительно продвигаться к намеченным целям.

Знать много слов и уметь красиво говорить – не одно и то же. Словарный запас нужно пополнять обширным кругозором, знаниями, красивой речью и выразительностью.

Дикция

Как развить воображение у взрослых и детей — рекомендации

Дикцией называют четкое произношение слов и всех букв. Если дикция хорошая, то это благоприятным образом сказывается на восприятии человека окружающими людьми. Чтобы обрести понимание, как научиться грамотно вести диалог и разговаривать с людьми, следует изучить вопрос правильной дикции.

Она, как правило, не бывает четкой от природы. Ее возможно улучшать, как в детстве, так и во взрослом возрасте. Актерам, например, необходимо обладать отличной дикцией, поскольку от этого будет зависеть успех в карьере.

Все актеры должны обладать хорошей дикцией

10 упражнений для развития дикции:

  • С орехами, конфетами во рту. С предметом язык не должен соприкасаться, его держат только зубы. Произносить сначала согласные звуки, затем – слоги с гласными, после – слова.
  • Скороговорки. Акцентировать внимание на «проблемных» сочетаниях звуков.
  • Артикуляции звуков «ш-ж», «к-г».
  • Отработка звука «ц». Например, цапля – сабля.
  • Сначала медленно, затем быстро произносить сочетания букв: тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ.
  • Сначала медленно, затем быстро произносить слова: бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен.
  • Тренировать произношение согласных в сочетаниях «к-к» (к Кларе), «в-в» (верх – вверх).
  • Проработать звуки в форме игры звука, например, «забивать гвозди», при произношении реплик: гбду, гбды, гбдэ.
  • Отрабатывать звуки в определенных конструкциях, например, яшма в замше замшела.
  • Сначала медленно, затем быстро, но отчетливо произносить слова, следить за «трудными» стыками звуков: воспользовавшемуся, ревербератор, территориальная целостность.

Повседневный стиль речи

В том, как следует правильно выражать свои мысли и говорить в повседневной жизни, нет ничего сложного.

Самые главные помехи в построении красивой речи:

  • Слова-паразиты. Сюда относятся: «ну», «это», «э», «типа» и прочие. Они вовсе не украшают речь, не имеют никакой смысловой нагрузки.
  • Матерные слова. Глубоким заблуждением является факт, что мат сближает людей в компании. На самом деле позитивное впечатление в любом кругу людей произведет человек с грамотной речью без привлечения в нее матерных слов.

В компании всегда обращают внимание на человека с грамотной речью

  • Сленг. В настоящее время создается впечатление, что сленг помогает шагать «в ногу со временем». Однако не все знакомы с новыми модными словами и попросту могут не понять оппонента. Если нет желания «отяжелять» общение, то сленга следует избегать.

Дополнительная информация. Всегда следует следить за тем, как строится разговор. Некоторые люди только открывают рот и произносят первое слово, а собеседник начинает непроизвольно морщиться. Дело может касаться не столько речи, сколько тембра голоса. Поэтому над звучанием голоса также следует работать.

Упражнения для формулирования мыслей

Ряд способов, которые помогут понять, как следует правильно выражать свои мысли:

  • Чаще выступать на публике. Использовать любые возможности выступить с докладом, на совещании и собрании. Подготовиться, безусловно, следует заранее.
  • Сначала попробовать изложить мысли письменно. Прежде, чем отправить электронное письмо, следует пробежаться по нему глазами, анализируя органичность предложений.
  • Слушать хороших ораторов, читать качественные книги. Здесь могут быть и деловые книги, и художественные. Польза от чтения, как известно, недооценена. Это поможет пополнить словарный запас и внедрить новые разговорные конструкции в речь.
  • Развивать свой мозг. Это означает правильно питаться, заниматься спортом, решать интеллектуальные задачи.
  • Изучать приемы ораторского мастерства и риторики. Неплохими трудами для воплощения данной идеи будут книги Д. Карнеги.
  • Следить, чтобы общение не становилось болтливостью. Многословность – это неумение излагать свои мысли.
  • Принимать активное участие в дискуссиях, совещаниях. Это поможет научиться отстаивать свою позицию.
  • Перед выступлением записывать себя на диктофон.
  • Особую роль играет окружение человека. Поэтому, чтобы речь стала более разнообразной, следует общаться с такими людьми, у которых богатый словарный запас.
  • Писать конспект выступления. Иметь перед выходом на публику структурированный план речи – деловой подход к делу.
  • Не применять слишком изощренные слова и сложные предложения. Чем речь проще и интереснее, тем большее количество людей ее поймет.

Развивать привычку грамотно говорить не всегда легко, поэтому придется потрудиться. Однако следует помнить, что в конечном итоге можно существенно увеличить словарный запас, суметь выразить все свои мысли вслух без стеснения, улучшить разговорный язык с помощью внедрения в него новых слов.

Источник: https://srazu.pro/razvitie/kak-razvit-rech.html

Дикция – особенности и методы развития четкой речи

Как улучшить речь ребенка

Мы воспринимаем другого человека по внешним данным, аккуратной одежде, поведению в обществе. Это отмечаем сразу. Встречаем по внешности, а провожаем по тому, как он умеет говорить.

Темп, тембр голоса так же важны, как и внешность. Они помогают нам общаться. Человек становится привлекательным для окружающих его людей, когда произносит слова четко и понятно.

Карьерный рост, благополучие часто зависят правильно произнесенных слов, способности выражать свои мысли.

Что такое дикция

Разборчивое, ясное для окружающих произношение, соответствующее языковым нормам, сопровождаемое приятным тоном голоса, называется дикцией. Она состоит из правильной, отчетливой артикуляции и манеры произнесения слов (тембра, интонации).

При правильной артикуляции происходит согласованное движение артикуляционного аппарата. Отчетливая артикуляция делает речь разборчивой. Манера говорить зависит от темперамента: можно ускорять или замедлять темп.

Торопливость и нарушение дикции связаны между собой. Интонация складывается из умения произносить звуки и ставить ударение в слове.

Для качества важно правильное произнесение всех звуков. Гласные прибавляют мелодичности. Правильно произнесенные согласные придают сказанному форму, понятность. Работа над точным произнесением согласных звуков – основная цель улучшения качества произношения.

Важность дикции для человека и социума

Если мы умеем говорить внятно, это делает нас успешными, выгодными в общении. Его хорошо понимают: он ясно выражает свои мысли, произносит слова.

Есть круг профессий, требующий  качества  произносимых фраз. Но умение говорить красиво нужно не только для публики. Человек хочет, чтобы его понимали, воспринимали. Хорошее произношение даст уверенность, повысит самооценку, станет показателем успешности.

Часто умение говорить, голос затмевают внешние недостатки.

У Нины Петровны, читающей психологию студентам, после перенесенного полиомиелита одна нога стала намного короче другой. Вчерашние школьники посмеивались, увидев лектора с физическими недостатками.

Когда началось занятие, будущие педагоги влюбились в преподавателя.

Тренированный голос, размеренный темп, мелодичный тембр заворожили слушателей, помогли привлечь внимание, достигнуть понимания и произвести впечатление.

Неразвитая дикция ведет к проблемам в общении. Невнятные фразы плохо воспринимают люди, с которыми приходится общаться. Отсутствует возможность сосредоточиться, доступно выразить свои мысли. Понижается самооценка, развивается неуверенность в себе.

Особенно сложно в общении приходится подросткам, имеющим такие проблемы. Невнятный выговор мешает ребенку учиться, общаться со сверстниками.

От чего зависит дикция

Четкость и чистота произносимых слов зависят от сложного аппарата речи. В него входят центральная нервная система, слух, артикуляция, дыхание. Здесь важна работа органов речи: языка, губ, челюсти, зубов.  Дефекты всех этих органов влияют на качество произносимых фраз.

Причины плохой дикции

Выделяют две группы причин плохого выговора.

Неправильное развитие плода в период беременности, инфекция и травмы детского возраста, генетическая  предрасположенность. Это становится причиной многих дефектов.

  • Слабые мышцы губ, щек, языка приводят к тому, что речь становится непонятной. Человек говорит так, будто у него во рту каша.
  • Короткая уздечка языка дает неправильное произношение шипящих, свистящих, «р», «л».
  • Неправильный прикус, проблема с зубами тоже приводят к дефектам произношения.
  • Чтобы язык развивался правильно, нужен полноценный слух. Сниженный слух притупляет восприятие, влечет изменение громкости голоса.
  • Нарушение ритма дыхания изменяет интонацию, скорость произношения. Появляется заикание, голос становится гнусавым, речь заторможенной, звуки проглатываются.

Социальные (психологические)

Наша речь показывает психологическое и физическое состояние: неуверенность, застенчивость, тревожность, болезнь.

Неуверенный в себе человек с низкой самооценкой и проблемами в общении произносит слова непонятно.

Информация, которую он пытается предать собеседнику, плохо воспринимается, разговор быстро завершается. У детей речевые нарушения – следствие недостаточного общения с родителями, подражания неправильной речи взрослых. Речевая среда сказывается на развитии речи ребенка.

Как улучшить дикцию за короткий срок

Дефекты говорения поддаются корректировке. Над этим работают профессионалы. Однако есть упражнения для самостоятельного улучшения качества речи.

Люди заботятся о своем теле, фигуре, физическом состоянии мышц. Мышцы речевого аппарата тоже нуждаются в укреплении. Когда челюсть мало двигается, рот во время разговора открывается плохо.

Поэтому слова произносятся невнятно. Рот достаточно открывается – речь становится лучше, разборчивее. Дефекты четкости произношения хорошо корректируются.

Улучшить дикцию за короткое время можно. Тренируйте дыхание, выполняйте артикуляционные зарядки. Произносите давно любимые скороговорки. Записывайте свой голос на диктофонные устройства и прослушивайте.

Тренировка дыхания

Часто люди чувствуют, что им не хватает воздуха. Неосознанно задерживают дыхание на вдохе. Эта проблема возникает при произнесении длинных предложений. Шумно вдыхают и выдыхают перед началом фразы.

Официальная этика не поддерживает  подобное поведение. Ситуация изменится, если тренировать диафрагму. Достаточно петь гласные при выдохе, постоянно увеличивая время упражнения. Или выдыхать, как при задувании свечи, надувать воздушные шары.

Артикуляционные зарядки

Артикуляционные зарядки подготавливают речевой аппарат к работе над дикцией. С их помощью можно тренировать губы, язык, челюсти. Зажатые челюсти создают впечатление, что человек говорит сквозь зубы и производит неприятное впечатление на собеседника.

  • Для освобождения челюстей перемещайте их из одного положения в другое, открыв при этом рот.
  • Затем языком прикоснитесь к каждому зубу, постучите по внутренней их стороне.
  • Следующее действие – прикосновение языка к щекам поочередно.
  • Затем надуйте и втяните щеки.
  • Сожмите губы, поочередно надуйте щеки.
  • Вытяните губы, широко улыбнитесь.
  • Сделайте губами круговые движения.

Скороговорки

Улучшить дикцию помогут знакомые с детства скороговорки. Для начала определите, при произнесении каких звуков вы испытываете проблемы.  После этого займитесь подбором фраз. Произносите скороговорки до тех пор, пока речевой аппарат не привыкнет к ним.

Вначале выбирайте короткие предложения, потом переходите к  длинным скороговоркам. Не произносите фразу быстро. Темп проговаривания должен увеличиваться постепенно. Произнесите скороговорки с орехами во рту. Такой способ подготовки к публичному выступлению применяли ораторы древности.

Диктофон

Вашим помощником станет записывающее устройство. Наговорите любой текст на диктофон. Постарайтесь, чтобы в нем использовались проблемные для вас звуки. Прослушайте сказанное внимательно. Вы сразу поймете, что в речи необходимо исправить, какие упражнения использовать.

Можно слушать запись любимых художественных произведений. Вслушивайтесь в актерское чтение, постарайтесь уловить тембр голоса, интонацию. Примените прием звукового подражания.

Произнесите услышанное, полностью или частично копируя исполнение актера, тембр голоса, интонацию. Здесь необходим постоянный самоконтроль происходящих изменений.

Такие упражнения в короткий срок улучшают дикцию, развивают речевой аппарат, придают уверенности. Упражнения на артикуляцию часто используют перед публичными выступлениями.

Как улучшить дикцию и четкость речи у взрослого человека

Взрослый сам в состоянии корректировать дикцию, регулярно выполняя несложные упражнения, если нет физических отклонений: перенесенных заболеваний носоглотки, нервной системы, стоматологических проблем. Все они требуют вмешательства специалистов.

Возможна самостоятельная тренировка диафрагменного дыхания, лишенного напряжения. Самое простое упражнение: надуйте на вдохе живот, на выдохе – втяните. Пяти минут в день будет достаточно, чтобы развить дыхание.

Взрослый человек в состоянии понять, как он говорит. Для этого изучите работу речевого аппарата, определите свои ошибки. Контролируйте себя в повседневной жизни. Чаще смотритесь в зеркало. Оно поможет вам в правильной постановке звуков.

Качество речи повышается при чтении вслух стихотворений, состоящих из одного предложения.

Примером могут служить произведения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», Фета «Я пришел к тебе с приветом». Стихотворения для улучшения выговора р: «Буря с берега» Валерия Брюсова, «Полтавский бой» Александра Пушкина.

Ритмика стихотворений помогает контролировать дыхание. Они похожи на скороговорки, но в рифмованной форме. Быстро проговаривая лирический текст, вы почувствуете трудности произношения.

Если читаете медленно, выделяются гласные звуки. Они контролируют правильный выговор, интонацию, улучшают дикцию. Можно использовать произведения Владимира Маяковского с ярко выраженной ритмикой. Или стихотворения Александра Блока с плавным ритмом.

Тексты для развития дикции

Работая над собой, используйте словарь. Возьмите сложные для проговаривания слова, повторите их несколько раз, увеличивая скорость, например: бодрствовать, мудрствовать.

Таким же способом можно отрабатывать сочетания ж-ш, к-г, х, ц, слова с удвоенными согласными. «С-з» легче тренируется, если подбирать слова с гласным перед ними: испуг, искра, изжить. В начале слова: сэндвич, зуммер. В середине слова: атмосфера, вздрогнул.

Таким способом тренируйте другие сочетания. Для тренировки л многократно произносите пословицы с его использованием, например: «Люби, люби, но не теряй головы». Тренинги проводите систематически, начиная с артикуляционной разминки.

Вариант тренинга – чтение прозаического текста. Вначале читайте вслух медленно, ясно проговаривая каждый звук.

Затем – без звука, используя артикуляцию, движение губ. Потом прочитайте текст шепотом. Через две недели системных тренировок получите результат, который вам понравится. Вы откроете новое в своей речи.

Тексты выбирайте сложные, с трудными сочетаниями и словами: «Раз щеголь Щегол ящик щебня нашел», «В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа», «Сонька же, Сашкина подружка».

Тексты для тренировки есть в классической литературе, например «Чуден Днепр при ясной погоде» Николая Гоголя.

Развитие дикции у детей и подростков

Развитие языка у детей и подростков требует такого же внимания от родителей, как учеба. От того, как окружающие будут воспринимать вашего ребенка, зависит вся его жизнь. Подросток с дефектом выговора становится объектом насмешек.

Для детского и подросткового возраста характерно «съедать» окончания слов, пропускать части слов и отдельные звуки, малопонятно произносить слова. Такие недостатки можно исправить в домашних условиях. Но явные дефекты речи ребенка исправляет только специалист.

Упражнения для дикции

Изменить произношение школьников и дошкольников помогают «взрослые» методики, но проводимые  в игровой форме.

Для разминки предложите покусать кончик языка, пожевать язык боковыми зубами, закусить изнутри щеки, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, изобразить губами трубочку, надуть щеки и выбить воздух ладошками.

Учат правильному выговору скороговорки, фразы для отработки звуков, произношение перед зеркалом. Полезны коллективные игры на развитие артикуляции: «Поезд с арбузами», «Ходьба», «Эхо», «Зоопарк», пальчиковые игры.

Ребенок должен уметь правильно расставлять ударения в словах, склонять разные части речи. Тогда усвоить нормы литературного языка будет проще.

Чтение художественных текстов по ролям и вслух отрабатывает интонацию, четкость  выговора. Детям интересно говорить с орехами во рту, с карандашом в зубах, произносить слова при ходьбе.

Если регулярно работать над собой, все эти несложные приемы помогут приобрести правильные речевые навыки, исправить дефекты выговора.

Источник: https://logoprav.ru/o-rechi/diktsiya

Как улучшить дикцию и четкость речи: 5 эффективных упражнений

Как улучшить речь ребенка

Привет, дорогие читатели! С вами Людмила Редькина. Плецтавьте себе, вы идете по набележной и к вам подходит лебенак.

Он гавалит: “Тетя/дядя, мати, как я дидяю! Дай кааку!” Что означает: “Тетя/ дядя, смотри как я играю! Дай конфетку!” Вам, наверное, непривычно читать такие слова, правда? А слышать их еще веселей! Сегодня поговорим с вами о том, как улучшить дикцию и четкость речи, чтобы не было типа такого: “пасполт”, “у вас есть муза?, – а муза у меня нет, вот такая в зизни зопа!”, “девушка, а вы любите кафку?, – да, особенно грефневую…” ну и тому подобное.

Для чего нужна хорошая дикция

Сначала разберемся, что же такое дикция и почему нам следует о ней позаботиться.

Дикция – четкое, ясное произношение, когда человек произносит слова и фразы понятно и разборчиво. Человек с хорошей речью не “страдает” шепелявостью, гнусавостью, заиканием.

Хорошая дикция – это не требование только к телеведущим и учителям. Она нужна в жизни и обиходе всем. Мы все устраиваемся на работу, общаемся среди своего круга знакомых, мы не знаем, в конце концов, куда нас “занесет”, где и с кем будем взаимодействовать.

Очень яркий пример человека с “хорошей” дикцией был с 2016 до 2019 года в Верховном Совете Украины – А. В. Парубий. С его речи смеялись все, кто мог, ведь не часто СПИКЕРА (от слова “говорить”) совета страны услышишь с такой дикцией! Это я как раз к тому, что нужно уже сейчас заботиться об улучшении качества речи, учиться красиво говорить, чтобы потом не смешить народ…

Упражнения для улучшения дикции и четкости речи

Филологи исследовали вопрос о развитии дикции и пришли к выводу, что улучшать артикуляцию речи русскоговорящего населения нужно очень многим. Это связано с тем, что именно русский язык отличается “ленивой” артикуляцией, в отличие от английского, например.

Даже есть определенные способы проверить, хороша ли у вас артикуляция для четкой речи:

  1. Возьмите зеркало и, глядя в него, произнесите гласные звуки (а, о, и, э, у, ы). Изменяют ли положение и форму ваши губы? Если они хорошо двигаются, изменяют форму, то вы на верном пути.
  2. Для хорошей артикуляции важна подвижность языка. Сверните его трубочкой. Если не получается, это связано со слабостью мышц или врожденной особенностью. Но развиваться можно!
  3. Важно также хорошо открывать рот. Чтобы это проверить, приготовьте ладонь без большого пальца. Затем максимально откройте рот, продвиньте 4 пальца внутрь между верхней и нижней челюстью. Если вам удалось это сделать, то рот открывается без зажимов, а, значит, мышцы уже готовы к работе.

Итак, с диагностикой разобрались, теперь определимся, что делать для развития речи и улучшения артикуляции. Представляю вам несколько эффективных упражнений, помогающих вам достигнуть цели.

Разминка

Возьмите ручку или карандаш в зубы, говорите любое предложение или фразу из 10–15 слов. При этом карандаш нужно сжимать со всех сил. Затем выньте канцелярский предмет и произнесите фразу опять. Вы сразу же услышите разницу! Весь артикуляционный аппарат настроится на правильное говорение, точное и аккуратное.

Разминку с помощью карандаша достаточно проводить до 5 минут перед упражнениями, это упражнение нужно для “прокачки” мышц артикуляции.

Также вы можете разминаться с помощью орехов. Еще Демосфен в Древней Греции вывел уникальный метод тренировки речи камнями. Он на берегу моря набирал полный рот камней и кричал слова в бурю морскую, стараясь их четко произносить. Почти то же подразумевает тренировка с орехами. Вы набираете их в рот и стараетесь как можно лучше произнести слова, улучшающие речь.

Разминка с помощью карандаша

Прослушайте запись своего голоса

О, свои записи я не очень люблю слушать. Помню, как один раз услышала свой детский и смешной голос на диктофоне, причем говорила я довольно серьезные вещи… Над записью посмеялась я и все мои знакомые.

Но для развития четкой и грамотной речи слушать свой голос на записи – очень полезное занятие. Почти каждому человеку захочется его изменить, поработать над дикцией. Делать это нужно так: вы берете какой-то отрывок из текста, затем четко стараетесь его читать, записывая на диктофон. Не понравилась запись – повторяете чтение. И так до тех пор, пока идеально не отточите свое произношение.

То же самое можно делать, чтобы улучшить разговорную речь на английском. Можно еще и хорошего знакомого со знанием английского привлечь, чтобы “экспертное” мнение послушать.

Обязательное условие – тренировка диафрагмы

Для вокалистов, заикающихся людей, диафрагма – условие успешности. Кто бы мог подумать, что какой-то мостик над желудком определяет кучу денег в шоу-бизнесе! Но для правильной речи и пения нужна обязательная тренировка этой самой диафрагмы. Натренированная диафрагма дает возможность договорить фразу до конца, допеть ее.

Тренировать ее можно таким способом: сделайте глубокий вдох, затем тяните гласный звук до момента, когда дыхания вообще не останется.

Когда вы достигнете 25–30 секунд такого “тяжения”, изменяйте высоту голоса, старайтесь тянуть звук более тонким голосом.

Когда и при таком условии вы тянете гласную до 25–30 секунд, переходите к надуванию воздушных шариков. И организму полезно, и окружающих порадуете! Ну а если без шуток, надувание шариков очень хорошо развивает диафрагму и увеличивает объем легких.

Сочетание разных звуков

Помимо скороговорок, поставить грамотную речь и дикцию можно с помощью специальных сочетаний звуков. В этих сочетаниях используются согласные и гласные. Повторяя их раз по 5, вы отрабатываете дикцию. Ну а грамотная речь добавляется опытом чтения разных книг (чуть ниже приведу список). Какие сочетания будут полезны:

  • бги-пки, бга-пка, бгэ-пкэ;
  • вздри-фстри, вздро-фстро, вздры-фстры;
  • стри-зтри, стра-зтра, стро-зтро;
  • гкру-хкру, гкро-хкро, гкра-хкра и т. д.

Самые эффективные скороговорки для улучшения дикции взрослых

О важности скороговорок для развития идеальной дикции взрослого человека я писала выше.

Отмечу только, что вы должны определиться после записи своего голоса, какие именно звуки речи вас не устраивают. Возможно, это будут шипящие или “л-р”, или другие звуки.

И в соответствии со своими наблюдениями подбирайте скороговорки, прорабатывающие именно их. А для профилактики можно их все потренировать.

  • Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировал.
  • Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи.
  • Рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, но попытка не пытка.

Ну и полегче что-нибудь.

  • Расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  • На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
  • Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  • Мы ели-ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
  • Ценит цеп косец по косовице.
  • У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  • От топота копыт пыль по полю летит.

Скороговорки хорошо развивают память и внимание у взрослых, помимо речи.

Скороговорка для улучшения дикции

Книги, которые улучшают речь и словарный запас

Чтобы улучшить свою речь, нужно читать тексты на разные темы. При таком раскладе речь обогащается новыми словами, появляется логика в высказываниях, улучшается грамотность речи. Вы не найдете профессора, который бы не мог двух слов связать или говорил “здеся”, “тама”, “тута”, “четверЬг”, “сЭрцЭ”. Все потому, что книги улучшают риторику речи, помогают формулировать мысли.

Я сделала подборку книг, которые смогут стать для вас уроками русского языка, литературы, а также экскурса в лингвистику и другие филологические науки.

  1. Вадим Храппа “От адамова яблока до яблока раздора”.
  2. Корней Чуковский “Живой как жизнь”.
  3. Ларри Кинг “Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно”.
  4. Найджел Браун “Странности нашего языка”.
  5. Наталья Ром “Хочу говорить красиво! Техники речи”.
  6. Виктория Володина “Альбом по развитию речи”.
  7. Лев Успенский “Слово о словах”.

Эти книги помогут улучшить разговорную речь на русском, а также с их помощью вы определите, как малознакомые слова использовать по назначению.

Как улучшить речь ребенка

Об улучшении речи ребенка в 4 года и старше я в свое время писала много статей. И сейчас это действительно проблема многих родителей. Мы не будем обсуждать причины, механизмы и разные нюансы этой темы, эта статья не об этом. Просто скажу, что нужно хорошо постараться, чтобы улучшить устную речь дошкольников и подростков. Для этого есть логопеды.

А в домашних условиях ваша задача состоит в том, чтобы научить малышей выговаривать все звуки, а школьников – формулировать свои мысли и общаться полными предложениями.

Правильное произношение звуков – задача для многих не из легких. Здесь на помощь придут артикуляционные упражнения, гимнастики, массажи, песенки и развитие мелкой моторики рук – это, кстати, еще и развивает память и внимание. Способов на самом деле очень много.

Уже к 5 годам малыши должны выговаривать все звуки. Старшим детям уже нужна помощь логопеда или психолога. Улучшить речь ребенка в 6 лет и старше в смысле запаса слов, высказываний своих мыслей вы сможете только книгами и общением. Ведь никакие гаджеты не заменят живое общение, внезапные вопросы и их разъяснения, представления героев из художественных книг и их описание вслух.

Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга

Школа по технике речи и постановке голоса @LABVoice включает 6 основных блоков:

  1. Постановка речевого дыхания.
  2. Работа с дикцией, артикуляторами, резонаторами.
  3. Манипуляция, интонация и выразительность речи.
  4. Самопрезентация, импровизация и логика речи.
  5. Логопедические упражнения.
  6. Публичные выступления, страх выступлений, дискомфорт в общении.

Обучение разработано экспертом по технике речи и постановке голоса Марией Савичевой (стаж более 20 лет).

Подойдет людям, у которых:

  • тихий невыразительный неубедительный голос;
  • возникает непонимание со стороны коллег и родных;
  • трудности с произношением, вялая нечёткая дикция, першит в горле, пропадает голос;
  • не складываются отношения с противоположным полом;
  • нет роста по карьерной лестнице;
  • не слушают, перебивают, не дают слова в компании.

После занятий опросили 1273 ученика. Из них:

  1. 100% стали уверенней в себе.
  2. 84% стали больше зарабатывать.
  3. 100% усилили лидерские качества.
  4. 94% почувствовали себя намного сексуальнее и привлекательнее.
  5. 88% перестали бояться сцены.

Это на 100% онлайн-обучение. Его прошли уже более 7 000 участников.

Как проходит обучение:

  1. Сначала вы проведете анализ Голоса и Речи. Получите персональные рекомендации и дополнения к программе курса.
  2. Занимаетесь по видеоурокам и строго выполняете наставления эксперта.
  3. Промежуточный анализ голоса и речи с корректировками программы.
  4. Итоговый анализ голоса с заключением эксперта и составлением дальнейших рекомендаций.

За 249 руб. вы можете прямо сейчас пройти диагностику голоса. Дальше вам составят индивидуальную программу в зависимости от ваших результатов. От этого будет зависеть цена обучения (3 500–26 900 руб.). Оплатить можно сразу или в рассрочку на 4 месяца.

Время прохождения тренинга – примерно 1,5–2 месяца.

Если не понравится обучение, вы сможете вернуть деньги в течение 14 дней.

Также вы можете получить доступ на 5 дней к бесплатному пробному уроку.

Заключение

В погоне за красивой речью и дикцией не переусердствуйте. Помните, что важно тренировать мышцы и артикуляцию. А для этого еще раз о главном:

  1. Хорошая дикция нужна всем и везде.
  2. Чтобы ее развивать, нужно заниматься самообразованием: читать книги, улучшать словарный запас, делать упражнения для артикуляции.
  3. Не брезгуйте скороговорками, они лучше всего справляются с тренировкой дикции.
  4. Не бывает хорошей речи без хорошей памяти и внимания. Именно эти психические процессы помогают вам говорить правильно, логично и красиво.

Источник: https://levelself.ru/navyki/kak-uluchshit-dikciyu-i-chetkost-rechi.html

Эффективные тексты и для улучшения дикции по возрастам

Как улучшить речь ребенка

Работа над дикцией − обязательное условие для радиоведущих, телеведущих, бизнесменов, политических деятелей, поэтов и писателей.

Педагоги уверяют, если улучшать речь с раннего возраста, взрослому человеку не понадобятся со временем специальные курсы и занятия по ораторскому искусству.

Важно с детства приучать ребенка говорить правильно и красиво, что позволяет в будущем быть интересным собеседником. Текст для дикции и специальные упражнения помогают в любом возрасте развивать навык красноречия.

Что такое дикция и зачем она нужна

Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность.

В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту».

Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.

Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.

Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:

  • эканье − когда человек использует часто в речи вместо молчаливой паузы паразитические звуки: м, э и т. д., что заметно и раздражает собеседника;
  • шумовые вздохи − в этике речи не принято делать глубокие придыхания перед началом предложения или его завершением;
  • использование слов-паразитов − когда из-за скудности словарного запаса или банальной привычки человек часто использует между слов паразитарные высказывания: это, как бы, дескать, короче и т. д.;
  • продление гласных звуков, когда человек пытается вспомнить что-то или мысленно строит следующее предложение;
  • назализация − является вульгарной чертой речи, когда в разговоре последние гласные в слове произносятся в нос;
  • чмоканье.

Перечисленные недостатки не украшают любого человека. Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь.

Как улучшить дикцию в любом возрасте

Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному.

Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику.

Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.

Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении.

Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д.

Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.

От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».

Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.

В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:

  • Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
  • Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
  • У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
  • Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
  • Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.

Улучшение дикции у детей

сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.

Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:

  • Произнести звук А, широко раскрыв рот. Ребенок должен представить, что говорит в рупор.
  • Произнести звук О, максимально растянув губы.
  • Упражнение «Улыбка», когда ребенок широко растягивает рот, произнося звук И.
  • Произнести звук У, вытянув губы в трубочку на максимальное расстояние вперед.

Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:

  • на глубоком вдохе проговорить слоги: «дом», «бом», «вон», сохраняя воздух до конца произношения, распределяя его на каждое слово;
  • задуть воображаемую свечу, но медленно, постепенно выдувая воздух;
  • произнести предложения, вначале первого слова брать незаметно глубокое дыхание, распределять его до конца: «У Тамары нашли пару сапог и 12 галош», «Мама любит Машу, а Маша любит маму».

Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут.

Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость.

Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.

  • Читать текст, четко проговаривая звуки: ш, ж, ч, щ, ц:

«Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.»

  • Прочитать текст сначала медленно, следя за произношением отдельных звуков, после убыстряя темп.

Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.

Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.

При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.

Улучшение дикции у подростков

Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений.

В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.

Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.

Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.

В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.

Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу. Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:

  • при проговаривании скороговорки следить за положением речевого аппарата, он должен работать: губы, зубы, щеки, язык находятся в активном движении;
  • при произношении чистоговорки выделять интонационно (протяжно или громче) определенный звук;
  • начинать чтение с медленного темпа, постепенно убыстряя его;
  • следить за дыханием, распределять его, не забывать брать воздух на последующем предложении.

Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.

Советы для удачного становления дикции

Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.

  1. Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
  2. Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
  3. При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
  4. Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
  5. Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.

Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/teksty-dlya-uluchsheniya-diktsii/

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: