Как знакомить дошкольников с природой

Ознакомление детей с природой — принципы ознакомления с окружающей средой

Как знакомить дошкольников с природой

Окружающая среда — это среда жизни, с которым живое существо связанная обменом веществ, энергии, информации, предстает перед ребенком не набором природных объектов, а как целостность, в которой все органично связано. В окружающей среде не существует тело, само по себе, разум сам по себе: и тело, и разум взаимодействуют с окружающей действительностью.

Мир вокруг дает детям целостные знания о природе, общественной среде, жизни человека и самого человека. В процессе ознакомления детей с окружающим миром педагог использует закономерности природы и социума для формирования целостности знаний, целостности сознания ребенка.

Ознакомление детей с окружающим их миром важно осуществлять по ряду принципов.

Принцип — основное производное положение какой-либо теории, учения и т. п; руководящая идея, правило деятельности.

Каждый учебный предмет, каждая профессиональная методика руководствуется соответствующей группой принципов, которые обеспечивают результативность обучения. Есть такие принципы и в методике ознакомления дошкольников с окружающей действительностью.

  1. Принцип интеграции знаний в процессе деятельности предполагает взаимосвязь задач из разных разделов программы: ознакомление детей с родной природой, окружающим миром, развитием речи, художественно-речевой деятельностью, формирование элементарных математических представлений. Решение этих задач осуществляется на интегрированных занятиях в дошкольном учебном заведении.
  2. Ознакомление дошкольников с природными объектами через принцип целостности и системности предполагает вооружение детей системой знаний об среде окружения в их целостности, что обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста целостной личности, целостного сознания, целостной картины мира.
  3. Ознакомление детей с природой по принципу деятельностного опосредствования предполагает погружение детей в различные виды познавательной деятельности (языковую, художественно-речевую, трудовую, продуктивную, игровую, конструктивную, коммуникативную и др).
  4. Ознакомление через взаимодействия, согласно которому, развитие и формирование целостной личности ребенка возможны только в системах: «организм — среда», «личность -окружающая среда», «ребенок — социум», «педагог — ребенок», «дети -окружающая среда». Ребенок живет и воспитывается в социальном окружении, именно поэтому в процессе организации его жизнедеятельности в окружающей действительности (природном, предметном, социальном) необходимо учитывать как субъективные, так и объективные условия, систему взаимоотношений, в которые включен ребенок.
  5. Принцип изоморфизма требует учитывать взаимодействие каждого ребенка как индивида, индивидуальности, личности с внешним миром, содействовать ее вхождению в процесс деятельности, образованию «личностного мира ребенка», ее целостного «жизненного пространства».
  6. Принцип обеспечения позитивного эмоционального фона жизнедеятельности ребенка в мире реализуется воспитателем такой организацией деятельности (познавательной, коммуникативной и др) детей, в которой каждый ребенок получает эмоциональное удовольствие от работы, общения, собственных и коллективных достижений.
  7. Принцип учета культурно-этнографических особенностей края (района, области, города) требует максимального использования культуры, обычаев, традиций той местности, в которой расположено дошкольное учреждение; культуры нации, этноса, сообщества, общества, страны; формирование целостной сознательной личности ребенка в рамках национальной культуры.
  8. Принцип единства внешних воздействий среды окружения и внутренних условий (принцип единства психики и внешней деятельности (познания) каждого ребенка, его внутреннего содержания, восприятия, представления, переживания, понимания, осознания соответствии с его индивидуальных свойств, его поведения, поступков, знаний, умений. По этому принципу предусматривается перевод способов познавательной деятельности детей с плана социального сознания в план сознания индивидуальной. Любой новый вид познавательной деятельности в дошкольном учреждении нужно вводить как внешнюю материальную деятельность с постепенным ее превращением во внутреннюю.
  9. Принцип наглядности и объективности — принцип, по которому любое обучение строится по «золотому правилу дидактики» А.Я.Каменского: все, с чем встречается ребенок, нужно, чтобы оно прошло через его органы ощущения и восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, моторное и др). В процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей среды или их заменителей (иллюстраций, картин, макетов, муляжей, видеофильмов и т. п) наглядность обеспечивает объективность знаний, добытых фактов, умозаключений.
  10. Принципы экологизации и валеологизации предусматривают формирование в процессе ознакомления детей с природой вокруг, экологического отношения к окружающей среде и к самому себе, воспитания у детей экологического мышления, вооружение их экологическими взаимоотношениями организма с окружающей средой. В процессе ознакомления детей с миром вокруг воспитатель знакомит с правилами безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, сохранения и укрепления их здоровья; формирование у детей научного понимания здорового образа жизни.
  11. Принцип сочетания познавательных и воспитательных задач в процессе ознакомления детей с окружающей средой является ведущим принципом учебно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Планируя любую познавательную деятельность, воспитатель обязательно предполагает и воспитательные задачи: воспитание любви к родному краю, Родины, родных и близких людей, воспитание патриотических чувств, гражданственности; экологическое, валеологическое, экономическое воспитание; воспитание трудолюбия, любознательности, настойчивости и тому подобное. Реализация указанных принципов будет способствовать формированию целостной сознательной личности ребенка, вооруженной знаниями, умениями и навыками поведения и жизнедеятельности в окружающей среде.

Задача педагога при ознакомлении детей с природным окружением

  • обогащать эстетические впечатления;
  • развивать интерес к природному окружению;
  • сближать детей с миром объектов и явлений, среди которых они находятся ежедневно;
  • развивать сенсорные ощущения и обогащать чувственный опыт;
  • способствовать развитию мышления и речи;
  • формированию системы начальных знаний о доступные объекты и явления природы;
  • раскрывать возможности для самостоятельного применения приобретенных знаний в игре, труда, несложном экспериментировании;
  • способствовать формированию нравственных чувств;
  • формировать потребность в бережном отношении к природе.

Природа как фактор всестороннего развития

Взаимодействие детей с природным окружением является основой или фоном для всех других линий развития.

Здоровьесбережение и физическое развитие детей взрослые обеспечивают через:

  • ежедневное пребывание детей на свежем воздухе во время наблюдений, игр и труда в природе;
  • расширение контактов с растительным миром во время экскурсий и целевых прогулок в лес, на луг, к водоему;
  • употребление свежих соков, овощей и фруктов во время несложного экспериментирования (приготовление соков), дидактических игр (узнать по вкусу) и тому подобное;
  • соблюдения правил экологической безопасности в помещении, где находятся дети — проветривание, влажная уборка, выращивание комнатных растений.

Социальное и эмоциональное развитие детей реализуется через:

  • постоянное общение с природой;
  • усвоение норм и правил поведения в природе, соблюдение их и побуждение к этому других;
  • развитие нравственных и эстетических чувств средствами природы — общение ребенка с социальной и природной средой развивается от узко прагматического («хочу», «дай») к альтруистическому уровня;
  • обогащение эстетических впечатлений во время наблюдений, целевых прогулок, экскурсий;
  • обеспечение возможности воспроизвести свои чувства и впечатления в деятельности — изобразительной, игровой, коммуникативной и тому подобное.

Творческое развитие детей реализуется через:

  • игры, которые организуют дети с различными объектами и явлениями природы;
  • фантазирование на тему природы в изобразительной деятельности и художественного труда;
  • несложное экспериментирования с природными материалами — листьями, цветами, плодами.

Когнитивное развитие детей обеспечивают:

  • усвоение доступного объема знаний об объектах и явлениях природы;развитие сенсорных ощущений в процессе восприятия природных явлений и обследование природных объектов;
  • постепенное усложнение заданий при ознакомлении с природой — от простых задач (различать и называть природные объекты или явления) до сложных (устанавливать связи и зависимости в природе);
  • предоставление самостоятельности в определении содержания и способов познания окружающей действительности.

Речевое развитие детей обеспечивают:

  • наблюдения за природными явлениями, сопровождающиеся сравнениями, метафорами, эпитетами, которые вызывают у дошкольников эмоциональные переживания, желание подражания;обозначение словом названий, свойств и качеств объектов и явлений природной среды, побуждение к активному использованию таких слов в речи;
  • ответы на детские вопросы познавательного характера — «Что это?», «Как это называется?» и тому подобное;
  • овладение умениями передавать свои чувства и впечатления от увиденного в природе через речи;
  • индивидуальную и коллективную коммуникативную активность во время игр, труда в природе, экспериментально-исследовательской деятельности;
  • формулировка суждений и умозаключений во время детского экспериментирования в природе.

Методы и приемы ознакомления дошкольников с природой

Среди методов ознакомления дошкольников с природой предпочтение следует отдавать непосредственным методам, в частности:

  • наблюдению;
  • экспериментам;
  • игре;
  • труда.

Важными являются и словесные методы:

Именно словесные методы помогают постичь непонятное, раскрывают грани невидимого, объясняют целесообразность и направляют на ответственное отношение к природе.

Применяя наглядные методы, в частности рассматривания картин или иллюстраций, следует использовать такие приемы:

  • «вхождение» в картину — детям предлагается представить себя присутствующими в пейзаже или участниками события, изображенного на картине, и описать, что они видят и чувствуют;
  • рассказ о фрагмент картины — детям предлагают отыскать фрагмент картины, который им понравился больше всего, описать его и объяснить, чем именно он понравился;
  • размышления над «настроением» картины — дети с помощью взрослого пытаются описать настроение художественного произведения, которое хотел передать художник.

Вам также может понравиться

Источник: https://podrastu.ru/vospitanie/oznakomlenie-s-prirodoi.html

План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Как знакомить дошкольников с природой

автор: Иванова Анисия Алексеевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 179» г. Чебоксары

План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

 воспитатель Иванова А.А.

Актуальность Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходимо, но при этом, ничего не давая ей взамен.

Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек перестал «чувствовать» природу и контактировать с ней. Природа стала для человека отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием [4].

Поэтому, напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире, как о среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей. 

Все сказанное выше диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня.

В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном организации соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства, и где он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подразумевает важность того, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, много видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.

Краеведческий материал имеет большое значение в плане расширения кругозора дошкольников, развития их интеллектуального потенциала, поскольку именно среда, в которой живут дети и с которой они постоянно общаются, вызывает живой эмоциональный отклик у ребенка и выступает основным источником впечатлений об окружающей действительности. И только на основе прочных, фундаментальных представлений о ближайшем окружении мы можем сформировать у детей систему знаний о мире в целом.

Цель − формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи: 

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования; 
  • Систематизировать  и углубить знания детей о живой и неживой природе;
    • Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края, формировать представления об экологических проблемах;
    • Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • Учить понимать причинно−  следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека;
  • Воспитывать этические и эстетические чувства, развитие эмоций средствами природы;
  • Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста;
  • Формирование доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними

Пути реализации:

    • Создание условий, соответствующей развивающей среды.
    • Повышение экологической грамотности в области экологического воспитания.
    • Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. 
    • Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
    • Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Список литературы для изучения:

    1. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
    2. Николаева С.Н. «Юный эколог». — М.: Мозаика-Синтез,
    3. Н. А. Рыжова «Не просто сказки»
    4. «Экологическое воспитание и образование в Московской области», Москва, Современные тетради, 2006 г.
    5. Е.А. Данилова «Труд и наблюдения в природе», Москва, 1960 г.
    6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
    7. Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», «Просвещение», Москва, 1982 г. 
    8. М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду», Москва «Просвещение»
    9. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
    10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
    11. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
    12. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
    13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. — М.: Академия, 2002.
  • Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1978.

Перспективный план самообразования на 2018-2019учебный год

МесяцФормы работы
С детьмиС родителямиСамостоятельное изучениеС педагогами
СентябрьБеседы:
  • Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.
  • Беседа с детьми о животных обитающих в лесах Чувашии , среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу.
  • Беседа Насекомые осенью»

Наблюдения за объектами живой и неживой природы на прогулке.

Д/и.: 

  • «Найди дерево по описанию»
  • «Найди свое дерево»,
  •  «Чей след?»;
  • «Чей хвост?»;

Художественное творчество:

Рисование: 

  • Рисование «Золотая осень». 
  • «Идет дождь».

Лепка:

Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Как муравьишка спешил домой» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича
  • С. Есенин «Береза»;
  • И. Бунин «Листопад»
  • Консультация: «Не причиняя вреда природе»

Консультация

 «Сокровища леса».

  • Знакомство  с книгами по экологическому воспитанию
  • Разработка конспектов занятий с детьми, консультаций и памяток для  воспитателей и родителей.
Октябрь Беседы:
  • «Рыбы водоемов, расположенных в Чувашской Республике »
  •  «Овощи и фрукты».
  • «Комнатных растениях»

Д/и.: 

  • «Чем похожи? Чем отличаются». 
  • «Угадай по описанию». 
  • ««Съедобное — не съедобное»;
  • «Садовник»

Сюжетно-ролевая игра :

Художественное творчество:

Аппликация :

  • «Ваза с фруктами», 
  • «Овощи на тарелке».

Рисование:

Чтение худ. лит: 

  • О.Г. Зыкова «Рыба-прилипала»
  • Ю. Тувин «Овощи»;    
  •    Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок».
  • Б. Житков «Что я видел»

Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). 

НоябрьНаблюденияНаблюдения за живой и неживой природой зимой.

Кормление птиц 

Беседы:

  • «Птицы родного края»;
  •  «Съедобные и несъедобные грибы»

Д/и.: 

  • «Кто где живет», 
  • «Перелетные — зимующие».

Наблюдение за птицами на прогулке.

Рассматривание иллюстраций, муляжей грибов.

П/и:

  • «Перелет птиц» 
  • «Совушка»;

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Художественное творчество

Аппликация 

  • «Поможем белочке заготовить грибы»-

Лепка:

Чтение худ. лит: 

    • В. Бианки «Синичкин календарь»,           
    •   Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек»,
  • Е. Чарушин «Утка».    
Литературная выставка «Читайте вместе с нами».Изготовление дидактических игр по темам.Презентация «Птицы нашего края » для использования в работе педагогов с детьми
ДекабрьНаблюдения Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.

 Беседы:

  • Беседа о труде лесника
  • «Как лесные звери проводят зиму».
  • «Пришла красавица зима».

Д/и.: 

  • «Закончите предложение»
  • «Животные в лесу».
  • «Найди ошибку», 
  • «Когда это бывает?»,
  • «Чей силуэт?».

Ритмопластика «Снежинки».

Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Купание медвежат»,
  • В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».
  • С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,
  • Н. Павлова «Под снегом на лугу»,
  • С. Есенин «Пороша».
Консультация «Птицы — наши друзья». Подборка художественной литературы для свободного чтения;
ЯнварьНаблюдения за живой и неживой природой зимой.

Кормление птиц на прогулке

Беседа: «Живое – неживое» 

Игра- имитация «Звериная зарядка»
Д/и.: 

  • «Найди детёныша»
  • .»Кто, что ест», 
  • «Кто, где живёт»
  • «Кто чем питается»

Просмотр фильма «Животные».

Чтение худ. лит: 

Экспериментирование

Консультация «Как воспитать ребенка не равнодушным к природе».Пополнить картотеку дидактических игр по экологии Презентация «Животный мир нашего края » для использования в работе педагогов с детьми
ФевральПросмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

Беседа:

  • «Февраль — самый трудный месяц для животных леса».
  • Беседа: «Прошла зима холодная»

Д/и.: 

  • «Где кто зимует»; 
  • «Приметы зимы»
  •  «Когда это бывает?».

Чтение худ. лит: 

Чтение художественной литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме».

Наблюдения за живой и неживой природой зимой. 

Кормление птиц на прогулке.

Художественное творчество:

 Рисование: «Чем красива зимняя природа».

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных)Разработка лепбука 

«Животные леса»

Совместный досуг с родителями «Знатоки природы»
МартБеседы:
  • «Зачем нужно беречь природу? »;

Художественное творчество: (оригами): 

Д/и.: 

  • «Сравни и найди», 
  • «Бывает – не бывает».

Чтение худ. лит: 

  • И. Токмакова «Весна»,                      
  • Ф Тютчев «Весенние воды» 
  • В. Бианки «Рассказы о природе»

Рассматривание картин  :

  • И. Левитана «Март»
  • И. Грабарь «Февральская лазурь».

Наблюдения:

  • Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели
  •  наблюдения за птицами на участке детского сада.
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы».
АпрельБеседы:
  • «Одуванчик»
  • «Зеленая аптека».

Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели.

Составление рассказа «Путешествие семечка.»

Опытно-экспериментальная деятельность   Изучение строения одуванчика.

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Художественное творчество: 

Рисование: 

Проведения субботника «Сделаем наш дом чище».
МайНаблюдения:
  • Наблюдение за растениями на участке.
  • Наблюдение за появлением перелетных птиц 

Беседа о Красной книге Чувашской Республики

Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Чтение худ. лит о растениях, цветах, деревьях

Д/и.: 

  • «Я садовником родился»;
  • «Расскажи какой цветок? ».

В Г. Скребицкий «Берегите птиц»,

А. Барков «Голоса леса».

 Художественное творчество: 

Рисование

  • «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта» 
Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ :  Разработка лепбука «Природа нашего края »

План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Источник: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B0-%D0%B0-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: