Кто такой Рюрик

Рюрик – древо

Кто такой Рюрик

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Рюрик. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.

Рюрик (+ 879), первый русский князь, родоначальник правившей в России до конца XVI века династии.

Год и место рождения Рюрика неизвестны.

Историки спорят был ли Рюрик:

  • скандинавом (т.н. “норманская теория” Байера, Миллера)
  • финном (В.Н. Татищев)
  • выходцем из южной Прибалтики (указания “Повести временных лет”; также это представление сохранялось на протяжении веков не только на землях бывшей Киевской Руси, оно широко бытовало в Западной Европе).

Одни исследователи объясняют имя Рюрик из древненорманнского языка, другие находят аналогичные ему и в славянском языке.

Отец (по некоторым средневековым генеалогиям) – Годослав (Годлав, Готлиб) (+ 808), князь бодричей (ободритов).

В некоторых поздних летописях встречается сообщение, что братья Рюрик, Синеус и Трувор не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за варяжского князя.

В “Сказании о князьях владимирских” приводится легенда о происхождении Рюрика от Пруса, брата императора Августа.

Одной из жен Рюрика была Ефанда, дочь князя урманского, из рода норвежских королей, которая родила ему сына Игоря [1]. По некоторым сведениям у Рюрика была еще дочь и пасынок Аскольд [2].

Легенда о призвании варягов

Легенда о призвании варягов неизменно вызывала и вызывает дискуссии в научном мире, является одной из самых больших проблем отечественной истории. Остаются спорными вопросы:

  • куда был призван Рюрик – в Новгород или Ладогу;
  • был ли Рюрик призван на княжение добровольно или захватил власть силой.

Согласно “Повести временных лет”, уставшие от междоусобных войн, племена ильменских словен, мери, чуди и кривичей решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что общая и в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой: ” Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами“.

На этот зов в 862 году собрались три князя варяго-русских [3], три брата – Рюрик, Синеус и Трувор [4] и пришли с родными своими.

Ключевский пишет, что “князья-братья, по видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славянофинских послов, «едва избрашась, – как записано в одном из летописных сводов, – боясь звериного их обычая и нрава».

Рюрик не прямо уселся в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчётом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды.

В Ладоге же он поспешил «срубить город», построить крепость тоже на всякий случай, для защиты туземцев от земляков-пиратов или же для своей защиты от самих туземцев, если бы не удалось с ними поладить“. [5]

Правление Русью

Рюриково Городище. Нач. XXI века

Рюрик утвердился в Новгороде, у славян, живших по Ильменю; Синеус – среди финского племени на Белоозере; Трувор – у славян, живших в городе Изборске.

Скоро Синеус и Трувор умерли, и Рюрик, присоединив области их к своему княжеству, стал править один, владения его стали называться Русью.

Основал город над Волховом (ныне Рюриково Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи — Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром) он послал “своих мужей”.

В 862 году отпустил к Царьграду двух своих бояр Аскольда и Дира, которые по дороге осели в Киеве, “собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян” [6].

Таким образом, варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на севере, Аскольд и Дир на юге [7].

В 864 году новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил некий Вадим Храбрый [8]. Рюрик убил Вадима и жестоко подавил восстание. Репрессии, проведенные Рюриком против своих врагов, привели к массовому бегству новгородцев в Киев в 867 году [9].

Скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына своего Игоря своему родственнику Олегу.

Главным действием его княжения, – пишет Н.М. Карамзин, – было твердое присоединение некоторых финских племен к народу славянскому в России, так что весь, меря, мурома наконец обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру” [10].

Князь Рюрик. Гравюра 1805 г.

Литература

  • П.С.Р.Л., VII том (под 6367 г.)
  • Повесть временных лет, нач. XII века

Интересно, что из других, внелетописных, источников следует, что жители Древнего Киева вообще ничего не знали о Рюрике до конца XI века. Так, в “Слове о Законе и Благодати”, написанном киевским митрополитом Иларионом в середине XI века, родоначальником династии русских князей называется Игорь, а о Рюрике нет никакого упоминания.

До конца XI века имени Рюрика не было и в княжеском именослове, т.е. русские князья не назвали своих детей Рюриками, потому что ничего не знали об этом своем предке. Не знает Рюрика и легенды о призвании варягов и “Слово о полку Игореве”, созданное в конце XII века.

  • Забелин И.Е., История Русской жизни с древнейших времен
  • Карамзин H.М., История Государства Российского
  • Ключевский В.О., Курс русской истории
  • Костомаров Н.И., Начало Руси
  • Погодин M.П., О происхождении Руси
  • Татищев В.Н. История Российская

Использованные материалы

[1]  Согласно Иоакимовской летописи. См. Татищев, История Российская, глава 4. Об истории Иоакима, епископа новогородского: http://www.spsl.nsc.ru/history/tatisch/tatis004.htm [2]  См. статью словаря Брокгауза и Ефрона [3]  Двойное именование переселенцев употребляется в “Повести временных лет”: “Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти“. (перевод Д.С. Лихачева), см.: http://old-russian.chat.ru/01povest.htm [4]  Существует версия, что факт наличия у Рюрика братьев, является плодом неверного перевода слов летописи “sine hus” – родственники и “thru voring” – дружинники. (См., напр., Л.Н. Гумилев, От Руси до России) [5]  Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция IX. Сказание о призвании князей: http://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch09.htm [6]  “Повесть временных лет” [7]  Карамзин H.М. История государства Российского. Том I. Глава IV: http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar01_04.htm [8]  Н.М. Карамзин относит Вадима Храброго “к баснословию нашей истории“. (О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств.: http://www.rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol2/02crit…htm ) [9]  “П. С. Л.”, т. IX, 9 [10]  Карамзин Н.М. Указ.соч.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/18374.html

Рюрик: 6 главных тайн основателя Руси

Кто такой Рюрик

Про легендарного основателя древнерусского государства неизвестно очень многое, вплоть до того, был ли этот человек на самом деле. Скорее всего, на большинство вопросов уже никогда не удастся дать бесспорных ответов.

Вопросы идентификации личности

О Рюрике, жившем в конце IX века, как родоначальнике династии русских князей, говорят только древнерусские летописи. Нет ни одного иноземного источника, который упоминал бы о Рюрике, связанном со славянами или с Русью. Есть сведения о Рёрике (Рорике) Ютландском по прозвищу Метатель Колец, датском конунге.

Между 863 и 870 годами о нём отсутствуют сведения, за исключением того, что в 867 году его изгнали из Фрисландии. Кстати, там есть местности, называвшиеся в давние времена Виринген и Рустринген. Это косвенно может свидетельствовать о варягах и Руси и о связи с ними Рёрика.

Идентичен ли он летописному Рюрику — правдоподобно, но не доказано.

Были ли у него братья

Летопись сообщает, что Рюрик пришёл княжить не один, а с двумя братьями — Синеусом и Трувором, которые вскоре умерли.

В XIX веке большинство учёных постепенно склонилось к версии, что эти имена, как и личности, явились выдумкой летописца, не понявшего шведских слов sine hus и thru varing, означавших «свой род» и «верная дружина».

Однако в настоящее время многие исследователи разделяют точку зрения, что Синеус и Трувор были скандинавскими именами собственными, производными или искажёнными от Сигнйотр и Торвардр.

Где они княжили

Локализация власти Рюрика и его братьев представляет пока загадку. По летописи, Рюрик сел княжить в Новгороде, у словен, Синеус — в Белоозере, у веси, а Трувор — в Изборске, у кривичей. Если существование данных племён несомненно, то среди названных городов в конце IX века достоверно существовал только Изборск.

В Новгороде не найдено следов поселения ранее Х века, а Белоозеро возникает, по-видимому, ещё позже. Впрочем, отсутствие археологических следов ещё не является доказательством отсутствия события. Так, в случае с Новгородом, многие принимают версию, что более ранним, по отношению к нему, центром была Старая Ладога.

Тем не менее, географические пределы власти Рюрика и его братьев остаются совершенно непонятными. По летописному сказанию, их пригласили княжить словене, чудь, весь, меря и кривичи.

Если у этого сказания есть хоть какая-то историческая основа, это значит, что некая конфедерация двух славянских и трёх финно-угорских племён на севере Восточной Европы сложилась ещё до прихода Рюрика на княжение.

В этом случае Рюрик не может считаться основателем русской государственности.

Также не понятны отношения Рюрика к городу, который потом почти три подряд столетия был центром Русского государства — к Киеву. Согласно тем же летописям, только «вещий» Олег — регент при сыне Рюрика Игоре — завоевал Киев, убив княживших там (тоже варягов) Аскольда и Дира.

Русский каганат впервые упоминается в западных источниках в 839 году, а киевский князь впоследствии именуется каганом. По мнению большинства историков, Русский каганат находился где-то на юге.

Следовательно, его возникновение, как и Киевского княжения, кто бы ни был их основателем, никак не связано с Рюриком.

Было ли варяжское завоевание

Исходно многие учёные не доверяли летописному преданию о добровольном призвании варяжских князей.

Учитывая, что в те же самые времена норманны разоряли страны Западной Европы, основывали в ней свои королевства, держится версия, что имело место завоевание славян варяжскими дружинами.

Об этом свидетельствует и глухое упоминание в летописи о годах, предшествовавших призванию варяжских князей: «Взимали дань варяги из-за моря с словен, и с чуди, и с веси, и с мери, и с кривичей».

Кроме этого упоминания, есть и многочисленные скандинавские военные артефакты того времени в славянских и финно-угорских землях. Однако следов масштабных военных столкновений не найдено. Это позволяет некоторым исследователям трактовать вокняжение Рюрика не как завоевание, а как приглашение его с дружиной на службу местным племенам.

Этническое происхождение Рюрика

Гипотеза о скандинавском происхождении варягов/руси и Рюрика не является общепринятой. Летопись определённо помещает варягов на южном побережье Балтийского моря, на что обратил внимание ещё Михаил Ломоносов. А там были государства поморских славян.

На острове Руяна (Рюген) находилось знаменитое святилище бога Святовита.

Среди поморских славян было племя ободритов, у которых упоминается столица Рерик.

По мнению ряда историков, начиная с Степана Гедеонова в середине XIX века, имя основателя древнерусской государственности связано с этим местом, а сами варяги/русь — племя поморских славян.

В пользу этой версии приводят ещё и такие сопоставления, что среди этих славян было племя варги (созвучное варягам), арабские географы упоминали «остров русов» где-то на севере (ср. Руяна), а Рерик созвучно древнеславянскому Рарог, означавшему сокола; между тем трезубец — символ династии Рюрика — не что иное, как стилизованное изображение сокола.

Был ли Рюрик основателем княжеской династии

Сомнения в этом возникают из сопоставления дат княжения. Рюрик, согласно летописи, умер в 879 году, а его сын Игорь появляется на страницах летописи как самостоятельный правитель только после смерти Олега в 912 году.

Игорь жил до 945 года, причём умер не своей смертью, а был убит. Даже если Игорь был младенцем на момент смерти Рюрика, налицо явная лакуна.

По версии, родившейся ещё в XIX столетии, сказание о завоевании Киева потомками Рюрика и о происхождении всех последующих русских князей от него было позднейшей вставкой в летопись.

Осознание принадлежности к потомкам Рюрика появляется не ранее XVI столетия — только у Ивана Грозного. Его предков, судя по всему, такие вопросы не волновали. Историк Аполлон Кузьмин в 1969 году выдвинул гипотезу, согласно которой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», был реальным предком русской княжеской династии.

Он трактовал выражение «Слова» «на седьмом веку Трояна» как на седьмом поколении Трояна. Это выражение применено в «Слове» к киевскому князю Изяславу Ярославичу (1054-1077). Тогда гипотетический Троян должен был приходиться Игорю дедом.

Генетические исследования выявили наличие у современных Рюриковичей по меньшей мере двух Y-хромосомных гаплогрупп.

Таким образом, династия не происходит от общего предка и, скорее всего, её генеалогия искусственна.

Выводы

Итак, то, что мы знаем (вернее — то, чего мы не знаем) о Рюрике, не позволяет достоверно судить об его этнической принадлежности, годах жизни, политической и исторической роли, местопребывании и родственных отношениях к последующим русским князьям. Вопросов очень много, а определённых ответов нет ни на один.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/43098349-ryurik-6-glavnyh-tayn-osnovatelya-rusi/

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: