Кто такой Жорж Бизе

Биография Жоржа Бизе

Кто такой Жорж Бизе

Александр Сезар Леопольд Бизе (1838-1875) – французский композитор, его творчество относится к периоду романтизма, писал пьесы для фортепиано, романсы, произведения для оркестров и оперы. Мировую славу завоевал благодаря своей самой известной опере «Кармен».

Детство

25 октября 1838 года в семье парижанина, учителя пения, родился сын, которому дали имя Александр Сезар Леопольд Бизе. Во время крещения его нарекли Жорж, под этим именем он и получил дальнейшую известность.

Семья, где родился мальчик, была музыкальной. Помимо того, что папа преподавал в школе пение, мама тоже имела отношение к музыке, она профессионально играла на фортепиано. Также преподавателем пения был дядя Жоржа по материнской линии.

Маленький Жорж любил заниматься музыкой с родителями. Но в то же время ему, ребёнку, так хотелось побегать на улице и поиграть с детьми. Однако родители решили по-другому, уличных развлечений они не приветствовали, так что в возрасте четырёх лет Жорж уже прекрасно разбирался в нотах и играл на фортепиано.

Консерватория

Мальчику ещё не исполнилось и десяти лет, как он был принят в Парижскую консерваторию. Родители приняли решение отдать его туда на учёбу, так как был явно заметен его музыкальный талант. Закончилось детство Жоржа Бизе, которое практически и не начиналось.

По утрам в консерваторию Жоржа непременно отводила мать. После учёбы она ждала его, и дальше каждый день повторялся по одному тому же сценарию: дома его кормили, закрывали в комнате, где он должен был заниматься игрой на фортепиано. И мальчик играл на инструменте, пока не засыпал за ним от усталости.

Юный Жорж пытался сопротивляться матери, ему так сильно нравилась литература, что хотелось постоянно заниматься ею и читать много книг. Но как только мать заставала его с очередной книжкой в руках, то монотонно твердила: «Ты не зря вырос в музыкальной семье, ты станешь музыкантом, а не литератором. Причём выдающимся!»

В учёбе Жорж сложностей не испытывал, он схватывал всё буквально на лету. За время обучения проявил себя блестящим учеником по классу фортепиано у педагога Мармонтеля А. Ф, по классу композиции у преподавателей Ш. Гуно, П. Циммермана, Ж. Ф. Ф. Галеви.

В консерватории Бизе учился девять лет и в 1857 году успешно её окончил. За годы учёбы юноша начал пробовать себя в качестве композитора, он создал немало музыкальных произведений, среди них есть одна симфония, которую Жорж написал в семнадцать лет, она до сих пор с успехом исполняется музыкантами всего мира.

В последний год обучения Жорж участвовал в конкурсе, в котором надо было написать оперетту на один акт, он сочинил кантату для легендарного древнего сюжета и получил премию. Несколько премий за время учёбы Бизе также получал за игру на фортепиано и органе.

На последнем выпускном курсе Жорж написал оперетту «Доктор Миракль». А при выпуске из Парижской консерватории он получил свою самую ценную награду, Римскую премию, за кантату «Кловис и Клотильда». Она дала Бизе большие возможности – четыре года проживать в Италии и получать государственную стипендию.

Италия

В 1857 году, окончив консерваторию, Бизе уехал в Италию, где прожил до 1860 года. Он изучал местный быт, путешествовал, восторгался красотой природы и изобразительным искусством, а также много времени уделял своему образованию.

Долгое время Жорж не мог определиться с дальнейшей жизненной стезёй, никак не находилась своя тема в музыке. Со временем Бизе решил связать будущее творчество с театром. Ему были очень интересны премьеры опер и музыкальные парижские театры. В какой-то степени это было меркантильно, ведь тогда в театральном музыкальном мире легче всего было добиться успеха.

Годы, проведённые в Италии, Жорж потом считал самыми беззаботными в своей жизни. Он понемногу сочинял, за это время им были написаны несколько пьес для оркестров (они потом стали частью симфонической сюиты «Воспоминания о Риме») и симфония-кантата «Васко да Гама».

Но время получения итальянской государственной стипендии подошло к концу, Жоржу необходимо было возвращаться в Париж.

Возвращение в Париж

По приезде в родной город для Бизе начались не самые лучшие времена, добиться признания в Париже оказалось не просто. Он встретился с Антуаном Шуданом, который владел самым известным парижским издательством.

Антуан удивлённо смотрел на Жоржа: неужели перед ним тот самый молодой гений, который получил престижную Римскую премию? Рискованно было связываться с начинающим композитором, но Шудан видел, что молодому человеку очень нужны деньги и он готов браться за любую работу.

Антуан предложил Бизе перекладывать оперы известных сочинителей для фортепиано.

Сутками напролёт Жоржу приходилось работать с чужими музыкальными произведениями, ещё он давал частные уроки и писал на заказ музыку лёгкого жанра. Деньги ему исправно платили, но их постоянно не хватало. Вскоре умерла его мама, и у композитора ко всем прочим проблемам добавилось нервное перенапряжение, начался резкий упадок сил.

Он мог прекрасно зарабатывать на жизнь в качестве пианиста, как советовали ему друзья, но Жорж не искал лёгкого жизненного пути, всё-таки он полностью погрузился в сочинение музыки.

Творческий путь

Его по-прежнему манил музыкальный театр, но всё, что писал Бизе, не находило одобрения. Никто не оценил комическую оперу «Дон Прокопио». Но Жорж продолжал жить в нужде, работать и ждать.

В 1863 году он сочинил оперу «Искатели жемчуга», состоялась её премьера, восемнадцать раз произведение ставили на сцене, но потом убрали из репертуара. Снова вернулись бессонные ночи в работе над чужими партитурами, ставшие нелюбимыми уроки музыки, нищета.

Работа ради небольших денег, которых хватало лишь на то, чтобы не умереть с голоду, отнимала всё время Бизе, творчеством заниматься было некогда.

Единственное, что спасало Жоржа, – это прогулки по вечернему Парижу и посещение театра, в этом он находил отдушину, казалось бы, из безвыходной ситуации.

Следующая опера «Пертская красавица» была поставлена в 1867 году, но также не имела успеха. В 1868 году у Бизе начался творческий кризис, добавились проблемы со здоровьем.

От затяжной депрессии Жоржа спасла женитьба в 1869 году, но уже через год он записался в Национальную гвардию для участия во Франко-прусской войне, что оставило свой след и на семейной жизни, и на здоровье, и на творчестве композитора.

С 1870 года Бизе вернулся к сочинительству, одно за другим выходили его музыкальные произведения:

  • сюита для фортепиано «Детские игры»;
  • романтическая одноактная опера «Джамиле»;
  • музыка к пьесе «Арлезианка».

Однако все эти сочинения тогда не имели успеха, несмотря на то, что в будущем стали частью золотого фонда мировых симфонических произведений.

В 1874-1875 годах Жорж работал над оперой к новелле П. Мериме «Кармен». Её премьера состоялась 3 марта 1875 года. Удивительно, но опера, признанная вершиной французского реализма, обошедшая все мировые оперные сцены, ставшая самым популярным и любимым произведением в истории музыки, в день своей премьеры потерпела фиаско.

Провал своего любимого детища привёл к трагическому концу композитора. Жорж Бизе умер, а через четыре месяца в Венской опере состоялся феерический успех «Кармен». Он так и не узнал, что это произведение спустя год поставили на всех крупнейших сценах Европы, признали вершиной его творчества, что «Кармен» стала самой популярной оперой в истории и в мире.

Личная жизнь

Первой любовью Жоржа была девушка по имени Джузеппа, с ней он познакомился в Италии.

Молодой человек был близоруким и слегка полноватым, а его кудри настолько туго переплетались на голове, что их невозможно было расчесать, поэтому сам композитор считал себя не слишком привлекательным для представительниц противоположного пола. Во время разговора с женщинами он краснел, быстро говорил, сбивался, у него потели ладони, и он очень стеснялся всего этого.

Жорж был опьянён тем, что Джузеппа обратила на него внимание. Но отец прислал письмо, где сообщил о болезни матери.

Бизе надо было возвращаться в Париж, он звал с собой юную невесту, но Джузеппа не могла так просто всё бросить и уехать в другую страну.

Жорж пообещал девушке, что напишет пару комических опер, заработает много денег, вернётся к ней и они станут жить как короли. Этого не произошло, композитор сам еле выживал, ему остались только воспоминания о первой юношеской любви.

Жоржу было уже 28 лет, когда в его жизни появилась опытная женщина, научившая его настоящей любви. Он познакомился с ней в поезде, это была Могадор (оперная дива Лионель, графиня де Шабрийан, писательница Селеста Винар).

Это к 42 годам женщина стала писательницей, а юность её прошла в притонах. После бурной молодости она долгое время танцевала на сцене, а потом стала писать свои романы о жизни.

При этом книжки её в парижских магазинах не задерживались, о Могадор не упоминали в обществе вслух, но об этой женщине в Париже знали все.

Вся горесть Жоржа утонула в страсти этой женщины. Он был с нею счастлив, но недолго. Тяжело было выдерживать её перепады настроения, когда Могадор была в гневе, то просыпались все её самые худшие и негативные качества.

А у Бизе была слишком ранимая душа и тонкий вкус, чтобы всё это вынести. К тому же Могадор старела, у неё появились проблемы с финансами, а помочь деньгами Жорж не мог, поэтому его любовь стала не нужна этой женщине. Но расстаться с ней он никак не мог.

Однажды во время скандала Могадор вылила на Жоржа ушат ледяной воды и выгнала на улицу.

Последствием этого стал гнойный тонзиллит, который обнаружили у него медики. С учётом того, что Жорж с детства страдал ангиной и простудами, здоровье его ухудшилось ещё больше. Композитор слёг, не мог говорить, но такие физические страдания были ничтожны по сравнению с душевными. Разрыв с Могадор, нищенское существование, провал в творчестве – Бизе подошёл к состоянию глубочайшей депрессии.

Вернуться снова к жизни ему помогла первая и единственная супруга. Немного поправившись после тяжёлой болезни, Бизе стал понемногу прогуливаться вечерами по Парижу.

Однажды, гуляя около дома своего учителя, Жорж вдруг очень сильно захотел к нему зайти. Здесь произошло знакомство Бизе с дочкой учителя Женевьевой Галеви. Между молодыми людьми завязался роман, который не был стремительным.

Отношения их развивались медленно, но уже тогда Жоржу показалось, что и в его жизни снова засветило солнце.

Женевьева и Жорж поженились в 1869 году, в 1871 у них родился единственный ребёнок – мальчик Жак. Жена окружила Бизе теплотой и заботой, хлопотала по дому, а композитор снова смог творить.

Но и эта идиллия продолжалась недолго. Вскоре Женевьеве надоели неудачи мужа. Вернувшись однажды домой раньше обычного (из-за отмены урока по причине болезни ученика), Жорж застал в гостиной жену с другим мужчиной. А когда состоялась провальная премьера оперы «Кармен», Женевьева встала и вышла из зала раньше времени. Композитор был настолько подавлен, что кинулся в холодную Сену.

Смерть

Жорж с детства страдал пороком сердца, постоянно простывал. В зрелом возрасте его здоровье только ухудшалось, добавлялись физические и душевные недуги.

После премьеры «Кармен», когда он бросился в реку, начался конец великого композитора. На следующее утро он проснулся в лихорадке. Почти четыре месяца длилась тяжёлая болезнь, Жорж оглох, у него отнялись руки и ноги, иногда к нему возвращалось сознание, но почти всё время он находился в бреду. После сердечного приступа 3 июня 1875 года композитора не стало.

Он так и не узнал, что большинство его произведений потом стали золотым фондом мировой классики, он даже ни разу не ощутил, что такое овации благодарного слушателя, композитор так и не понял подлинной ценности своих сочинений.

Такой ранний уход композитора, в самом начале своего творческого расцвета, будет признан потом невосполнимой потерей для классической музыки мира.

Источник: https://stories-of-success.ru/zhorzha-bize

Жорж Бизе: великий сын неблагодарной родины

Кто такой Жорж Бизе

Его музыка настолько неповторима, что, услышав однажды, уже невозможно её забыть. Яркость и страсть, сила и экспрессия – в одной только увертюре к «Кармен» можно услышать сотни оттенков. Но была ли жизнь автора гениальных творений такой же прекрасной, как его мелодии? Какие тайны раскрывает нам история великого Жоржа Бизе?

Только музыка!

Александр Сезар Леопольд Бизе – именно так звали будущего композитора, который родился в Париже в 1838 году. Позднее он возьмет себе своё имя, данное во время крещения – Жорж. Семью мальчика можно было назвать поистине творческой.

Его мать прекрасно играла на пианино, а отец стал учителем пения (причём, эта профессия была, скорее, призванием – соответствующего образования у него не было). Учитывая это, неудивительно, что музыка сопровождала Жоржа едва ли не с пелёнок.

Мальчик с удовольствием изучал премудрости музыкального искусства, но всё-таки он был, в первую очередь, простым ребёнком. Нередко на просьбу погулять на улице он получал решительный отказ родителей.

Заметив в нём способности, они твёрдо решили, что уже в раннем возрасте он должен добиться успеха.

Их старания принесли свой результат – когда Жоржу едва исполнилось 4 года, он уже умел играть многие классические произведения.

Между двумя искусствами

Все мечты Жоржа о беззаботном детстве потерпели крах, когда он узнал о своём зачислении в Парижскую консерваторию.

Только представьте – на тот момент ему шёл всего лишь одиннадцатый год! Конечно, поступить в таком возрасте в одно из самых престижных музыкальных учебных заведений было почётно, однако Жорж мечтал совсем о другом.

С раннего детства он увлекается чтением и мечтает о том, что когда-нибудь сможет создавать свои собственные истории, а значит, станет писателем. Мать все его робкие доводы не желала даже слушать: музыкант – и никто другой.

Уже в 10 лет он был зачислен в Парижскую консерваторию!

Вскоре Жорж побеждает на конкурсе по сольфеджио. Наградой для победителя становится возможность получать уроки у Пьера Циммермана, что тогда был известным музыкантом.

Жорж любит музыку и тогда, осознав, что не сможет связать свою судьбу с литературой, решает пойти на компромисс.

Да, он станет музыкантом, а свои произведения он будет писать для театра (где часто ставились постановки по известным литературным творениям).

Грандиозный успех

Бизе буквально бросается в музыкальную стихию. Он осваивает особенности театрального жанра и музыки для постановок, параллельно обучается игре на органе.

Он не раз побеждает на конкурсах исполнительского мастерства, а также пишет много произведений в самых разных жанровых направленностях.

При этом Бизе поражает и педагогов, и аудиторию совершенным слухом и своеобразным стилем, что заметен в его творениях.

Работы Бизе уже в студенческие годы приносят ему успех. Его первые оперетты пользуются успехом, а благодаря кантате «Кловис и Клотильда» он получает стипендию, на которую может несколько лет жить в Италии, где совершенствует своё мастерство.

Безмятежность и первые проблемы

Италия, которую Бизе посетил в 1857 году, впечатляет молодого композитора. Жизнь в этой стране становится четырьмя годами беззаботного рая и наслаждения творчеством. Необыкновенный колорит итальянской музыки Бизе привносит в свои «Воспоминания о Риме», а также пишет симфонию-кантату «Васко да Гама», где каждый аккорд пронизан трепетным отношением к истории и её великим событиям.

Увы, безмятежная пора подходит к концу вместе с завершением выплаты стипендии. На родину Бизе возвращается с немалым опытом, который почерпнул в итальянских театрах – теперь он чувствует, что готов к созданию собственного великого творения.

Однако путь к этому оказывается непростым. Бизе нужны средства к существованию, поэтому он обращается к Антуану Шудану, который являлся владельцем крупнейшего издательства.

Именно он, отметив рвение и энергию молодого музыканта, предлагает ему перекладывать музыку других сочинителей для другой интерпретации.

Работу эту совсем нельзя назвать лёгкой, а материальные трудности так и не оставляют Бизе. Многие друзья советуют композитору оставить сочинительство и давать уроки фортепиано, однако он сам хочет творить произведения.

Провалы и новые надежды

Удивительно, но первые серьёзные произведения Бизе совершенно не находили отклика публики. Ни «Искатели жемчуга», ни «Пертская красавица» не покорили сердца ценителей оперы. В 1868 году у Бизе начинаются проблемы со здоровьем, которые усугубляет участие в военном конфликте.

Вернувшись с фронта, композитор вновь приступает к своей работе. Теперь после ряда провалившихся опер он работает над той, что должна оправдать его надежды – это «Кармен», написанная по новелле П.Мериме. В 1875 году проходит её премьера. Как думаете, приняла ли её французская публика? Это звучит ошеломляюще, но – нет. Более того – она стала считаться самым грандиозным провалом музыканта.

Творение, которому Бизе посвятил все силы своей души, терпит крах. Гневные отклики критиков и недовольная публика становятся «контрольным выстрелом» в сердце композитора. Он не выдерживает этого потрясения и умирает в этот роковой, 1875 год.

Через пару месяцев Венская опера потрясёт мир постановкой «Кармен», после чего имя Жоржа Бизе станет бессмертным, а его музыка никогда не утратит своей популярности.

Увы, сам автор гениального творения так и не смог дожить до собственного блистательного триумфа.

Судьба Жоржа Бизе является не только трагической, но и поучительной. Часто ли мы осознаём ценность того, что создано человеком? Ведь так просто растоптать надежды и мечты, не задумываясь о последствиях.

Искушённая парижская публика была ослеплена собственным тщеславием, а потому просто не смогла увидеть того, кто станет гением вне времени, прославив свою неблагодарную родину.

И всё равно в музыке Бизе есть свет и надежда, а главное – страсть к жизни, которая была вечным проводником композитора.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5c3f3c3279b46c00a959f8b8

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: