Методика Рене Жиля: цели и особенности проведения

Методика Рене Жиля: описание, примеры

Методика Рене Жиля: цели и особенности проведения

Методика Рене Жиля предназначена для анализа социальной приспособленности детей. Она также позволяет анализировать взаимоотношения между ребенком и окружающими людьми. Методика Рене Жиля позволяет изучать черты личности, некоторые поведенческие характеристики.

Особенности теста

Фильм-тест способствует получению информации, которая существенно дополняет представление о внутреннем мире младшего школьника.

Методика Рене Жиля – отличный материал для выявления конфликтных моментов в системе межличностных отношений школьников. Она позволяет педагогу воздействовать на подобные отношения, оказывать влияние на последующее развитие личности ребенка.

Специфика материала

Методика Рене Жиля для младших школьников является визуально-вербальной. Тест включает в себя 42 картинки, на которых изображены взрослые и дети.

Также методика межличностных отношений Рене Жиля предполагает 17 тестовых заданий, на выполнение которых ребенку дается не более тридцати минут. Данный материал предназначен для обследования детей в возрасте от 4 до 12 лет.

Инструкция

Как проводится методика межличностные отношения ребенка Рене Жиля? До начала процедуры обследования ребенку говорится о том, что он должен будет давать ответы на вопросы по тем картинкам, которые ему будет демонстрировать педагог-психолог. Малыш внимательно рассматривает рисунки, читает или слушает вопросы, потом на них отвечает.

Методика Рене Жиля является вариантов изучения учеников 2-3 классов. Так как они владеют навыками чтения, не предполагается предварительного ознакомления с инструкцией, ребята самостоятельно выполняют задания, ознакомившись с требованиями теста.

Методика Рене жиля для младших школьников предполагает серьезную подготовку со стороны педагога. Изначально психолог готовит большое количество листов с тестовыми заданиями, затем тратит достаточное количество времени на перенос результатов в специальный бланк регистрации результатов.

Проведение исследований у малышей

Методика Рене Жиля для дошкольников предполагает чтение вслух педагогом вопросов теста. Предполагается и дополнительное вербальное пояснение тех действий, которые должны будут предпринимать малыши. Ответ ребенка в таком случае может быть вербальным либо в виде указания, то есть, не предполагается расходования к методике тестовой тетрадки.

Методика Рене Жиля предполагает выбор ребенком своего места среди людей, изображенных на картинке. Также среди заданий – идентификация себя с определенным персонажем, который занимает в предлагаемой на изображении группе какое-то место.

Методика Рене Жиля – стимульный материал для определения уровня развитости межличностных отношений в детском коллективе (группе).

Ребенку в тестовых заданиях нужно выбрать привычную для него форму поведения. Часть заданий выстраивается по типу социометрических вопросов.

Итак, методика Рене Жиля для школьников дает возможность получать информацию об отношении конкретного ребенка к различным людям, окружающим его: родителям, друзьям, окружающим явлениям.

Психологи считают рациональным проведение только индивидуальной формы подобного тестирования. Результат методики Рене Жиля – получение четкого понимания комфортного пребывания малыша в обществе.

Это нужно знать

Для получения реальных результатов важно проводить тест без присутствия посторонних лиц, включая и родителей малыша.

Нежелательно до завершения опроса углубляться в родственные и иные отношения ребенка с теми людьми, которых он упоминает при ответах на вопросы психолога, чтобы не акцентировать внимание на них. Лучше после завершения тестовой части поинтересоваться, кем они приходятся малышу, почему именно о них он вспомнил, рассматривая изображения.

Дополнительный материал

Предлагаем некоторые материалы Рене Жиля, разработанные специально для детей начальной школы с целью анализа х отношений между школьниками. В наши дни есть множество ее вариаций. Предлагаемая интерпретация методики Рене Жиля рассчитана для детей детского сада и начальной школы.

  1. На картинке стол, за которым находится несколько людей. Обозначь крестиком то место, где находишься ты.
  2. Теперь размести вокруг себя и стола других людей. Кто они для тебя? Мама, отец, бабуля, дедуля, братик,сестричка, подруга, товарищ.
  3. На рисунке стол, в его центре находится человек, что тебе хорошо знаком. Куда бы сел ты?
  4. Кто этот человек для тебя?
  5. Представь, что каникулы вместе с семьей ты проводишь у людей, владеющих большим домом. Твоя семья разместилась в нескольких комнатах. Подбери помещение для себя, брата, мамы, сестры, папы.
  6. Обозначь крестиком ту комнату, что ты выбрал для себя.
  7. А теперь обозначь те помещения, где бы ты хотел разместить своих родных: маму, брата, сестру, папу.
  8. Ты снова в гостях. Крестиком покажи комнаты близких людей и свою комнату.
  9. Принято решение о преподнесении одному человеку оригинального сюрприза. Ты бы хотел, чтобы это сделали? Кому именно? Или тебе все равно?
  10. У тебя есть возможность уехать отдыхать на несколько дней. Есть одно условие – ты можешь пригласить с собой только одного человека, который тебе очень дорог. Кого ты возьмешь?
  11. Расскажи о том человеке, которого бы ты пригласил с собой в это увлекательное путешествие.
  12. Представь себе, что ты потерял то, что тебе очень дорого. Кому в первую очередь ты постараешься рассказать о такой неприятности?
  13. У тебя заболел зуб, и предстоит визит к стоматологу, чтобы удалить больной зуб. Ты отправишься к врачу один?
  14. Если ты решил идти не один, кого ты возьмешь с собой?
  15. Ты отлично справился с контрольной работой. Кому ты расскажешь о своем результате первым?
  16. Представь себе, что ты на загородной прогулке. Поставь крестик в том месте, где ты находишься.
  17. Ты отправился на новую прогулку. Обозначь, где теперь находишься ты.
  18. А теперь попробуй на рисунке изобразить не только себя, но и разместить несколько других людей. Подпиши (расскажи) о тех людях, которые прогуливаются вместе с тобой.
  19. Представь себе, что тебе и нескольким другим людям вручили подарки. У кого-то подарок оказался гораздо лучше, чем у тебя. Кого бы ты хотел на этом месте видеть? Или тебе абсолютно все равно, кто это будет?
  20. Тебе предстоит дальняя дорога, придется уехать далеко от своих любимым и родным людей. По кому из них ты будешь тосковать больше всего? Расскажи (напиши ниже).
  21. Представь себе, что твои друзья пошли на прогулку. Поставь крестик там, где сейчас находишься ты.
  22. С кем тебе нравится играть? С ребятами, которые младше тебя, старше, или со своими ровесниками? Выбери один из трех вариантов ответа.
  23. На картинке ты видишь площадку для игр. Крестиком обозначь то место, где ты будешь играть.
  24. А вот твои товарищи, которые из-за правил игры поссорились. Покажи крестиком то место, где ты.
  25. Кто-то из ребят специально тебя толкнул, и ты упал. Что предпримешь ты? Начнешь плакать от обиды? Пожалуешься своему воспитателю? Не скажешь ни слова? Или сделаешь товарищу замечание?
  26. На рисунке человек, которого ты отлично знаешь. Он что-то рассказывает тем людям, что сидят на стульям. Кто он?
  27. Ты тоже находишься среди них. Крестиком обозначь то место, где сидишь ты.
  28. Насколько часто ты помогаешь своей маме? Редко? Постоянно? Выбери один из вариантов ответов.
  29. Вокруг стола ты видишь несколько людей. Один из них пытается что-то объяснять остальным собеседникам. Среди них есть и ты, обозначь себя крестиком.
  30. Ты вместе с товарищами на прогулке, а какая-то женщина пытается что-то вам объяснить. Поставь крестик там, где находишься ты.
  31. Все на прогулке расположились на траве. А где на картинке ты? Поставь крестик в том месте, где ты.
  32. На рисунке люди, наблюдающие за интересным представлением на сцене. Покажи крестиком, где ты.
  33. Кто-то из товарищей над тобой смеется. Ты заплачешь от обиды? Будешь смеяться над ним? Пожмешь плечами? Или начнешь обзывать и бить его? Выбери один и вариантов.
  34. Что ты будешь делать, если начнут смеяться над твоим другом? Будешь бить обидчика? Посмеешься над ним? Будешь плакать? Останешься равнодушным? Выбери тот вариант, который тебе подходит.
  35. Другой ребенок без разрешения взял твою ручку. Что ты будешь делать? Заплачешь? Посмеешься над ним? Будешь его бить и обзывать? Останешься равнодушным? Выбери один ответ.
  36. Ты играешь в шашки и проигрываешь. Что станешь делать? Начнешь плакать? Продолжишь игру? Будешь нервничать? Подчеркни один из вариантов.
  37. Папа не разрешает тебе идти на прогулку. Ты заплачешь? Обидишься? Запротестуешь? Пойдешь гулять без разрешения? Какой ответ ближе тебе?
  38. Маме не пускает тебя гулять с друзьями. Как будешь действовать ты? Запротестуешь? Заплачешь? Обидишься? Пойдешь на прогулку без маминого разрешения? Выбери тот вариант, который ближе тебе.
  39. Учитель поручил тебе следить за классом на время его отсутствия. Справишься ли ты с такой ответственностью?
  40. Ты вместе с семьей отправился в кинотеатр, где находится много свободных мест. Куда бы сел ты?
  41. А какие места отведешь для остальных членов своей семьи?
  42. Кого ты не хочешь видеть рядом с собой?

Регистрационный лист

Методика Р. Жиля позволяет анализировать отношение ребенка к друзьям, родственникам. Ее результат позволяют выявлять поведенческие характеристики.

Отношение к маме психолог оценивает по тем ответам, которые были даны ребенком на 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 вопросы.

Взаимоотношения с отцом выявляются по 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 вопросам.

Отношение ребенка к родителям (маме и папе в совместной родительской чете) выявляется в ответах на 1,3, 4, 6-8, 13-14, 17, а также 40-42 вопросы.

Взаимоотношения с сестрой (братом) выявляются во 2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42 вопросах, а к бабушке (дедушке) – во 2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 заданиях.

Любознательность школьника демонстрируется по ответам, данным в 5, 26, 28, 29, 31, 32 вопросах.

Коммуникативные характеристики ребенка определяется в 4,8, 17, 20, 22-24, 40 вопросах. Лидерские качества видны по 20-24, 39 заданиям, а конфликтность и агрессивность выявляются в 22-25, 33-35, 37, 38 вопросах.

Тревожным сигналом являются положительные ответы на вопросы 7-10, 14-19, 22, 24, 30, 40-42.

Проективная психодиагностика

Вопросник Рене Жиля является некой формой, которая представляет собой переходное состояние между проектными тестами и обычной анкетой. Именно в этом ее основные преимущества.

Подобную методику можно применять в качестве инструмента для серьезного изучения личности ребенка дошкольного либо школьного возраста, а также для проведения исследований, связанных со статистической обработкой результатов.

Принципы методики

«Фильм-тест» Р. Жиля базируется на принципе «проекции» – личностные взаимоотношения, которые выступают в качестве прямых или косвенных установок, поведенческих проявлений, которые переводятся в тестовую ситуацию, не вызывают у ребенка защитных реакций.

Также в методике применяется принцип «символьной линейности» – эмоционального барьера между разными людьми через линейные расстояния в предлагаемой ситуации.

Поскольку испытуемому необходимо выбирать место для себя, своих друзей и родных, формируется эмоциональное отношение к окружающим людям.

Обследование ребенка не предполагает подробного рассказа, методика ограничивается только выбором его места на предлагаемых изображениях, определении расстояния между людьми.

Подводим итоги

Для психологов, учителей, родителей важна информация о межличностных отношениях в детском (классном) коллективе, а также о взаимопонимании между ребенком и его родителями, сестрами, братьями, бабушками, дедушками. Для получения полной картины подобных отношений подходит анкета Р. Жиля.

Тестовые задания, предлагаемые в вопроснике, связаны с «познавательной инициативностью», «пытливостью», «познавательной направленностью».

Заключение

Именно в 4-8-летнем возрасте для ребенка важны взаимоотношения со сверстниками. От того, насколько успешно сложатся такие отношения, зависит развитие коммуникативных качеств ребенка.

рассмотренная методика является отличным способом определения межличностных отношений в коллективе, в семье, помогает педагогам и психологам своевременно определять проблемы, возникающие у ребенка, находить способ их устранения.

Несмотря на то многообразие психологических тестов, которое существует в настоящее время в педагогике, французская методика считается одной из самых простых, удобных, понятных вариантов выявления межличностных отношений, а потому используется во многих дошкольных и школьных учебных заведениях. Ключ к вопросам понятный, удобный, поэтому результаты диагностики легко поддаются расшифровке.

Источник: https://FB.ru/article/84581/metodika-rene-jilya-tseli-i-osobennosti-provedeniya

Методика Рене Жиля

Методика Рене Жиля: цели и особенности проведения

Цель теста – исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка. Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.

Описание теста

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Тестовый материал

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
/p>

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши.

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

16. Где ты на этот раз?

17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

32 Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь.

37. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Ключ к тесту

Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 – «отношение к матери» – их 20) и номера этих заданий.

Название шкалы Номера заданий Количество заданий
Отношение к матери1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-4220
Отношение к отцу1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-4220
Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители»)1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-4212
Отношение к братьям и сестрам2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 4218
Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам 2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 4116
Отношение к другу, подруге4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 4014
Отношение к учителю, воспитателю5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 4012
Любознательность5, 26, 28, 29, 31, 326
Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей»)4, 8, 17, 20, 22-24, 408
Стремление к доминированию или лидерству в группе детей20-24, 396
Конфликтность, агрессивность22-25, 33-35, 37, 389
Реакция на фрустрацию25, 33-387
Стремление к уединению, отгороженность7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-4218

Методика предполагает преимущественно качественный анализ ответов испытуемого. Поэтому можно интерпретировать исходя из ответов респондента на вопросы соответствующих шкал.
Интерпретацию вы найдете в статье “Применение теста Рене Жиля”, или в публикации “Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью “Фильм-теста” Рене Жиля” (Вопросы психологии. М., 1997. №1. С.55-62.)

Источник: vsetesti.ru

Источник: https://www.child-psy.ru/tests/233.html

Методика Рене Жиля — как оценить особенности личности дошкольника?

Методика Рене Жиля: цели и особенности проведения

Предназначением данной тестирующей методики является исследование приспособленности ребёнка к адаптации в социуме, особенностей сферы его межличностных отношений, его субъективного восприятия коммуникаций внутри семьи (между ним и родственниками, а также и родственников между собой), а также кое-каких характеристик его поведенческих реакций.

Тестирование по данной методике позволяет диагностировать зоны конфликтов в системе межличностных коммуникаций исследуемого. Таким образом появляется возможность повлиять на дальнейшее личностное развитие тестируемого, воздействуя на особенности этих отношений.

Характерная особенность данной методики в том, что схематичность и простота её не только существенно упрощают тестирование для исследуемых детей, но и способствуют её формализации. Метод позволяет оценить результаты психологического исследования как качественно, так и количественно.

Шкалы, используемые методикой

  • взаимоотношения с матерью;
  • отношение к отцу;
  • эмпатия с матерью и отцом, как парой родителей (немаловажный параметр для глубокого анализа внутрисемейных межличностных отношений);
  • взаимодействие внутри семьи собратьями и сёстрами (если таковые имеются);
  • как испытуемый относится к друзьям;
  • Отношение к педагогу, учителю;
  • любознательность;
  • коммуникабельность;
  • склонность быть лидером;
  • склонность к агрессивности.

Показатели, устанавливаемые при помощи теста-методики Рене Жиля

  • отношение к маме;
  • отношение к папе;
  • степень восприятия исследуемым матери и отца как пары родителей;
  • взаимоотношения с братьями и сёстрами;
  • отношение к таким родственникам, как дедушки и бабушки;
  • взгляд тестируемого на взаимоотношения с друзьями и сверстниками;
  • отношение исследуемого к воспитателю, педагогу, учителю;
  • степень любознательности; в контексте данной методики данный параметр может быть охарактеризован как «близость к рассказывающему что-либо человеку, педагогу или другому взрослому», а не как в обыденности, «пытливость», «направленность на познание», «любопытство»;
  • стремление исследуемого к общению и взаимодействию как в небольших группах и компаниях, так и в больших коллективах;
  • наклонности его к доминированию, лидерские качества, стремление руководить, организаторские способности;
  • степень агрессивности, склонность идти на конфликт, или, напротив, способность избежать, обойти его;
  • склонность к уединению («отгороженность», «отчуждённость») — этот показатель, как выяснилось в ходе анализа многочисленных результатов теста, положительным образом коррелирует с уровнем интеллекта; таким образом, «уединённые», «отгороженные» по, результатам теста, дети являются по итогам того же теста наиболее интеллектуально развитыми; они более независимы не только в системе межличностного, межчеловеческого взаимодействия, но и в системе взаимоотношений «человек — предметный мир»;
  • напротив, стремление, склонность к нахождению в обществе.

Описание методики тестирования

Диагностическая методика относится к разряду визуально-словесных и представляет собой комплекс из 42 заданий, среди которых 17 тестовых заданий и 25, сопровождающиеся картинками, изображающими детей и взрослых. Каждая из картинок сопровождается кратким текстовым пояснением изображённой ситуации, а также вопросами, на которые должен ответить исследуемый ребёнок.

Рассматривая предложенные ему рисунки, ребёнок должен отвечать на поставленные перед ним вопросы, либо показывать на картинке выбранное для себя место в соответствии с поставленным заданием, либо, если это подразумевается в задании, выбирает один из предложенных вариантов ответа.

Исследующий может сопровождать диагностическое мероприятие беседой с ребёнком или рекомендациями. В ходе беседы есть возможность уточнить некоторые ответы, попросить ребёнка изложить более подробно причины осуществления его выбора или обосновать их; выяснить возможное существование некоторых «щекотливых» моментов его жизни; фактический состав семьи.

Данная методика диагностики особенностей личности может быть применена для обследования детей в возрасте от 4 до 12 лет. Однако в случае выраженного инфантилизма или при задержке психического развития может использоваться при работе с детьми более старшего возраста.

Суть заданий теста

  1. Задания, снабжённые картинками, изображают, как правило, предполагаемую семью или круг друзей испытуемого; ему же предоставляется возможность выбрать, какое место он занимает в компании, или место, которое он занял бы за общим столом относительно родителей или других родственников.

    Таким образом определяется, каким видит себя ребёнок в составе семьи, как оценивает свою значимость.

  2. Другие задания предписывают «разместить» на рисунке за столом членов семьи в порядке, который ребёнок сочтёт нужным.

  3. Аналогичные задания, помогающие определить положение ребенка в семье, предполагают ситуации, в которых ребёнок должен выбрать комнату для себя и родственников в доме, или комнату, в котором хотел бы жить в доме знакомых.
  4. Группа задач, выявляющих способность к коммуникации ребёнка с людьми, содержит вопросы о том, какой подарок ребёнок хотел бы преподнести другу или близкому человеку, кого из родных или знакомых он хотел бы взять с собой на отдых, с кем из знакомых ему людей или родственников поделился бы сокровенным секретом или радостью.

    Описана даже такая ситуация, как поход к стоматологу — кого ребёнок выбрал бы в качестве сопровождения? Или пошёл бы один?

  5. Ответы на такие вопросы помогут тестирующему оценить, как относится ребёнок к каждому из родственников, чью помощь и поддержку ценит больше, чьё внимание ему наиболее важно.
  6. Важную роль в диагностике личности по методике Р.

    Жиля является и оценка ребёнком своих взаимоотношений с друзьями. Поэтому часть заданий в тесте Р. Жиля охватывает и эту сферу. Одни вопросы подразумевают выбор одной из предложенный форм поведения в описанной ситуации, другие же предполагают, что исследуемый сам формулирует ответ на поставленный вопрос.

  7. Вопросы-пояснения к рисункам на эту тему предлагают тестируемому обозначить его положение в компании играющих на площадке друзей, или заставляют его задуматься, кому из своих друзей он хотел бы подарить самый лучший подарок.
  8. Вопросы, содержащие ситуационные задачи, касающиеся взаимоотношений между детьми помогут оценить способ данного ребёнка реагировать на различные ситуации. Например, испытуемому предлагается ответить, как он будет реагировать на смех и издёвки одного из товарищей, как данный субъект отреагировал бы на свой проигрыш в игре, как выражает своё недовольство или как реагирует на запреты каждого из родителей.

Общим заключением является степень социальной адекватности поведенческих реакций исследуемого, а также психологические и социальные факторы, способные эту адекватность нарушить.

Интерпретация

Данные, характеризующие сферу личностных отношений ребёнка, которые можно получить с помощью теста Рене Жиля, подразделяются на две большие группы.

  1. Переменные, указывающая на конкретно-личностные отношения ребёнка с другими людьми: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как паре родителей, отношение к братьям и сёстрам, отношение к бабушке и дедушке, а также другим взрослым родственником, отношение к друзьям, учителям, воспитателям.
  2. Переменные, характеризующие особенности личности самого ребёнка: любознательность, стремление к коммуникации в больших группах детей, стремление к доминированию, лидерству в группе детей, конфликтность и агрессивность, реакцию на фрустрацию, стремление к уединению.

Отношение к каждому из лиц, упомянутых в вопросах, выражается в количестве выборов данного лица при ответах на соответствующие вопросы теста.

Тест Жиля, по сути, является неким промежуточным вариантом между анкетированием и проективным тестом.

Такие тесты могут использоваться в качестве средства для глубокого личностного анализа, а также для исследований, которые требуют дальнейшей аналитической статистической обработки.

Источник: https://psiho.guru/metodiki/metodika-rene-zhilya-dlya-diagnostiki-lichnosti-doshkolnikov.html

Стройка. Инструменты и материалы. Элементы и конструкции. Трубы. Балкон и лоджия

Методика Рене Жиля: цели и особенности проведения

Осуществить многогранную психологическую диагностику младших школьников помогут разнообразные методики, которые будут одновременно интересны детям и не приведут к интеллектуальному и эмоциональному перенапряжению.

Исследование на основе методики рене Жиля окажет существенную помощь в формировании более глубокого понимания внутреннего мира ребёнка, его потребностей и психологических проблем.

В дальнейшем полученные данные помогут специалистам определить важные направления профилактических и коррекционных мер психологического воздействия на развивающуюся личность ребёнка.

Сущность методики тестирования Рене Жиля для школьников младших классов: цели, способы, результат

Полупроективная визуально-вербальная методика «Фильм-тест» Рене Жиля используется в диагностике уровня социально-психологической адаптации ребёнка, особенностей его взаимоотношений с окружающими людьми, а также для выявления доминирующих черт характера и приоритетной поведенческой модели.

Методика была презентована Рене Жилем в 1959 году, её цель была определена как исследование личности ребёнка.

Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке, начиная с той минуты, когда ребёнок почувствовал своё «я» и отделил себя от окружающего мира.

Писарев Д. И.

Отечественный адаптированный вариант тестирования был предложен И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой в 1972 году и приобрёл известность и признание у профессиональных психологов как «Фильм-тест» Р. Жиля. Преимуществом этой методики является её промежуточная форма между анкетированием и тестами проективного характера.

Принципы «Фильма-теста»:

  • Проективный перенос – глубинные стереотипы и поведенческие мотивы проявляются прямо или опосредованно в проигрывании тестовой ситуации, не провоцируя при этом защитной реакции тестируемого.
  • Символическая линейность – прямые расстояния между персонажами, изображёнными на картинке в вымышленной ситуации, обнаруживают эмоциональную дистанцию в отношениях с реальными людьми. Выбор короткой, близкой дистанции свидетельствует о положительном характере эмоциональных связей.

Методика широко используется школьными психологами при диагностике детей в возрастном диапазоне от четырёх до двенадцати лет, но в случаях наблюдаемого инфантилизма или отсталости психоэмоционального развития допускается применение и в более старшем возрасте.

Стоит учитывать, что тестирование одиннадцатилетних детей резко утрачивает характер проективности, поскольку ответы приобретают прямолинейный характер.

Особую эффективность исследование продемонстрировало в процессе работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, так как от ребёнка не требуется развёрнутого ответа, специалисту достаточно знать его выбор на карточке с изображением конкретной ситуации, расстояние, которое определяет для себя ребёнок от нарисованных объектов, его поведенческие приоритеты.

Наиболее значимым диагностическим плюсом теста является широкий диапазон социально-психологических характеристик ребёнка:

Методика предлагает тринадцать показателей и аналогичное количество шкал:

  1. «Отношение к матери»;
  2. «Отношение к отцу»;
  3. «Отношение к обоим родителям», «Родители как чета»;
  4. «Отношение к братьям и сёстрам»;
  5. «Отношение к дедушке и другим родственникам»;
  6. «Отношение к другу»;
  7. «Отношение к учителю»;
  8. «Любознательность»;
  9. «Стремление к доминированию»;
  10. «Стремление к общению в больших группах детей»;
  11. «Конфликтность, агрессивность»;
  12. «Реакция на фрустрацию», «Социальная адекватность поведения»;
  13. «Стремление к уединению, отгороженность».

теста: ребёнку предлагают внимательно рассмотреть сюжетные картинки, ответить на сопровождающие их вопросы, определиться с местом своего «я» на рисунке, рассказать о своей реакции на происходящие события и выбрать сценарий своего поведения.

Исследователь во время проведения тестирования беседует с ребёнком, уточняет ответы, просит подробнее рассказать о причинах того или иного выбора, осуществлённого испытуемым, узнаёт информацию о членах семьи и других персонажах, которые изображены на карточках, но не определены (важно фиксировать порядок, в котором ребёнок их называет).

Помимо тестирования самого ребёнка некоторые исследователи предлагают активно сотрудничать с родителями, обращаясь к ним с просьбой предположить и показать позиции, которые предпочёл бы их ребёнок («какое бы место выбрал ваш сын или ваша дочь»). Таким образом, психолог получает расширенную информацию по поводу представлений родителей о характере отношений их ребёнка с окружающим миром. Отмечается высокий уровень несовпадений ожиданий родителей и реального выбора их ребёнка.

«Фильм-тест» очень популярен в практике консультирования, поскольку помогает не только выявить проблемы, но и проследить дальнейшую траекторию результативности психологической терапии.

Специалисты рекомендуют вместе с методикой Рене Жиля использовать графический тест «Рисунок семьи», который поможет уточнить показатели отношений ребёнка с родственниками, что сделает итоговые выводы более достоверными и объективными.

Проведение исследования

Тест является эффективным инструментарием, помогающим установить контакт с ребёнком и выстроить доверительное взаимодействие. Порядок проведения тестирования:

  1. Психолог предлагает внимательно рассмотреть рисунки, изображающие вполне знакомые и понятные ребёнку ситуации, прочитать задание (при слабом владении техникой чтения ученикам первого-второго класса задание поможет прочитать взрослый).
  2. Ребёнок озвучивает своё решение или показывает позицию, наиболее приемлемую для него в конкретном эпизоде.
  3. С помощью дополнительных уточняющих вопросов психолога ребёнок сопровождает свой выбор рассказом, моделирующим и объясняющим его поведение.
  4. Выбор ребёнка в виде графической отметки фиксируется психологом или самим тестируемым в стандартном бланке карточек стимульного материала, в дальнейшем этот бланк не используется, особенно если речь идёт о групповом варианте методики.

Рекомендуется использовать рабочую тетрадь для схематичного изображения тестовых ситуаций и упражнений. В таком своеобразном тестовом блокноте со слов ребёнка исследователь отмечает его выбор и делает записи-комментарии о сопутствующих репликах и поведении ребёнка, в этом случае бланки стимульного материала не используются.

Пример схематичного оформления тестового задания.

Стимульный материал.

Авторский комплект стимульного материала включает 69 карточек с изображением стандартных жизненных ситуаций, которые могут быть важны для ребёнка, а также задания в форме тестов. Русифицированный вариант насчитывает сорок два задания (двадцать пять из них в виде карточек с картинками, а семнадцать представлены в качестве тестовых заданий).

Рисунки не передают информацию об эмоциональном настрое изображённых фигурок. Стимульные карточки лишь схематично передают расположение изображённых людей и оставляют за испытуемым право самостоятельно «наполнить эмоциями» лицо любого персонажа.

Все эпизоды условно можно отнести к трём примерно равноценным группам, каждая из которых соответствует определённому типу взаимодействия между тестируемым и объектами на картинке:

  • отношения ребёнка со взрослым окружением (1, 3, 7, 14, 26, 27, 28, 29, 32, 37, 38, 41);
  • взаимодействие со сверстниками (20, 21, 22, 23, 24, 25, 33, 34, 35, 39);
  • тестируемый одновременно выстраивает взаимоотношения с детьми и взрослыми (2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 30, 40, 42).

Тестирование применяется как в индивидуальном, так и коллективном формате, однако, стоит заметить, что индивидуальное общение позволяет полнее отследить разнообразные реакции и получить более подробную и ценную информацию, повышающую уровень валидности итоговых выводов исследования.

На практике психолог сталкивается с различной реакцией детей на тестирование: некоторые из них общаются непринуждённо и с интересом, другие же предпочитают свои ответы зафиксировать письменно и не вступать в вербальный контакт с исследователем.

Стоит проявлять деликатность и уважать право выбора ребёнком способа проведения обследования.

Обработка результатов тестирования и итоговые выводы

Построение профиля базируется на внимательном прочтении и творческой интерпретации каждого тестового сюжета. Оформление итоговых выводов проходит три этапа.

Этап 1. Создание профиля взаимоотношений ребёнка с окружающими его личностями.

Исследователь работает в системе координат, состоящей из двух параметров:

  • номер задания по шкале, например, шкала № 2 «Отношение к отцу»;
  • задания, относящиеся к этой шкале по таблице, например, к шкале № 2 относятся двадцать вопросов.

Если ребёнок выбирает позицию в непосредственной близости к отцу, то такой выбор даёт основание исследователю зафиксировать положительную эмоциональную реакцию на личность отца. Заполнение проводится в соответствии с ключом.

В шкалах под номерами от одного до семи обычно выбор осуществляется в пользу одного персонажа, поэтому значок положительной реакции заносится в одну из шкал, связанных с этим заданием. Если ребёнок позиционирует себя между нарисованными фигурками родителей, то отметка положительного восприятия заносится в шкалу № 3 («Отношение к родителям как к чете»).

Этап 2. Создание профиля, раскрывающего личностные характеристики испытуемого.

Шкалы № 8, 9, 10, 11, 13 раскрывают особенности характера личности испытуемого (стремление к приобретению новых знаний, общительность, склонность к конфликтным ситуациям, отстранённость).

Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что некоторые задания могут положительно оцениваться одновременно по нескольким параметрам, то есть позиция, выбранная ребёнком, может иметь многозначную интерпретацию.

Карточка № 22 Это игровая площадка. Определи и отметь значком свою позицию на рисунке. Расскажи о происходящих на картинке событиях.

Если испытуемый выбирает фигурку в центре событий и описывает свои активные действия, например, такими словами: «Я объясняю правила игры», то его поведение получает положительную оценку одновременно в шкалы, относящиеся к общительности (№ 9) и проявлению лидерских качеств (№ 10).

В случае если в ответе ребёнка присутствует агрессивная интонация, например, «Из-за меня началась драка, это я её начал», к положительным знакам напротив позиций № 9 и 10 добавляется «+» в шкалу № 11, обозначающей склонность к проявлению агрессии, повышенную конфликтность поведения.

Таблица соответствия шкал и заданий.

Этап 3. Анализ поведенческой реакции ребёнка (шкала № 12).

Разработчики теста предлагают обратить внимание на такие варианты реакции на ситуацию фрустрации:

  • демонстративно-агрессивную, направленную вовне и выражающуюся в раздражительности, враждебности, гневе, злобе, крике, физическом и психологическом насилии, активном протесте, оскорблении и сарказме и т. д.;
  • скрыто-страдальческую – обида, отчуждённость, плачь;
  • спокойно-адекватную – нейтральная, уравновешенная и умиротворённая линия поведения.

Во время анализа результатов исследования оценивается уровень социальной адекватности поведения ребёнка, а также моменты, искажающие эту адекватность. И. Н. Гильяшева и Н. Д. Игнатьева считают, что ребёнок социально адаптирован и умеет сдерживать и контролировать негативные эмоциональные всплески в случае проявления уравновешенной, нейтральной реакции на ситуацию фрустрации.

Пример ответов по шкале № 12

В результате анализа ответов респондента можно прийти к выводу, что у ребёнка в равной мере присутствуют агрессивные и страдальческие реакции за исключением сферы отношений с матерью. Область контактов со сверстниками демонстрирует напряжённость и конфликтность, но во время взаимодействия с матерью ребёнок умиротворён и покладист.

Стоит обратить особое внимание на то, что в шкалу № 12 фиксируют положительную реакцию исключительно в случае нейтрального поведения, агрессивные реакции заносятся в шкалу, обозначающую конфликтность, реакции страдания не регистрируются.

Ситуация, предлагаемая заданием № 35, классифицируется как спорная, поскольку она не предполагает вариант адекватной реакции:

  • Товарищ взял твою ручку без разрешения.Что ты будешь делать?
    • Плакать?
    • Жаловаться?
    • Попытаешься отобрать?
    • Начнёшь его бить?

Статистический анализ детских ответов приводит к выводу, что большинство респондентов вне зависимости от гендерных различий склоняются к варианту «отобрать». Исследователи полагают, что этот ответ можно считать нормой для данной возрастной категории, поэтому ребёнок получает положительную оценку одновременно в шкалы фрустрации и конфликтности.

Пример заполнения показателей теста.

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты. Шкала №1 – (+); Шкала №2 – (0); Шкала №3 – (0)
  2. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты. Шкала №1 – (+); Шкала №2 – (0); Шкала №4 – (+); Шкала №5 – (0)
  3. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты. Шкала №1 – (+); Шкала №2 – (0); Шкала №3 – (0)
  4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (например: папа, мама, брат, сестра, бабушка и другие родственники; или: друг, подруга, товарищ, одноклассник. Кого хочешь). Шкала №1 – (+); Шкала №2 – (0); Шкала №3 – (0); Шкала №4 – (0); Шкала №5 – (0); Шкала №6 – (0); Шкала №9 – (0)

Источник: https://ankonn.ru/psihologicheskoe-zaklyuchenie-po-metodike-rene-zhilya-chto-vhodit-v-komplekt-metodiki/

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: