Наскальные рисунки: привет из прошлого

Наскальные рисунки в пещере Ласко (Франция)

Наскальные рисунки: привет из прошлого
povod_poigratozero_chad

12 сентября 1940 года четверо французских подростков случайно наткнулись на узкое отверствие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния.

Они решили, что это выход из подземного хода, ведущего к находящимся неподалеку руинам замка, и надеялись отыскать там клад.

Но когда они попали внутрь и увидели огромные рисунки на стенах, они поняли, что это не просто подземный ход, и сообщили о своей находке учителю. Так была открыта пещера Ласко.

Все стены пещеры были сплошь покрыты удивительными рисунками животных – быков, зубров, носорогов, лошадей, оленей, даже единорога, нарисованными охрой, сажей и мергелем (горная порода, вроде глины) и обведенными темными контурами. Часть рисунков были в натуральную величину!

Ученый А.Брейль провел в этой пещере несколько месяцев, делая всевозможные измерения и изучая первобытную живопись. Поначалу искусствоведы сомневались в подлинности рисунков, но тщательная экспертиза отвергла всяческие подозрения в подделке, и возраст изображений был оценен в 15 тысяч лет.

Очень скоро в пещеру Ласко стало приезжать множество туристов и вскоре ученые заметили, что рисунки начинают медленно разрушаться. Это происходило из-за избытка угликислого газа, который выдыхали люди, посещавшие пещеры. Вскоре в пещеру Ласко перестали пускать туристов и законсервировали ее, а рядом с ней была создана ее копия – Ласко II.

Она представляет собой бетонное сооружение, внутри которого точно воспроизвели наскальные изображения выбранных частей Ласко.

Нам с Осей очень понравилось, что на официальном сайте можно совершить виртуальное путешествие по пещере.

В некоторых местах можно остановиться, приблизить рисунок, рассмотреть его и прочитать о нем небольшой текст (русского языка на сайте нет, зато есть английский). Вот сайт: http://www.lascaux.culture.fr/#/en/02_00.xml

Фигуры зверей нарисованы преимущественно в профиль, в движении. Интересно, что когда в одной сцене скапливается сразу несколько животных, разного размера и разных цветов, и при этом нарисованны так, чтобы одна фигура накладывалась на другую, то создается ощущение мультфильма, если двигать окошко на сайте.

Наверное, так же эффект будет, если двигаться рядом с этими рисунками с фонарем в руках, жалко, что мы не можем проверить :) На стенах пещеры встречается одно единственное изображение человека: тут можно увидеть четыре фигуры, объединенные в одно композиционное пространство – пронзенный копьем бизон, лежащий человек, маленькая птичка и нечеткий силуэт удаляющегося носорога.

Бизон стоит в профиль, но голова его повернута к зрителю. Человек изображен схематично, как на детских рисунках. Все нарисовано жирной черной линией и не заполнено цветом.

Ученые до сих пор спорят, что именно изображено на этом рисунке: бизон убил человека, а насорог нанес смертельную рану бизону? Или все наоборот? Я показала Осе вот такую картинку и рассказала о том, что краски тогда были минеральные. Основу черной краски составлял марганец, а красной — окись железа.

Кусочки минералов растирали в порошок на каменных плитах, либо на костях животных, например — на лопатке зубра. Этот цветной порошок хранили в выдолбленных костях или кожаных мешочках, которые носили на поясе.На этой картинке видно изображение огромного быка. Фигура правого быка – самый большой наскальный рисунок в мире, его длина 5.2 метра.

Чтобы было понятнее, что такое пять метров, мы отмерили это расстояние в квартире и прикинули, насколько огромный был бык. Интересно, что в пещере Ласко находится изображение мифического животного – единорога:А вот этот большой черный бык, длиной 3,71 метра, интересен тем, что его раскасили краской, распыленной через специальную трубочку:

Чем можно заняться, если ребенка заинтересовали эти рисунки:

– можно взять крафтовую бумагу, помять ее как следует (мы не сразу до этого догадались, но когда нам попался мятый кусок оберточной бумаги, Ося сам заметил, что получается фактурнее и поверхность напоминает поверхность камня) и повесить на стену, чтобы рисовать на ней запомнившиеся фигуры углем, сангиной или разноцветной пастелью. А можно красками, если ребенок не хочет пачкать руки. Главное, не забудьте застелить пол вокруг. – А можно сделать натуральные краски – из глины и ягод, и раскрашивать ими животных. А потом отдельно углем сделать контур. – А еще можно попробовать рисовать самодельными кистями. Предложите ребенку небольшую палочку, немного травы/стеблей цветов и нитку. Догадается ли он, что можно с ними сделать? А если от губки для мытья посуды отрезать верхний слой, то можно играть, что это шкура животного, которую древние люди использовали, чтобы закрасить большую площадь рисунка. Попробуем? – Чтобы рисовать рисунки, можно расположиться просто на столе или на полу, а можно представить, что мы находимся в пещере и рисуем на ее стенах и сводах. Однажды, когда мы играли в первобытных людей, мы обклеили место под столом бумагой, и Ося оставлял наскальные изображения, лежа на спине. – В этот раз мы развесили рисунки под письменным столом, потом Ося завалил вход в “пещеру” подушками от дивана, и мы играли, как будто это мы сами гуляем и неожиданно находим такое сокровище – пещеру с наскальными древними рисунками. Вечером, когда уже стемнело, мы погасили свет и залезали в пещеру с фонариками и свечками и рассматривали изображения на стенах.А это голова гигантского быка. Ося нарисовал его целиком на длинном листе бумаги и мы повесили его на потолок, чтобы можно было лежа на полу в пещере, смотреть на самый большой в мире наскальный рисунок.povod_poigratozero_chad
Смотрите, как интересно! Кто пойдет – расскажите потом, как там было!

В 2014 году мир отмечает столетие знаменитого норвежского путешественника Тура Хейердала, человека-легенды для нескольких поколений. В его честь Дарвиновский музей открывает межмузейный проект «Тур Хейердал».

Впервые на одной площадке будут представлены редкие экспонаты российских коллекций – оригинальные предметы и документальные фильмы из экспедиций Хейердала, артефакты, ботанические и зоологические объекты с острова Пасхи и других островов Полинезии, из Перу, стран Персидского залива.

Вы увидите инсталляцию легендарного плота «Кон-Тики», модели лодок «Ра» и «Тигрис». Для детей – мультимедиа комплекс с играми по мотивам путешествий Хейердала по Мировому океану.

Оригинал взят у mayak_parnasa в Выставка «Тур Хейердал»

20 сентября в Дарвиновском музее открывается выставка «Тур Хейердал».О детских и студенческих годах Тура Хейердала выставка расскажет его собственными словами. Цитаты, полные скандинавского юмора, проиллюстрированы фотографиями, рисунками, музейными предметами.

Вы узнаете, как избалованный маменькин сынок превратился в вожака уличных мальчишек, как юный натуралист поступил в университет и там разочаровался в зоологии, как самая красивая девушка Осло уехала с ним на затерянный остров в Тихом океане..

После экскурса в биографию Хейердала, проект предлагает зрителям пройти маршрутами наиболее значительных экспедиций норвежца, прославивших его на весь мир. Тур Хейердал первым решился реконструировать примитивные суда и повторить на них путь древних мореплавателей.

Он заново открыл забытую очевидность: океан – не преграда, океан – это путь, и, изучая его течения, можно объяснить сходство древних культур в разных частях нашей планеты. Чтобы проверить свою гипотезу, Хейердал анализировал результаты исследований в разных областях науки, что было новаторством для того времени.

Но, главное, в доказательство своей правоты, он с риском для жизни проплыл четыре тысячи миль на плоту из девяти брёвен с командой, в которой не было ни одного моряка. Чтобы почувствовать, насколько близко к бездне совершалось это плавание, посетители могут взобраться на реконструкцию «Кон-Тики» и посмотреть проецируемый на парус документальный фильм «Кон-Тики», удостоенный двух Оскаров в 1952 году.

Для экспедиций на лодках «Ра», «Ра II» и «Тигрис» Тур Хейердал намеренно собирал многонациональный экипаж, чтобы продемонстрировать возможность сотрудничества людей разных культур на маленькой палубе посреди океана. Во всех этих экспедициях в роли судового врача выступал известный советский тележурналист Юрий Сенкевич. Вы увидите фрагменты его популярной программы «Клуб кинопутешествий», открывшей советским зрителям новые горизонты мира.
Споры о теории древних миграций Хейердала продолжаются в научной среде и сегодня. Однако его идеи о прямой зависимости жизни на Земле от экологии мирового океана и о том, что все мы – люди разных национальностей – «плывём в одной лодке», уже ни у кого не вызывают сомнений.
23 сентября в 15:00 состоится круглый стол “По следам Тура Хейердала” с участием известных российских ученых и биографа Хейердала, норвежца Рагнара Квама. По четвергам в музее будут проходить тематические вечера, посвящённые открытиям Хейердала в разных странах. Детям будут интересны задания интерактивной образовательной программы, а также компьютерные игры “Собери экспедицию” и “Кто ты в команде “Кон-Тики”.
Специально для выставки дизайнерами Дарвиновского музея разработана линия эко-сувениров, которые появятся в магазинах музея только в период работы выставки. Поспешите, тираж ограничен!
Выставка продлится до 30 ноября 2014 годаи будет проводиться в выставочном комплексе музея.

Адрес: Москва, ул.Вавилова, 57. Пешком: от метро «Академическая» 10–15 минут по левой стороне улицы Дмитрия Ульянова в сторону Ленинского проспекта до улицы Вавилова. Карта тут.

Время работы: с 10:00 до 18:00 кроме понедельника и последней пятницы месяца.По четвергам выставочный комплекс работает с 13:00 до 21:00.

Цена билета: взрослый — 100 руб, льготный — 30 руб. Касса закрывается за полчаса до окончания работы музея.

Третье воскресенье каждого месяца вход в музей бесплатный.

Page 3

povod_poigratozero_chad
Предложите детям поугадывать, что за объекты изображены на фотографиях. Главное, не забыть упомянуть, что все они увеличены во много-много раз..Сахар, растворенный в воде
Яйцо бабочкиПыльЯзык колибриПесок.

Как конфетки, да?нитка в иголкелипучкабананкрай почтовой маркиснежинкащетинки зубной щеткитуалетная бумагакожа паукагрифель карандашасоль и перецлист ананасапыльцаклетки кровилапка мухибровьязык человекапаутинаапельсиновый сокклубникакрыло бабочкилист помидораязык бабочкибанановая кожураглаза комарамыльная пенакожа акулыпыльца одуванчикакораллпоявление паутины

http://www.dose.com/lists/1744/21-Ordinary-Objects-That-Look-Amazing-When-Magnified?&redirectfrom=www.brainwreck.com

http://heavy.com/social/2013/05/20-awesomest-magnified-images/

Источник: https://povod-poigrat.livejournal.com/3073.html

Виртуальное прошлое: история наскальных рисунков древности

Наскальные рисунки: привет из прошлого

Есть в Кузбассе место, где сохранились наскальные рисунки, сделанные пять-шесть тысячелетий назад. Их удалось не только сохранить, но и превратить в один из самых современных интерактивных музеев.

Чуть севернее кузбасской столицы в Яшкинском районе Кемеровской области есть деревня с необычным названием — Писаная. Местные говорят, что ее просто назвали так же, как и здешнюю речушку. Но есть и другая легенда — деревня называется так потому, что тут есть расписанные скалы, которые можно увидеть тут же — прямо над берегом реки Томи. 

На скальном массиве — около 300 рисунков, самые ранние относятся к эпохе неолита и сделаны в IV–III тысячелетии до нашей эры. На скалах высечены фигурки птиц и зверей, изображены различные ритуалы. 

Теперь на этом месте — музей-заповедник “Томская писаница”, первый в Сибири музеефицированный памятник наскального искусства и один из самых современных интерактивных музеев Кузбасса. Но обо всем по порядку. 

300 лет тому назад 

Первые упоминания о писаных скалах историки встречают в документах XVII века, посвященных началу освоения Сибири. Но все же летопись научного изучения этого памятника принято вести с XVIII века, когда по указу Петра I была организована первая научная экспедиция Петербургской академии наук. 

“В 1721 году во время академической экспедиции Даниэля Мессершмидта наскальные изображения Томской писаницы были впервые описаны и зарисованы, с этого периода и принято считать начало научного изучения рисунков этого памятника”, — говорит Ирина Аболонкова, заведующая научно-экспозиционным отделом музея-заповедника” Томская писаница”. 

В 2021 году, когда Кузбасс будет праздновать юбилейную дату со дня открытия кузбасских углей, музей-заповедник будет праздновать еще одну дату — 300-летие научного открытия Томской писаницы”. 

Писаница в опасности 

Однако статус музея кузбасские писаные скалы получили только в веке XX. И все благодаря Анатолию Мартынову — ученому-археологу, академику Российской академии естественных наук. 

Памятник первобытного искусства он начал изучать в 60-х годах прошлого столетия, пытаясь вместе с другими археологами разгадать смыслы и тайны сюжетов наскальных рисунков. 

“Стараниями Анатолия Ивановича в 1988 году и был создан музей-заповедник “Томская Писаница”. Это был первый отечественный прецедент музеефикации памятника наскального искусства”, — рассказывает об истории создания музея Ирина Аболонкова. 

К тому времени писаная скала на берегу Томи уже не была такой недосягаемой: время от времени сюда прибегали детишки из соседних деревень, приезжали туристы, которые уже слышали об этом живописном месте. 

Правда, тогда еще мало кто понимал, какая здесь собрана историческая ценность. Скала уже была памятником археологии и она сохранилась, но местные и туристы наносили поверх рисунков свои надписи, тем самым портя вид памятника. Словом, первобытные рисунки могли бы и вовсе не сохраниться, если бы археологи 30 лет назад не встали на защиту этих уникальных мест. 

Следы невиданных зверей 

Принято считать, что первые люди на этих берегах появились еще в эпоху палеолита — около 25 тысяч лет назад. Но они в основном охотились на мамонтов, а вот художниками были их потомки уже много веков спустя — в эпоху неолита, VI–IV тысячелетие до н. э., и бронзы, IV–II тысячелетие до н. э., именно к этим периодам историки относят наскальную живопись на кузбасском берегу. 

“Окаменевший эпос” — так еще принято называть рисунки на расписных скалах, их здесь около 300, и в каждом сюжете есть своя застывшая история. Несмотря на кажущийся примитивизм изображений, они не так просты. 

“Выполнены они в различной технике: выбитые, прочерченные тончайшими линиями, прошлифованные, есть даже нанесенные краской”, — рассказывает о наскальной живописи сотрудница музея, обращая отдельное внимание на сюжеты и их героев, главный из которых — лось. Этот персонаж наскальной живописи встречается здесь чаще всего в различных художественных вариациях. 

“Особенно много на Томской писанице изображений лосей, — подтверждает Ирина Аболонкова. — Очевидно, что лоси были не только объектами охоты, но и поклонения, воплощением мощи и сосредоточения жизненных сил”. 

Примечательны и позы животных: все они широко шагают на длинных сухих ногах, словно поднимаясь вверх по склону горы. 

“Эти рисунки отражают первобытный реализм, подтверждают, как тонко знали древние художники натуру животных. В таких же реалистичных чертах изображены на писанице и медведи. Этот зверь издавна занимал видное место в мировоззрении и верованиях народов Западной Сибири и Урала, считался божеством, с которым они связывали свое происхождение”, — говорит Аболонкова. 

Застыли в своем полете на скалах и перелетные птицы — цапли, журавли, утки. Фигуры каждой из них выполнены очень искусно и ювелирно, особенно если представить, насколько трудно работать инструментом на монолитном камне. Но, несмотря на это, линии тонки, изящны, все оперение выполнено филигранно. Одно из таких изображений и стало визитной карточкой музея. 

“На логотипе Томской писаницы у нас изображена сова, она стала своеобразной визитной карточкой музея, очень узнаваемой. Это не выдуманный художниками рисунок, это действительно один из петроглифов на скале, выполненный в необычной технике. Если присмотреться, оперение совы передано ее создателем на камне в виде мелких выбоин”, — показывает Аболонкова. 

В некоторых наскальных рисунках можно разглядеть и целые истории, рассказывающие о быте, жизни художников и их эпохе. 

“Лодки со схематичными фигурками “гребцов”, например, иллюстрируют мифологический сюжет о том, как перевозят души мертвых в мифическую страну предков”, — толкует значение символов на скале хозяйка экспозиционного отдела музея. 

Несмотря на то, что история наскальной живописи насчитывает несколько тысячелетий и ученые-археологи не раз исследовали эти места, на писанице до сих пор удается найти новые рисунки. Очередное такое открытие сделано совсем недавно. 

Как рассказал Илья Арефьев, заместитель директора музея-заповедника “Томская писаница” по научной работе, прошлой осенью работники музея проводили съемку скальных плоскостей с воды с помощью телеобъектива и обнаружили новые рисунки, типичные для уже известных плоскостей Томской писаницы. Фигуры лосей сохранились фрагментарно и едва читаются, но на одном из силуэтов удалось обнаружить следы древней краски. 

“Обнаружили мы их между той частью скального массива Томской писаницы, которую видят посетители музея, и группой рисунков в устье реки Писаной”, — рассказывает Арефьев. 

Неудивительно: этот участок труднодоступен, с обеих сторон окружен скалами, спускающимися в воду, из-за чего тут образуется небольшая бухта. Добраться сюда по берегу возможно только по реке. 

“Сохранность найденных рисунков не очень хорошая, они сильно выветрены, расположены довольно высоко от земли и к ним нет прямого доступа. Добраться до плоскости возможно только при помощи альпинистского оборудования”, — рассказал Арефьев. 

Виртуальное прошлое 

У посетителей музея добраться сюда тоже не выйдет: слишком опасно. Однако увидеть найденные в этих местах рисунки они все же смогут — благодаря дополненной реальности. 

“Мы работаем над тем, чтобы с помощью технологии дополненной реальности все могли через смартфоны и планшеты увидеть наскальную живопись в мельчайших деталях и получить научную информацию о памятнике, на котором эти рисунки расположены. Благодаря цифровизации можно будет увидеть даже те петроглифы, которые недоступны для посетителей из-за сложностей рельефа и были знакомы лишь немногим ученым-петроглифистам”, — говорит Илья Арефьев. 

Цифровизацию петроглифов проведут в рамках национального проекта “Культура”, одной из задач которого как раз и является создание таких виртуальных цифровых версий музейных экспозиций по всей стране. Первые экскурсии с виртуальным мобильным гидом на писанице планируется провести уже этой осенью, но и до этого времени для туристов и гостей здесь готовят немало интересных событий и открытий. 

Томскую писаницу в Кузбассе давно привыкли считать не просто музеем. Это большой исторический и природный парк площадью 156 гектаров. 

Писаные скалы занимают лишь небольшую его часть, на остальной территории расположены единственный в Кузбассе стационарный зоопарк, где можно увидеть около 70 зверей и птиц, настоящая шорская деревня, перевезенная из населенного пункта Ближний Кезек этнографом Валерием Кимеевым, интерактивные экспозиционные комплексы, которые позволяют гостям музея в буквальном смысле погрузиться в прошлое, а не просто прикоснуться к нему. 

Совсем недавно здесь открыли новую интерактивную экспозицию “Стан охотника”. 

“Это история про сибирскую охоту и быт промысловиков-сибиряков, в который могут окунуться все желающие, перенестись в прошлое на 150−200 лет назад, научиться разводить огонь, как это делали наши предки, пострелять из лука, познакомиться и пообщаться с настоящим сибирским охотником, который расскажет историю развития промысловой охоты в Сибири начиная с XVII века”, — рассказывает о новой экспозиции Илья Арефьев. 

Путешествуя по музею-заповеднику, можно узнать, как жили наши предки, посетить жилой дом зажиточного шорца в реконструированной усадьбе c аутентичными хозяйственными постройками, заглянуть в монгольскую юрту и окунуться в традиционный жизненный уклад монголов, а можно перенестись еще в более далекое прошлое — на II тыс. лет до н. э. Реконструированные жилища эпохи бронзы и железного века тоже есть на Томской писанице и наглядно знакомят гостей с бытом и укладом жизни тех далеких эпох. 

“Последний год мы стараемся уйти от традиционных форм взаимодействия с посетителями — экскурсии, концертные программы — и внедряем интерактивную составляющую в культурно-массовых мероприятиях. Роль зрителя отходит на второй план, все наши гости — непосредственные участники.

У нас историко-культурный и природный музей-заповедник, мы всегда занимались и будем заниматься наукой, но и туристическую составляющую развиваем параллельно, чтобы быть интересными наших гостям, — делится современным видением музейной концепции Илья Арефьев. — Все привыкли считать, что музей — это что-то закрытое, за стеклом, где нельзя ничего трогать рукам.

У нас все по-другому, много интерактивных экскурсий, праздники. Таким, на наш взгляд, и должен быть современный музей”.  

Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/virtualnoe-proshloe-istoriya-naskalnyh-risunkov-drevnosti

Как прекрасно сохранились древние наскальные рисунки?

Наскальные рисунки: привет из прошлого

Стабильная температура и влажность в пещерах, отсутствие контакта с людьми и долговечные материалы для живописи позволили многим древним наскальным рисункам выжить в почти нетронутом состоянии.

Представьте, что вы идете по Пиренейскому полуострову в современной Испании и натыкаетесь на скрытый вход в пещеру. Преодолев свои страхи, вы зажигаете свой фонарик и погружаетесь в неизвестность.

Мало ли вам известно, что более 60 000 лет назад доисторический художник вошел в ту же пещеру, чтобы оставить один из самых ранних образцов человеческого искусства.

Глубоко в защищенном углублении пещеры, когда вы освещаете свой фонарик на сцене, вы замечаете, что он удивительно чистый и хорошо сохранился.

Мы видим такие примеры древнего наскального искусства, сохранившегося во всем мире, от пещер Ласко до недавно обнаруженных картин на острове Борнео, который провозглашается старейшим из когда-либо обнаруженных предметов изобразительного искусства. Вопрос в том, как такие наскальные рисунки сохранились на протяжении десятков тысяч лет, когда другие признаки ранних цивилизаций были потеряны в песках времени?

История наскальных рисунков

Первые наскальные рисунки были обнаружены только в конце XIX века, и утверждения о том, что они относятся к эпохе палеолита, не были приняты во внимание, поскольку это настолько противоречило предыдущим антропологическим представлениям о ранних людях и их когнитивных способностях. Постоянный поток дополнительных открытий в XX веке подтвердил, что ранние люди были более выразительными и способными, чем считалось ранее.

Наскальная живопись в Кимберли, Западная Австралия

Во всей Франции и Испании ряд захватывающих открытий привлек больше внимания к этой области, и наскальные рисунки стали критическими линзами в истории неандертальцев и современного человека.

Только в этих двух странах более 150 объектов предоставили бесценную информацию о прошлом. Большинство обнаруженных наскальных рисунков изображают символы и животных, иногда они могут похвастаться сотнями изображений в одной и той же пещере.

Это дает четкое представление о некоторых фаунах, присутствовавших на момент создания этих картин, а также об уровне сложности и символического языка доисторического человека.

Пещеры Ласко, открытые в 1940 году, носили титул самой древней из известных наскальных рисунков, возраст которых составляет примерно 17 000 лет.

Однако в последние годы хронология была отброшена гораздо дальше назад, с захватывающими открытиями в Борнео (датируемый приблизительно 40 000-52 000 лет), пещеры Габардунг в Австралии (по крайней мере 28 000 лет) и Пиренейского полуострова (~64 000 лет).

Глобальный поиск наскальных рисунков продолжается, так как каждое новое открытие приносит новые открытия в историю, которая в остальном почти невидима.

Природа наскальных рисунков

Как мы все знаем, природа – самая постепенно разрушительная и творческая сила на планете. Взгляните на Большой Каньон или гладко выветренные вершины Аппалачей, и вы увидите свидетельство этой настойчивой силы.

По этой причине останки древних цивилизаций и раннего человека трудно, если не невозможно, найти и изучить.

Инструменты, конструктивные основы, артефакты и остатки постепенно разрушаются и исчезают, особенно через десятки тысяч лет.

Тем не менее, наскальные рисунки уникально способны защитить от разрушительного воздействия времени.

Начнем с того, что краски и красители, использованные этими ранними художниками, были органическими по природе, такими как железо или гематит, которые объединялись бы в пигмент под названием охра, как только они начали окисляться.

Этот пигмент можно смешать с углем или сожженными костями и загустить в краску с животным жиром или другими натуральными маслами. Эти пигменты не были доступны везде, и, вероятно, их нужно было искать, и они, вероятно, считались ценными.

В связи с обнаружением пигментов и красок вблизи захоронений и религиозных объектов предполагается, что такие картины часто носили церемониальный или священный характер. Сами пигменты, такие как оксид железа и технический углерод (древесный уголь), обладают высокой устойчивостью к выцветанию, если не подвергаются воздействию огня или химических веществ.

В некоторых случаях известняковых пещер также существует процесс, известный как просачивание дождевой воды, при котором вода, просачивающаяся сквозь трещины скалы, образует бикарбонатный слой или покрытие, которое эффективно остекляет картины на стене, позволяя им удивительно сохранять свои яркие оттенки тысячи лет спустя.

Пещеры, которые не подвержены изменениям уровня воды или структурным колебаниям от тектонического движения / вулканической активности, являются очень стабильными местами.

Температура и влажность хорошо регулируются и минимально меняются в течение длительного времени.

Эрозия и коррозия просто не являются угрозой в закрытой пещере, что позволило этим наскальным рисункам существовать без разрушения!

Разрушительная природа открытий

Последний фактор, который позволил этим наскальным рисункам выжить с доисторических времен, – это отсутствие людей.

Некоторые из этих пещер, возможно, были необитаемы или нетронуты в течение тысячелетий; как только племя или группа оставили этот регион и их художественные усилия позади, он, возможно, никогда не был занят снова! Как мы видели в бесчисленных примерах, люди печально известны своей разрушительной силой, когда мы находим что-то прекрасное.

Упомянутые выше пещеры Ласко испытали именно этот тип вредной славы; на пике своей туристической активности более 100 000 человек посещали эти легендарные пещеры каждый год.

Миллионы вспышек фотокамер и выделения углекислого газа в замкнутом пространстве оказывали разрушительное воздействие на картины, поэтому в конечном итоге пещера была закрыта. Вместо этого была возведена копия стен пещеры.

Многие другие пещеры и археологически ценные места по всему миру наложили аналогичные ограничения на туристов, чтобы сохранить целостность этой предыдущей истории.

Заключение

Древние наскальные рисунки – замечательные окна в прошлое, но они также являются деликатными произведениями искусства, которые можно легко поставить под угрозу.

Хотя изоляция от природы (и людей) и эластичных пигментов и инструментов, с помощью которых они были сделаны, сохраняла эти наскальные рисунки безопасными на протяжении тысячелетий, важно, чтобы стремление человечества изучать и наслаждаться этими реликвиями не заканчивалось тем, что они уничтожали их в процессе!

Источник: https://new-science.ru/kak-prekrasno-sohranilis-drevnie-naskalnye-risunki/

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: