Правила оценивания работы учащихся

Нормы оценок в начальной школе по ФГОС: положение, приемы, контроль и система оценивания

Правила оценивания работы учащихся

Нормы оценок в начальной школе по ФГОС должны быть знакомы любому учителю, который работает с младшими школьниками. В первом классе предусмотрено безотметочное обучение, но далее успехи учащихся фиксируются. При этом сегодня существует немало авторитетных мнений, которые указывают на то, что школьная система оценивания далека от совершенства.

Функции системы школьного оценивания

Отметка является единственным рабочим инструментом преподавателя для оценки труда и успехов ребенка в обучении.

Оценивание введено в целях определения степени соответствия целей образовательного процесса и достигнутых учеником результатов в динамике, выявления конкретных затруднений отдельного учащегося и класса в целом для организации коррекционной работы, определения качества деятельности учителя, создания комфортной в психологическом плане образовательной среды для мотивации детей к дальнейшей успешной деятельности.

Современное начальное звено — это пока школа пробы сил ребенка, а не школа навыка. В связи с этим становится особенно актуальной проблема оценивания достижений каждого учащегося, направленная на рост и развитие.

В один класс приходят учиться очень разные дети, но все они получают положительную установку, что это место, где их ждут новые открытия и знания.

Каждый ребенок продвигается по этому трудному пути очень индивидуально, а его успешность должна определяться не пятерками и четверками, а желанием учиться, личной динамикой развития и целеустремленностью.

Контроль и оценка в начальной школе по ФГОС являются малоинформативными. Преподавателю, ученикам и родителям сложно определить, что нужно улучшить, над каким навыком дополнительно поработать.

Система эта носит травмирующий для ребенка характер.

Неудовлетворительная оценка становится орудием психологического давления на ученика, что приводит к дискомфорту учащихся в обучении, стрессам, ухудшению физического здоровья и отсутствию дальнейших успехов в учебе.

Остается нерешенной проблема субъективизма системы оценок в начальной школе. ФГОС очевидно требует доработки в вопросах контроля и оценивания. На данный момент критерии выбора отметки расплывчаты, а общепринятое определение итогов текущего и итогового контроля средствами 5-балльной шкалы является слишком грубым. Тем более фактически это 4-балльная шкала оценивания знаний и умений учеников.

Когда учитель ставит отметку, он оценивает только конечный результат, а не содержательное и последовательное движение ученика к определенной цели. Оценка ставится за сформированность определенной способности к конкретному времени, а не за процесс развития способности и стремление ребенка к успеху.

Так, тройку по математике получит и тот ученик, который решил, например, два задания различной сложности, но допустил ошибку на одном из этапов, так что в итоге получил один неверный ответ, и тот, который решил только одно из этих заданий, но полностью верно, а к другому не приступал. При этом первый учащийся применил больше знаний и навыков, проявил стремление к достижению положительного результата, а второй, возможно, и не изучал тему, по которой составлено второе задание.

Получается, что современные нормы оценок в начальной школе по ФГОС мотивируют учащихся на получение определенной отметки, а не уверенных знаний. Отметка является мощным средством наказаний и поощрений даже вне школьной жизни. Так, анализ ситуации и поиск путей ликвидации пробелов в знаниях сменяется борьбой за определенную запись в журнале.

Способы решения существующих проблем

Нормы отметок в начальной школе по ФГОС нуждаются в переработке. При этом проблема касается не только начального звена, а всех ступеней обучения вплоть до одиннадцатого класса. Должна быть разработана точная критериальная база фиксации результата учебного процесса по каждой отдельной дисциплине. Эта система должна быть связана с методикой и технологией преподавания.

На основе критериальной базы должны быть разработаны единые средства и формы оценочной деятельности. Главным отличием от существующей системы должно стать устранение субъективного фактора при фиксации результата деятельности учащегося. То есть уровень оценок ученика не должен зависеть от личных взаимоотношений с учителем, а также субъективной оценки преподавателем деятельности ребенка.

Принципы безотметочного обучения

Нормативы оценок в начальной школе по ФГОС предусматривают определение достигнутых результатов в виде конкретной отметки (пять, четыре, три, два) для учеников второго-четвертого классов.

Для первоклассников используется совершенно иной подход к обучению, который позволяет устранить отрицательные моменты в обучении, способствует индивидуализации образовательного процесса, стимулирует учебную самостоятельность и мотивацию.

Основными принципами такой системы являются:

  1. Критериальность. Анализ и оценка строятся на основе однозначных и предельно четких критериев.
  2. Приоритет самооценки. Оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика.
  3. Вариативность и гибкость. Использование различных методов и процедур определения результативности обучения.

Безотметочное обучение позволяет выработать у учащихся навыки самоконтроля.

Дети учатся самостоятельно выявлять проблемы и способы их решения, анализируют, обобщают, наблюдают, сравнивают, классифицируют, творчески подходят к решению учебных задач, что является важнейшими навыками, которые во многом определяют успешность учащегося в дальнейшем. Конечная цель такого подхода заключается в переходе от внешней оценки к внутренней самооценке.

Безотметочное обучение в первом классе

Критерии оценок в начальной школе по ФГОС для первого класса не установлены. Как уже было указано выше, в ходе обучения первоклассников применяется безотметочный подход. Оценивание осуществляется в форме качественных словесных оценок («Молодец», «Подумай еще», «Давай послушаем, что думают другие»), в форме заключений учителя по итогам проверки работ.

Учитель должен наблюдать за совершенствованием техники чтения и письма, оценивать выполнение учащимися различных творческих заданий, проводить тестирования для оценки продвижения в освоении знаний. Оцениваются открытые ответы, закрытые или частично закрытые (это предусматривается форматом заданий), результаты рефлексии (листы достижений, дневники учеников, портфолио).

Нормы оценок в начальной школе

По ФГОС отметочное оценивание предусматривается для учеников вторых-четвертных классов начального звена.

Отдельно разработаны методические рекомендации для оценки успешности учащихся по родному (русскому) языку и чтению, математике. По другим предметам обычно применяется следующий подход.

При выполнении более 85 % работы ставится пятерка, если выполнено от 70 до 85 % – четверка, от 51 до 70 % – тройка, менее 51 % – двойка.

Оценивание по русскому (родному) языку

Нормы оценивания в начальной школе по ФГОС для такой формы работы, как диктант, следующие: пятерка ставится, если в письменной работе ученика нет ошибок и исправлений, четверка – не более двух орфографических ошибок, возможна незначительная неаккуратность при письме, тройка – три-пять ошибок, диктант написан небрежно, двойка – более пяти орфографических ошибок.

За контрольный диктант пятерку можно ставить при одной негрубой ошибке, отметка не ставится при трех исправлениях, четверка предполагает наличие в работе не более двух пунктуационных и двух грамматических ошибок или одной орфографической и трех пунктуационных, тройка – три-четыре орфографических ошибки и четыре пунктуационных (или пять орфографических ошибок), двойка – более пяти-восьми ошибок.

Что считается или не считается ошибкой

Нормы оценивания в начальной школе по ФГОС предполагают, что ошибкой в диктанте считается неправильное написание словарных слов, пропуск или искажение букв в словах, замена слов, нарушение правил орфографии, отсутствие знаков препинания, изучение которых предусмотрено программой данного класса. Не считаются ошибкой единичный пропуск точки в конце предложения, если следующее слово написано с заглавной буквы, единичный случай замены слова другим без искажения смысла, а также ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые еще не изучались.

Оценивание списывания и грамматических заданий

При списывании пятерка ставится за безошибочное и прилежное выполнение работы, четверка – за одну орфографическую ошибку и одно исправление, тройка – две орфографические ошибки и одно исправление, двойка – три ошибки. За грамматические задания четверка ставится, если верно выполнено не менее 3\4 работы, тройка – не менее половины, двойка – не выполнено более половины общего объема работы.

Оценивание учеников по математике

Нормы отметок в начальной школе по ФГОС выделены для контрольных работ, содержащих только примеры или только задачи, и комбинированных работ по математике. Если в работе только примеры, то четверка ставится за одну-две вычислительные ошибки, тройка – за три-четыре вычислительные ошибки, двойка – за пять и более вычислительных ошибок.

Для работ, содержащих только задачи, устанавливаются другие нормы оценок в начальной школе по ФГОС.

Так, четверка ставится, если допущены одна-две вычислительные ошибки, но в ходе решения все верно, тройка – одна вычислительная ошибка или одна ошибка в ходе решения, но не решена одна задача, двойка – ошибка в ходе решения двух задач или две вычислительные ошибки и одна ошибка в ходе решения.

“Школа 2000”: оценивание

Получение неверного ответа не всегда говорит об отсутствии результата. Это можно отследить на примере стандартной учебной ситуации.

Ученику дается задание, которое звучит следующим образом: «К какому числу нужно прибавить 569 745, чтобы получить 864 568?».

Чтобы получить ответ, необходимо составить уравнение, правильно определить алгоритм получения верного ответа, произвести вычисления, сделать проверку вычислений.

При составлении уравнения проверяются логические навыки учащегося и то, насколько хорошо ученик воспринимает текстовую задачу. Чтобы правильно определить этапы решения, нужно знать правила решения уравнения.

Для правильного вычисления и проверки необходимы вычислительные навыки.

Сложность последних двух шагов можно оценить по одному баллу, в то время как составить уравнение «стоит» три балла, а правильно определить последовательность решения — два балла.

Учителю необходимо зафиксировать результаты прохождения этих этапов. Таким образом результат ребенка по контрольной работе фиксируется, а не оценивается.

Сумму баллов логично перевести в 100-балльную шкалу (как отношение достигнутого результата к максимально возможному).

Такая методика оценки достижений и результатов в начальной школе по ФГОС применяется в рамках мониторинга успеваемости «Электронное приложение…», которое разработано коллективом ассоциации «Школа 2000».

Источник: https://FB.ru/article/425187/normyi-otsenok-v-nachalnoy-shkole-po-fgos-polojenie-priemyi-kontrol-i-sistema-otsenivaniya

Критерии выставления оценок по пятибалльной шкале

Правила оценивания работы учащихся

Как выставляют текущие и итоговые оценки в школе.

Многие родители говорят своим детям:

Ты учишься не ради а ради знаний.

Но ведь оценки и придуманы для того, чтобы объективно оценить уровень полученных знаний. Без них сложно понять уровень подготовки по тому или иному предмету, а также определить, кто успевает лучше, а кто хуже.

В России принята пятибалльная шкала оценивания в школах. Это привычная нам с советских времен система. Но разобраться, какими принципами руководствуются современные учителя, выставляя оценки ученикам, бывает трудно.

Но существуют единые критерии, которых должны придерживаться педагоги.

За что двойка?

Если представить эти критерии, которые отличаются в зависимости от предмета в виде совсем простой схемы, то получится такая картина:

  • «5» – выполнил всё задание правильно;
  • «4» – выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
  • «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
  • «1» – вообще не выполнил задание.

На практике оценки снижают за неаккуратность, плохой почерк, неправильное оформление и многое другое. Однако, в соответствии с установленными критериями учитель должен помнить о главном:

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

Правила выставления оценок предусматривают, что нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки должны быть известны заранее и педагогам и учащимся.

Это значит, что учитель должен обязательно сообщить ученикам за что он будет ставить четверки, тройки, двойки и, конечно же, пятерки. Подход должен быть единым для всех.

По каждому предмету свои оценки

Общие принципы и критерии должны быть закреплены в нормативных актах школы. Это необходимо для того, чтобы справедливость выставления оценок можно было проверить. Обычно такой документ называется «Положение о системе формах и порядке промежуточной аттестации».

В нем должны быть прописаны критерии для каждого предмета в разрезе начальной и средней школы. В частности, для оценивания чтения в начальной школе важную роль играет техника чтения и понимание смысла прочитанного текста. В средней школе на первый план выходит умение анализировать прочитанное и делать выводы.

Точно так меняются критерии и по другим предметам.

Чтобы четко понимать справедливые оценки получает ребенок или нет, родители имеют право ознакомиться с Положением об оценивании. Оно может быть выложено на сайте школы в актуальной редакции, или находится у администрации школы и выдаваться по первому требованию всем желающим. И знать, о чем написано в этом документе очень важно.

Ведь человеческий фактор никто не отменял, и многие учителя бывают необъективны при выставлении отметок. Часто бывает так, что троечник в начальной школе становится твердым хорошистом в 5 классе, а отличник вдруг начинает получать у других учителей тройки.

Если для ребенка важны оценки (а это нормально) нужно стараться восстанавливать справедливость по горячим следам.

Итоговая оценка: как посчитать?

Текущие оценки рано или поздно должны превратиться в итоговые: четвертные и годовые. Редко бывает, чтобы один ученик всю четверть получал одинаковые оценки.

Как правило, бывают и четверки, и пятерки, а иногда и двойка случается. Поэтому при выставлении итоговых оценок учителя руководствуются средним арифметическим результатом.

То есть, они берут все оценки за четверть, суммируют их, а затем делят на количество. Например:

Ученик получил по алгебре за 2 четверть 4 + 5 + 4 + 4 + 3 + 3 = 23. После этого нужно разделить 23 на 6 оценок (чтобы получить среднее арифметическое) Получается 3,83.

Но ведь это не целое число и поставить такую оценку в табель нельзя. Поэтому применяется правило округления. В данном случае до целой «4», которая и будет итоговой оценкой за четверть.

А вот, если бы получилось среднее арифметическое 3,36, то и за четверть была бы тройка.

Правда, и тут случаются перегибы. Например, учитель может не поставить «5», если у ученика получилось 4,56 или даже 4,60. И если пойти на принцип такую четвертную оценку можно оспорить. Но мало кто этим занимается. А иногда, особенно в старших классах, каждый балл может быть очень важен.

А ваши учителя справедливо выставляют оценки?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5984d3e67ddde837f2a103e2/5d8b4fd6fe289100b11936a1

Очень просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: